Дробязко Анжелла Давидовна
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование правильного звукопроизношения и согласовывания слов в речи.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление детей о сортировке мусора по видам;
- способствовать умению образовывать прилагательные от существительных;
- способствовать умению согласовывать прилагательное с существительным в речи;
- формировать представление детей о бережном отношении к природе;
- расширять словарный запас детей по лексической теме «Деревья».
Развивающие :
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать логику и мышление;
- уточнить понимание детей загадок;
- уточнить знание детей о геометрических фигурах;
- развивать слуховое внимание и чувство ритма;
- закрепить знание детей о гласных «поющих» звуках;
- развивать воображение и фантазию детей.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- побудить желание детей беречь природу:
- воспитывать чувство сострадания к окружающим и желание помочь в трудную минуту.
Предварительная работа:
- наблюдение за деревьями на прогулке;
- беседы на тему «Бережное отношение к природе»;
- д / и «назови звук в начале слова»;
- д / и «мемокарточки с геометрическими фигурами»;
- п / и «ежик», повторение речевки для игры;
- ежедневное выполнение физминутки и пальчиковой гимнастики;
- заучивание песенки «Паравоз».
Методы и приемы:
- сюрпризный момент – получение письма в начале занятия и подарков за выполненные задания в конце занятия;
- словесный – объяснения воспитателя, коммуникация детей с воспитателем;
- наглядный – использование демонстрационного материала;
- игровой – выполнение заданий в виде игры, подвижная игра для динамической паузы;
- словарная работа – упражнения по словообразованию и ЗКР.
Материалы и оборудование:
- конверт с письмом от Лесовика;
- записка от Бабы Яги;
- макеты деревьев и елки для оформления группы к занятию;
- стулья, расставленные друг за другом, как вагоны поезда;
- карточки с изображениями геометрических фигур на каждого ребенка и столько же для прикрепления на спинки стульев;
- контейнеры для сортировки мусора и различные пластиковые предметы, бумага, газета для антуража намусоренной полянки;
- плакат с изображением березы без листьев;
- листья березы с загадками;
- искусственные или нарисованные листья и ветки разных деревьев;
- конверт (или клетка) с изображениями разных предметов для дидактической игры «Поющие звуки»;
- маска-шапочка ёжика для подвижной игры;
- изображение муравья и муравейника;
- карточки с изображением разных предметов по два комплекта, но разных размеров – больших и маленьких для дидактической игры «Образуй уменьшительно-ласкательную форму слова»;
- бумага формата А3 и карточки со значками о правилах поведения в лесу и на природе;
- раскраски на тему «Деревья»;
- аудиозапись «Голоса птиц в лесу».
I. Вводная часть – 3 минуты:
- утренний круг – приветствие перед занятием;
- сюрпризный момент – получение письма и зачитывание его;
- отправление в путешествие в лес на воображаемом поезде.
II. Основная часть – 14 минут:
- индивидуальное выполнение задания на карточках с геометрическими фигурами «Найди свое место в поезде»;
- коллективное выполнение задания по сортировке мусора;
- отгадывание загадок;
- логоритмическая ф / м «Деревцо»;
- д / и «Листочки и веточки»;
- д / и «Поющие звуки»;
- п / и «Ежик»;
- д / и «уменьши слово»;
- беседа о бережном отношении к природе;
- создание плаката «Как вести себя в лесу».
III. Заключительная часть – 3 минуты:
- возвращение с прогулки на поезде в детский сад;
- обобщение воспитателя о занятии;
- рефлексивный момент;
- сюрпризный момент – дети получают раскраски от лесовика за помощь.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей встать в круг на утреннее приветствие.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня я разбирала утреннюю почту, среди писем нашла очень необычный конверт, подписано – для ребят группы «Жемчужинка» от Лесовика. Не стала без вас его открывать. Сейчас вместе прочитаем, что там написано.
Читает: Здравствуйте, девочки и мальчики. Пишет вам Лесовик. Я много лет сторожу лес, слежу за порядком, устал за эти годы и решил уехать в отпуск к моей сестре Кикиморе болотной. А баба яга в это время хулиганила в лесу, птиц украла, муравейники разорила, беспорядок устроила. Очень надеюсь на вас, что к моему приезду вы поможете наладить все в моем лесу.
- Ребята, Лесовику нужна наша помощь, предлагаю вам отправиться вместе со мной в лес. А отправимся мы на поезде, занимайте все свои места по билетам.
Д / и «Найди свое место»
Воспитатель раздает карточки с геометрическими фигурами, дети находят соответсвующие фигуры на спинках стульев и садятся на стул.
- Чтобы было веселее ехать, давайте вспомним нашу любимую песенку про «Паравоз» и споем:
Едет, едет паравоз,
Три трубы и сто колес,
Три трубы, сто колес,
Машинист – рыжий пес.
- Вот мы весело приехали в лес. А Баба Яга, действительно, намусорила. Давайте соберем мусор и отсортируем его: стекло, пластик, бумага.
Дети сортируют мусор по контейнерам.
- Спасибо всем, как чисто стало. Все мы помним, что лес – это «легкие природы», деревья своими листьями очищают воздух. Посмотрите, на этой березе нет листьев. Баба Яга оставила записку – как только отгадаете мои загадки, на дереве появятся листья.
Загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (дуб)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (орешник)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. (сосна)
После каждой отгаданной загадки воспитатель крепит листья на дерево (это может быть плакат с нарисованным деревом или макет дерева).
Логоритмическая Ф / м «Деревцо».
Дует ветер нам в лицо
(взмахи ладошками в сторону лица)
Закачалось деревцо
(покачивания из стороны в сторону с поднятыми руками)
Ветер тише-тише-тише
(руки медленно опускаются)
А деревья выше-выше-выше.
(поднимаются на носочках, приподнимают руки).
- Выросли наши деревья. Мы продолжаем гулять по лесу. Назовите мне – какой лист я вам показываю? А это какая ветка?
Д / и «Листочки и веточки» - образование прилагательных от существительных.
Лист березы – березовый лист, березовая ветка
Лист дуба – дубовый лист, дубовая ветка и т. д.
- А вы заметили, ребята, как тихо в лесу. Птицы совсем не поют. Их Баба Яга украла и в клетку посадила. В этих клетках спрятаны птицы за теми словами, которые начинаются на «поющие» звуки.
Д / и «Поющие звуки»
Дети выполняют задание, воспитатель включает фоновый звук голоса птиц.
П / и «Ёжик»
Воспитатель назначает ёжика, дети встают в круг, проговаривают речевку, ежик показывает движение, дети повторяют.
Ежик, ежик, хитрый еж
На клубочек ты похож
На спине иголки, очень, очень колки
Хоть и ростом ежик мал
С нами вместе поиграл.
Слышу чей-то голосок. Это муравей. Он восстанавливает свой домик, он натаскал разные предметы, но они огромные, и не помещаются в муравейнике. Мы сейчас с вами превратим предметы в маленькие, называя их уменьшительно-ласкательными словами.
Д / и «Уменьши слово»
Трава – травинка
Цветы – цветочки
Лист – листочек
Ветка – веточка
Иголка – иголочка
Шишка – шишечка
Перо – пьерышко
Порядок теперь в лесу. Все рады. Давайте перед отъездом в детский сад сделаем для Бабы Яги плакат, как нужно обращаться с природой.
Дети крепят значки с правилами.
Вы, мои умнички, теперь Баба Яга точно не будет хулиганить, а начнет беречь природу, лес, ведь это ее дом. Садимся на свои места в поезд и отправляемся в детский сад. Споем еще раз нашу песенку.
Ребята, мне так понравилось, как вы сегодня помогали лесовику наладить порядок в лесу. Благодаря вашим знаниям, даже листья на деревьях выросли, вы птиц спасли и муравьям помогли, весело с ежиком поиграли. И даже Бабу Ягу научили беречь природу. Я так горжусь вами. Я хотела бы узнать, а вам что сегодня понравилось? (Ответы детей)
Лесовик прислал вам раскраски про разные деревья, сегодня вы сможете их раскрасить или забрать домой.