марина евдокименко
Конспект открытого занятия по развитию речи «Народные традиции. Встреча Весны на Руси» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Народные традиции. Встреча Весны на Руси
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад №2 «Карамелька»
Щелковского муниципального района Московской области
для средней группы
«Народные традиции.
Встреча весны на Руси»
Разработала и провела:
Евдокименко М. Е. ,
воспитатель первой квалификационной категории
г Щелково
2019 г.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Народные традиции, Встреча Весны на Руси“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цель. Знакомство детей с русским народными традициями, посвященными проводам зимы и встрече весны.
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
— продолжать расширять представления детей о русских традициях, праздниках.
— Познакомить с традициями встречи весны на Руси.
2. Развивающие задачи :
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.
— Развивать внимание, любознательность.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
.
4. Речевые задачи:
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «государыня», «знатная боярыня», «топленый», «томленый», «заклички» ;учить правильно образовывать прилагательное от существительного (малина-малиновый, смородина-смородиновый и т. д.). Учить детей использовать в речи пословицы и понимать их смысл
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Предварительная работа:
Оборудование и материалы: сундучок с куклой Масленицей, платок для воспитателя в народном стиле, репродукции картин русских художников : Б. Кустодиев «Масленица», В Суриков «Взятие снежного городка», шапочка скомороха, карточки с изображением медведя. козлика, петушка, зайчика, лошадки, картинки «Солнце», «Блины», картинка «Жаворонок», атрибуты для игры магазин (яйца, соль, сахар, мука, масло, дрожжи, молоко, темный изюм ; другие продукты, не нужные для выпечки) соленое тесто, изюм темного цвета, поднос, скатерть на стол, бумажные салфетки для рук и для выпеченных «Жаворонков» поднос с заранее выпеченными жаворонками из дрожжевого теста, макет русской печки, палка с лентами для игры «Карусель»
Ход деятельности:
(входят мальчик и девочка в народных костюмах) :
Внимание, внимание!
Начинается веселое гуляние,
Приглашаем сей же час
Встретить Вас весну сейчас!
(остальные дети вместе с воспитателем входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель: (достает из сундучка куклу) "Ребята, я к вам сегодня пришла и сюрприз принесла -
Это кукла Масленица - прощальный образ зимы. Закроем глазки:Глазки закрываются, чудеса начинаются! (дети закрывают глаза, воспитатель превращается в Масленицу-набросить платок)
Воспитатель: Вот я превратилась в Масленицу!
Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник— Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю:. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце,чтобы оно теплее согревало землю,а Весна-красна не задерживалась Это был один из самых любимых в народе праздников. ( рассматривание репродукций картин русских художников : Б. Кустодиев «Масленица», В Суриков «Взятие снежного городка»)
В эти дни устраивались выступления ряженых, веселых скоморохов. Ну –ка, поиграем и мы в веселых скоморохов. Повеселим честной народ!
Театрализованная игра – этюды «Скоморошки».(шапочка скомороха). По очереди надевают шапочку и показывают движения животного или народной игрушки, выбранной на карточке. (медведь, козлик, заяц, петух, лошадка- мальчики, барыня, лисичка, кошечка, птичка, куколка-девочки). Все отгадывают.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.
-Блинцы, блинчики, блины как колёса у Весны. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-А вы с чем любите блины есть? (Игра «Вкусное варенье: малина-малиновое, смородина-смородиновое, клубника-клубничное и т. д.)
Подсказка : картинка птички-жаворонка
Еще одна традиция : пекут из теста весенних птичек-жаворонков.
Игровая ситуация : «Идем на ярмарку за продуктами»
* Ситуация: собираемся выпечь из теста «Жаворонков». Что нам надо для этого?
*Дети идут к ярмарочным лоткам и выбирают продукты для замешивания теста
* Воспитатель в роли продавца зазывает детей и путает их, предлагая купить продукты, не нужные для теста.
*Дети выбирают нужные продукты и покупают их
Продуктивная деятельность:
«Масленица»(воспитатель) предлагает детям слепить жаворонков (из соленого теста)
-Давайте с вами вылепим из теста весенних птичек- жаворонков. А чтобы пальчики не ленились, а трудились их надо хорошенько размять!
пальчиковая гимнастика :
"Месим, месим, месим тесто
Мы Весне готовим место!
Каждый пальчик разомнем
И опять месить начнем. ")
Дети лепят, все изделия складывают на поднос (противень). Ставят поднос в русскую печь.
«Масленица» : «А чтобы наши жаворонки получились вкусные, румяные, надо сказать печке добрые слова:
-Печка, государыня,
Знатная боярыня,
Пожалей нас, обогрей,
Молочка нам налей.
Молочка топленого,
В печке томленого!
Угости нас пирожком,
С мясом или творожком.
Пусть мороз в лесу трещит,
Вьюга в поле пляшет!-
Сварим в русской печке щи,
Приготовим кашу!
Вот теперь наша знатная боярыня, русская печка,и постарается на славу! А мы продолжим веселье
Подвижная игра «Карусели»(палка с лентами)
Как там наши птички? Наверно уже испеклись в печке. (Достают готовые, заранее испеченные жаворонки из дрожжевого теста). Вот так на Руси детишки держали в руках «жаворонков» из теста и выкрикивали песенки- заклички:
(Дети повторяют все вместе)
Ласточка – ключница,вылети с Заморья,
Вынеси ключи, отомкни летечко.
Отомкни летечко, замкни зимушку.
Лето теплое, зима холодная.
Кулик из заморья, лети, лети до моря,
Неси, неси по воле весну в подоле.
(Угощаются и угощают гостей.)
Воспитатель: Есть еще хорошая русская пословица :"Не всё коту масленица». Всё заканчивается в своё время. Благодарна вам я за весёлые забавы, пляски удалые, слова разумные. Что запомнилось, сказывайте, не робейте".(дети отвечают, что понравилось больше всего на веселом масленичном гулянии)
Пойдемте угощать «Жаворонками» и других ребят!