Мария Шайхутдинова
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Навстречу весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе
«Навстречу Весне»
Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65» г. Дзержинска, Нижегородской обл. Шайхутдинова Мария Петровна
Цель:
Развитие связной диалогической и монологической форм речи по теме «Весна».
Задачи:
Образовательные задачи:
1. систематизирование знаний детей о весне и её признаках;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Навстречу весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
2. обогащение активного словаря;
3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развивающие задачи:
1. развитиедиалогической и монологической речи;
2. развитие умения согласовывать движения со словесным сопровождением;
3. развитие зрительного восприятия;
4. развитиеречевого дыхания.
Воспитательные задачи:
1. воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе;
2. воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
1. наблюдение в природе, беседы о весне;
2. беседы о весенних пословицах и поговорках;
3. чтение стихотворений о весне: «Зима недаром злиться» и «Весенние воды» Ф. Тютчева; Весна! Весна! Как воздух чист!»Е. Баратынского.
4. чтение художественной литературы: «Старик-годовик» В. Даля; «Снегурочка» русская народнаясказка.
5. рассматриваниерепродукций картин и иллюстраций о весне: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март»; «Весна». Демонстрационный материал для дома и детского сада.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, но для начала отгадайте загадку и узнайте, к кому навстречу мы отправимся.
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна.
А зовут меня?.
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно! Мы отправляемся навстречу Весне. Весна идёт к нам издалека, из-за гор высоких и морей глубоких. На каком транспорте будет быстрее добраться до царства Весны?
Дети: На самолёте.
Воспитатель: Что ж, тогда повторяйте за мной.
«Самолёт»
Рука в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
(бегут по кругу на носочках, руки в стороны)
Правое крыло вперёд,
(поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд,
(поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт.
(бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Далее дети становятся врассыпную и продолжают повторять движения под песню-игру «Самолёт» группы «Чударики».
Воспитатель: Наш самолёт приземлился. Закроёте глаза и вздохните весенние ароматы. (Дети закрывают глаза и глубоко вдыхают. В это время разложить пёрышки из бумаги).
Воспитатель: Ребята, открывайте глаза, что вы видите?
Дети: Пёрышки.
Воспитатель: Возьмите по одному пёрышку. Они принадлежат первым вестникам весны. Кто они?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Верно! С весной птицы возвращаются из тёплых краёв, чтобы вить гнёзда и выводить потомство.
Расскажите о пёрышках у вас в руках. Какие они?
Дети: Мягкие, пушистые, нежные и т. д.
Воспитатель: Да. Перья птиц очень лёгкие. Давайте попробуем сдуть их с ладошки и снова поймать.
Проводиться дыхательное упражнение с пёрышками (после упражнения пёрышки собрать).
Воспитатель: У птиц есть не только перья, а ещё и другие части тела. Давайте рассмотрим на примере голубя. Перечислите, какие части тела птиц вы видите.
Дети: Голова, хвост, лапы, крылья, клюв.
Воспитатель: Молодцы! У всех птиц есть клюв.
- Отличаются ли клювы и птиц или они одинаковые? – Отличаются, т. к. имеют разную форму и величину.
- Для чего птице нужен клюв? – Для добычи и поглощения пищи, для издавания звуков, для кормления птенцов…
- И мы с вами представим,что у нас вместо губ клювики и изобразим их.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение для щек и губ
Изобразить клювы разных птиц
- медленно всасывать щеки в зазор между зубами,
- губы плотно сомкнуть и вытянуть вперед.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Воспитатель:Разные птицы издают разные звуки. Например, удод поёт так: «уп-уп-уп-уп». Повторите песенку удода.
- щегол: «пить-пить-пить»,
- снегирь: «фью-фью-фью»,
- чайка: «кри-кри-кри, кри-р-р».
Воспитатель: Ребята, скажите, каких птиц называют перелётными? - Птиц, которые осенью улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно.
- Давайте рассмотрим картину.
- Какое время года изображено на картине? – Весна.
- Как называется первый месяц весны? – Март.
- Каких птиц вы видите на картине? – Грачи.
- Правильно, первыми из тёплых краёв возвращаются грачи. и эта картина А. К. Саврасова так и называется «Грачи прилетели».
- Что ещё вы видите на картине? – На земле ещё лежит снег, небо хмурое, деревья стоят голые; на деревьях вьют гнёзда грачи.
Воспитатель: В марте природа ещё спит, укутанная снегами. Чтобы поскорей Весна вступила в свои права, нужно позвать главного её помощника – солнышко. Вставайте в кружок и повторяйте за мной.
Физминутка. Стихотворение с движением.
«Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
(«летят» по кругу)
А сугробы тают, тают,
(медленно приседают)
А цветочки подрастают.
(тянутся на цыпочках, руки вверх)
Воспитатель: Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Зима, вдруг, загрустила, метелью замела,
Санки подхватила, с собою унесла.
И солнышко смеётся, поёт, звеня, капель.
И песня звонко льётся, ведь к нам спешит. (Апрель)
Правильно! Подумайте и расскажите, чем апрель отличается от марта?
Дети: Ярче и теплее греет солнце, тает снег, появляются ручейки; с крыш стекает вода и звенит капель; природа просыпается: на деревьях и кустах набухают почки, просыпаются животные от зимней спячки, появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы! Действительно, после марта, апрель радует оживлением в природе и весёлым звоном капелей. Давайте расскажем о капели руками и пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Шаловливые сосульки Поднять руки вверх
Сели на карниз. Сложить руку на руку над головой
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук
Посмотрели вниз. Опустить кисти рук вниз
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами, разведя руки в стороны
Стали каплями кидаться. Стряхивать кистями рук
Кап-кап, дзинь-дзинь,
Кап-кап, дзинь – дзинь.
Ю. Клюшников
Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение Константина Романова и расскажите, о чём в нём говорится.
Вернулся май! Уж журавли
Обратно прилетели,
Луга цветами зацвели,
Леса зазеленели.
За богатырским сном зимы
Настало пробужденье,
Как после ночи долгой тьмы
Денницы возрожденье.
Земля как будто лишь ждала
Весеннего лобзанья,
И, в миг, природа ожила,
И всюду ликованье.
Весь мир поет, и ширь полей,
И рощи тихий шелест,
И в каждой песне соловей
Весны волшебной прелесть.
Дети: В стихотворении говорится о мае – третьем месяце весны. Природа ожила и радуется теплому солнышку. На деревьях и кустах зеленеют молодые листочки; на полях зелёная трава и разноцветные цветы; вернулись все перелётные птицы и радуют своим пением.
Воспитатель: Очень хорошо весной в мае. Яркие цветы радуют глаз. Давайте представим, что мы с вами на полянке, где много красивых цветов. Возьмём по одному цветку.
Глазодвигательное упражнение
«Цветы»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите,
И опять на них взгляните.
Цветок вправо,
Цветок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
И команды выполняйте.
Воспитатель: Двигаясь навстречуВесне, мы встретились все её месяца: март, апрель и май.
- Давайте рассмотрим с вами таблицу, в которой отражены все признаки весны и проговорим, что же изменяется в природе весной.
Дети:Капают сосульки, звенит капель; ярче и теплее светит солнце; снег тает, появляются лужицы, ручейки и проталинки; из под снега вырастают первые цветы – подснежники; на деревьях набухают почки, возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы; просыпаются звери и насекомые; люди убирают мусор и готовят землю к посадке будущего урожая.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. А так как Весна уже близко, то и наш обратный путь будет короче. Вернёмся назад на поезде.
Под музыку из мультфильма «Поровозик из Ромашково» дети паровозиком обходят группу и садятся на места.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? – Да/Нет
- К кому было путешествие? – К Весне
- Встретили мы весну? – Да
- Сколько весенних месяцев мы видели? – Три
- Как они называются? – Март, апрель, май
- Что вам понравилось в путешествии? – ответы детей
- Что нового вы узнали? – ответы детей