Ольга Кириленко
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»
Цель: познакомить детей с устным народным творчеством, народными традициями и обычаями, а также пробудить интерес к истории своего народа.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание.
2. Коммуникация.
3. Физическая культура.
4. Социализация.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи НОД :
Обучающие: обогатить знания и представления детей об устном народном творчестве.
Развивающие – развить речь, память, мышление, умение действовать согласованно.
Воспитывать - интерес к истории, в частности, к устному народному творчеству, навыки совместной работы.
Планируемые результаты – дети проявляют интерес к устному народному творчеству, эмоционально реагируют на народные произведения, откликаются на юмор в сказках, поговорках, скороговорках, имеют навыки использования считалок в игровой деятельности.
Материал и оборудование: макет печи, выполненный из картона, коромысло, чугунок, ухват, куклы би-ба-бо, колыбелька, деревянные ложки, ширма, бубен, русский народный сарафан, народна музыка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Включается русская народная музыка, дети заходят в зал.
Воспитатель (ведущий) в русско-народном сарафане. У сцены стоит печь, на ней керосиновая лампа. Рядом с печью стоит детская колыбелька с куклой.
Воспитатель:
Здравствуйте дорогие друзья! Я очень рада гостям, приходите, не стесняйтесь, рассаживайтесь по местам! Меня зовут Тетушка Рассказушка!
Я вам сейчас расскажу одну историю.
В далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, жила одна старушка Матрена. Она очень любила своим внукам рассказывать сказки, петь колыбельные, частушки, прибаутки. Дети очень любили слушать бабушкины рассказы. Когда они выросли, стали рассказывать своим детям. А их дети – своим. Таки и передавались истории бабушки Матрены «из уст в уста».
Прошли годы и люди обучились грамоте. Они стали уметь читать и писать. Люди стали записывать свои знания.
Так, они записали все известные им сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки и все остальное, что, когда слышали и смогли запомнить.
Благодаря этому до наших дней дошли произведения, придуманные много лет назад.
Эти произведения называются – устное народное творчество или фольклор. Устное, потому, что оно передавалось «из уст в уста».
Сказки и потешки просты по содержанию, но при этом в них скрывается глубокий смысл, содержится мудрость.
В самом раннем возрасте дети знакомятся с колыбельными. Каждая мама укладывая малыша спать напевает спокойные песенки.
(Тетушка Матрена качает колыбельку и поет).
Баю-баюшки-баю
Не ложись ты на краю
Придет серенький волчок
И укусит за бочок
Колыбельные песенки пели тихо, чтобы ребенок успокоился и спокойно засыпал.
Маленьким детям еще пели пестушки. Это коротенькие песенки которые сопровождаются какими-либо действиями (поглаживанием по животу, по ручкам).
Тетушка берет ребенка из колыбели, разворачивает, его и напевает:
Потягушки, потягушки
От носочков до макушки
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки.
Когда ребенок становится постарше ему рассказывают потешки.
Ребята, вы знаете, что такое потешки?
Дети: «Ладушки, ладушки…», «Сорока –белобока», «Идет коза рогатая».
Тетушка Матрена: молодцы ребята! Вы знаете очень много потешек.
А скажите дети, когда вы начинаете игру и нужно выбрать ведущего, что вы делаете?
Дети – считаем считалки.
Тетушка Матрена: правильно. А вы знали, что считалки – это тоже устное народное творчество?
Давайте вспомним какие считалки вы знаете.
Дети называют разные считалки.
Тетушка Матрена: А теперь давайте поиграем в игру «Гори, гори ясно», а для этого сначала с помощью считалки выберем ведущего.
Тетушка: А теперь давайте я вам загадаю загадки. Ведь загадки это тоже устное народное творчество :
Взглянешь — заплачешь,
а краше его на свете нет. (Солнце)
Белая морковка зимой растет,
весною бесследно исчезает. (Сосулька).
Ах, не трогайте меня!
Обожгу вас без огня. (Крапива)
Тетушка Матрена. Послушайте, какие красивые народные песни. (играет песня «Во поле березка стояла»). Тетушка достает из корзины деревянные ложки и раздает детям. Давайте сыграем на ложках.
- Молодцы ребята, у вас хорошо получилась (ложки убирают обратно в корзину).
Дети, а знаете про что мы забыли, про самое главное – это сказки. Ведь все дети очень любят сказки.
Скажите, а какие русские народные сказки вы знаете?
(дети называют разные сказки)
Тетушка Матрена: -Правильно, а кто помнет сказку «Репка» ?
Какие там были герои?
(дети называют героев)
А кто хочет стать актером? (Ведущая выбирает актеров и дети под рассказы воспитателя показывают спектакль).
Тетушка: Молодцы! На этом ваше путешествие по удивительному миру народного творчества закончилось. Теперь садитесь на стульчики давайте вспомним вместе, что относиться к фольклору?
(Дети называют то, что запомнили).
Т. М. – Молодцы, вы все хорошо запомнили.
А вы знаете, что в старину всех гостей было принято угощать?
Матрена раздает всем детям угощения.
До свидание дети, приходите ко мне в гости еще!