Холодкова Евгения
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Топки
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в страну красивой речи»
Воспитатель:
Холодкова Е. С.
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие задачи: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании слов признаков; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии; закрепить умение работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей.
Развивающие задачи : развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся. (поздороваемся друг с другом и с гостями)
Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи.
Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки. (садятся на стульчики за столы). Я называю упражнение, вы внимательно слушаете и хорошо выполняете.
Артикуляционная гимнастика. (зеркала, салфетки)
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Вот наши язычки подготовлены к работе.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
(Включается сказочная музыка)
Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
(ответ детей).
Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались… это (солнце)
(на доске висит солнышко без лучиков)
— А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
— Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)
— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики. А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания, которые приготовили нам животные.
1 задание. «Где спрятался звук». Чтобы выполнить 1 задание, отгадайте загадку.
Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (Заяц).
Воспитатель: Правильно дети, заяц. Опишите зайца словами-признаками. Какой?. Попрыгайте как зайчики. Какие у зайки уши (показали).
Итак, зайка предлагает вам выполнить его задание. На доске висят картинки, зайка хочет, чтобы вы назвали, что изображено на картинках, какой звук тесть в каждом из этих слов, чтоб разделили слово каждое на слоги назвали, в какой части слова находится звук. (Отвечают полным ответом) На картинке изображена шубка, звук Ш, в этом слове 2 слога, потому что 2 гл. звука слоги образуют тгласные звуки, звук Ш находится в начале слова….).
В каждом из этих слов какой звук вы услышали? – звук Ш. Произнесли все вместе, пошипели как змейки. Звук Ш какой, - согласный, а почему?-язычки поднялись на верх, есть преграда, не поется, воздух выгоняется на ладонь. Твердый.
Прикрепляем первый лучик к солнышку.
2 задание. «Кто внимательный».
Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса). Назовите главный признак лисы? Покажите как ходит лиса? Хвостиком виляет, выбражуля какая.
А теперь слушайте задание лисички: Лиса предлагает вам сыграть в игру «Кто внимательный». С помощью фишек. Поиграем? Присаживаемся. Пододвигаем поближе фишки. Я сейчас вам буду называть звуки, а вы показывать соответствующую фишку. Но прежде чем начать работать, давайте вспомним, какие бывают звуки?- (индивидуальные ответы).-
- Звуки бывают гласные и согласные. А чем они отличаются?-У гласных звуков нет преграды, они поются, ничего не мешает, когда их произносишь. Каким цветом обозначают?
- Согласные – есть преграда, не поются, когда их произносишь мешает зубы, язык. Каким цветом обозначают?. А Какие бывают согласные? – твердые и мягкие, звонкие и глухие. (произнесем Ш поднесем ладонь к горлышку, работает горлышко? – нет, произнесем Р, работает?- да. Каким цветом обозначаются? – синий, зеленый.
О, К, ЛЬ, Р, Ш, И, ЗЬ,В, А. Молодцы.
— Прикрепляем лучик.
Физминутка
В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!
3 задание. «Назови ласково».
Слушаем следующую загадку.
Хозяин лесной, просыпается весной,А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь).
Посмотрите внимательно, какой медведь, большой. Послушайте задание. Медведь хочет, чтобы вы его ласково назвали. (Миша, Мишенька).А в сказках помните как называли медведя?- Топтыгин. А в сказке 3 медведя?- Михаил Иванович. Правильно, молодцы. Но это еще не все задание. Мишке больше всего понравилось слово Миша, и он хочет чтобы вы разобрали это слово, сделали звуко буквенный анализ. Ну что, приступим к заданию. Пододвигаем полоски, фишки. Я буду произносить каждый звук, а вы показывать соответствующую фишку. И так в слове Миша 1 звук какой?-
МЬ. правильно, произнесите этот звуке и смотрите в зеркало. Что можно о нем сказать? – Милана, Какой это звук? – согласный. Почему? – у него есть преграда. А как он звучит? – мягко.
МЬ – мягкий согласный. А каким цветом мы обозначаем мягкий согласный? – зеленым. Молодцы.
(И так каждый звук. Ответы индивидуальные. Спрашивает воспитатель, что делает язычок, зубы, когда произносим звук. Почему гласный? Почему согласный- есть преграда.)
Итак мы разобрали слово по звукам. Давайте поделим его на слоги. МИ-ША – Сколько слогов? – (полным ответом) – В слове ми-ша 2 слога. Почему- потомучто в слове 2 гласных звука. Первый – И, второй – А. А сколько согласных? – 2. Какие? – МЬ и Ш. МЬ – какой это звук – Согласный мягкий. Ш? – согласный твердый. (индивидуальные ответы).
А сейчас мы поиграем в игру живые звуки. Итак, Вика ты будещь звук МЬ, Гордей Ш, Милана И, Ульяна А. (звуки должны встать в правильном порядке – МИША.) А мы ребята проверим, правильно ли они встали и будем давать им задания. И так звуки, назовите пожалуйста себя. Даем задания: (дети). Звук А попрыгай 3 раза. Звук И похлопай 4 раза, звук МЬ покрутись 2 раза., звук Ш потопай 5 раз. Спасибо. (дети должны правильно выполнить). Спасибо живые звуки, присаживаемся.
— Прикрепляем лучик.
4 задание. «Близкие по смыслу».
Слушаем последнюю загадку.
Он рычит — зубами щелк:
«В поросятах знаю толк».
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Хорошо, вот волк наш. Ребята, а как волк бегает? Как рыщет добычу показали. Прыжки большие, вот как прыгает волк, молодцы, хорошо. Итак слушаем задание. Игра близкие по смыслу с мячом. Сделали круг. Я буду называть слово кидать мяч, а вы мне в ответ близкое по смыслу, отдаете мяч.
Дети-ребята, мороз-холод, жара- зной, дом- жилище, еда – пища, идти – бежать, смотреть – глядеть.
Прикрепляем лучик.
Ребята пока мы играли, мне мишка прошептал на ушко, что хочет с нами поиграть. Давайте поиграем.
Музыка. Физминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге Повороты влево - вправо.
Потянулся он со сна - Потягивание – руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад – вперёд, Наклоны вперёд и назад.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки Наклоны: коснуться ступней
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышко уселся. Дети садятся.
5. Задание «Произнеси скороговорку».
В дупле на старом дубе Живу в густом лесу. Хожу в пушистой шубке, Орешки я грызу. (Белка).
Признак белки – быстрая, шустра. Прыгает с ветки на ветку. Показали как прыгает.
А белка нам ребята предлагает сказать скороговорку со звуком Ш.
Шапка да шубка вот и весь мишутка (индивидуально). Потом парами, потом хором.
Молодцы ребята!
Прикрепляем лучик.
Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? ( ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!
III Заключительная часть
Итог:
1. Что вам больше всего понравилось?
2. Что было особенно трудно?
3. Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора! (раздача угощения).
Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.
М
И
Ш
А
Чтобы выполнить 1 задание, отгадайте загадку.
Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (Заяц).
Воспитатель: Правильно дети, заяц. Опишите зайца словами-признаками. Какой?. Попрыгайте как зайчики. Какие у зайки уши (показали).
Итак, зайка предлагает вам выполнить его задание. На доске висят картинки, зайка хочет, чтобы вы назвали, что изображено на картинках, какой звук тесть в каждом из этих слов, чтоб разделили слово каждое на слоги назвали, в какой части слова находится звук. (Отвечают полным ответом) На картинке изображена шубка, звук Ш, в этом слове 2 слога, потому что 2 гл. звука слоги образуют тгласные звуки, звук Ш находится в начале слова….).
В каждом из этих слов какой звук вы услышали? – звук Ш. Произнесли все вместе, пошипели как змейки. Звук Ш какой, - согласный, а почему?-язычки поднялись на верх, есть преграда, не поется, воздух выгоняется на ладонь. Твердый.
2 загадка.
Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса). Назовите главный признак лисы? Покажите как ходит лиса? Хвостиком виляет, выбражуля какая.
А теперь слушайте задание лисички: Лиса предлагает вам сыграть в игру «Кто внимательный». С помощью фишек. Поиграем? Присаживаемся. Пододвигаем поближе фишки. Я сейчас вам буду называть звуки, а вы показывать соответствующую фишку. Но прежде чем начать работать, давайте вспомним, какие бывают звуки?- (индивидуальные ответы).-
- Звуки бывают гласные и согласные. А чем они отличаются?-У гласных звуков нет преграды, они поются, ничего не мешает, когда их произносишь. Каким цветом обозначают?
- Согласные – есть преграда, не поются, когда их произносишь мешает зубы, язык. Каким цветом обозначают?. А Какие бывают согласные? – твердые и мягкие, звонкие и глухие. (произнесем Ш поднесем ладонь к горлышку, работает горлышко? – нет, произнесем Р, работает?- да. Каким цветом обозначаются? – синий, зеленый.
О, К, ЛЬ, Р, Ш, И, ЗЬ,В, А. Молодцы.
Слушаем следующую загадку.
Хозяин лесной, просыпается весной,А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь).
Посмотрите внимательно, какой медведь, большой. Послушайте задание. Медведь хочет, чтобы вы его ласково назвали. (Миша, Мишенька).А в сказках помните как называли медведя?- Топтыгин. А в сказке 3 медведя?- Михаил Иванович. Правильно, молодцы.
Но это еще не все задание. Мишке больше всего понравилось слово Миша, и он хочет чтобы вы разобрали это слово, сделали звуко буквенный анализ. Ну что, приступим к заданию. Пододвигаем полоски, фишки. Я буду произносить каждый звук, а вы показывать соответствующую фишку. И так в слове Миша 1 звук какой?-
МЬ. правильно, произнесите этот звуке и смотрите в зеркало. Что можно о нем сказать? – Милана, Какой это звук? – согласный. Почему? – у него есть преграда. А как он звучит? – мягко.
МЬ – мягкий согласный. А каким цветом мы обозначаем мягкий согласный? – зеленым. Молодцы.
(И так каждый звук. Ответы индивидуальные. Спрашивает воспитатель, что делает язычок, зубы, когда произносим звук. Почему гласный? Почему согласный- есть преграда.)
Итак мы разобрали слово по звукам. Давайте поделим его на слоги. МИ-ША – Сколько слогов? – (полным ответом) – В слове ми-ша 2 слога. Почему- потомучто в слове 2 гласных звука. Первый – И, второй – А. А сколько согласных? – 2. Какие? – МЬ и Ш. МЬ – какой это звук – Согласный мягкий. Ш? – согласный твердый. (индивидуальные ответы).
А сейчас мы поиграем в игру живые звуки. Итак, Вика ты будещь звук МЬ, Гордей Ш, Милана И, Ульяна А. (звуки должны встать в правильном порядке – МИША.) А мы ребята проверим, правильно ли они встали и будем давать им задания. И так звуки, назовите пожалуйста себя. Даем задания: (дети). Звук А попрыгай 3 раза. Звук И похлопай 4 раза, звук МЬ покрутись 2 раза., звук Ш потопай 5 раз. Спасибо. (дети должны правильно выполнить). Спасибо живые звуки, присаживаемся.
Слушаем еще одну загадку.
Он рычит — зубами щелк:
«В поросятах знаю толк».
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Хорошо, вот волк наш. Ребята, а как волк бегает? Как рыщет добычу показали. Прыжки большие, вот как прыгает волк, молодцы, хорошо. Итак слушаем задание. Игра близкие по смыслу с мячом. Сделали круг. Я буду называть слово кидать мяч, а вы мне в ответ близкое по смыслу, отдаете мяч.
Дети-ребята, мороз-холод, жара- зной, дом- жилище, еда – пища, идти – бежать, смотреть – глядеть.
Слушаем последнюю загадку
В дупле на старом дубе Живу в густом лесу. Хожу в пушистой шубке, Орешки я грызу. (Белка).
Признак белки – быстрая, шустра. Прыгает с ветки на ветку. Показали как прыгает.
А белка нам ребята предлагает сказать скороговорку со звуком Ш.
Шапка да шубка вот и весь мишутка (индивидуально). Потом парами, потом хором.