Ширшова Ольга
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Выразительный пересказ сказки «Принцесса на горошине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать связную речь детей: учить точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание художественного текста. Учить детей при помощи интонации отражать своё отношение к персонажам и явлениям сказки. Уметь регулировать тон голоса, его громкость, используя повествовательные и восклицательные интонации. Формировать интерес к художественной литературе. Побуждать детей к самостоятельному, творческому пересказу. Активация словаря: интонация, повествовательный тон, тюфяк, гагачий пух, перина, опочивальня.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе, Выразительный пересказ сказки „Принцесса на горошине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Фасоль, горох, бобовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Дидактические пособия: набор картинок «Изображение эмоциональных состояний»; схемы-иллюстрации по сказке; магнитная доска; произведение Андерсона «Принцесса на горошине».
Способ организации детей: фронтально.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень интересном явлении интонации и о том, как много она значит в нашей жизни. С помощью интонации, одни и те же слова можно произнести по-разному. Наевшись у бабушки вкусных пирожков, можно встать из-за стола, улыбнуться бабушке и выражая удовольствие сказать: «Спасибо»! А можно просто проворчать неразборчиво под нос: «Спасибо»! И в том и другом случае были сказаны слова благодарности, но слушать такие слова во втором случае совсем неприятно, потому что интонация человека в этот момент как бы говорит: «Ну да, вкусные пирожки, но бабушка всегда же для меня их готовит, я уже привык». В речи всегда надо следить за своей интонацией. Интонация значит выражение своих чувств голосом. Голосом можно как бы играть: говорить то тише, то громче, шептать или кричать, говорить то быстро, то медленно, спрашивать или утверждать, показывать голосом волнение, грусть, радость, страх. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Нужно будет фразу «Травка зеленеет, солнышко блестит!» сказать с различной интонацией: удивленно, радостно, печально, восхищенно, со страхом…
Дидактическая игра «Скажи фразу»
Молодцы, ребята, а сейчас садитесь на свои места. Передо мной лежит книга Ганса Христиана Андерсона, который написал сказку «Принцесса на горошине», вы не только внимательно слушайте и запоминайте текст сказки, но и постарайтесь понять при пересказе, как можно точнее передать интонацией события, происходящие в сказке и характер её героев.
Выразительное чтение воспитателя
Совместный анализ сказки
Как называется сказка и кто её автор?
Почему это произведение называется сказкой?
О чём эта сказка?
Как она начинается?
С какой интонацией я читала начало сказки?
Чем заканчивается сказка?
Какое событие было главным в сказке?
Как автор описывает его?
Какие слова или фразы в сказке вам не знакомы или не понятны?
Перечислите персонажей сказки.
Что можно сказать о принце? Каким автор показал его?
Как вы считаете, с какой интонацией я прочла отрывок о принце?
Ребята, на доске находятся изображения, характеризующие эмоциональные состояния и настроения людей. С каким настроением и интонацией я начала читать сказку? (спокойно, повествовательно). Какое изображение, по вашему мнению, наиболее всего подходит принцу? (грусть).
С какой интонацией вы будите рассказывать о принце?
С каким следующим персонажем знакомит вас автор?
Как автор описывает этот отрывок, с какой интонацией я его прочла?
Какое изображение соответствует этому отрывку? (страх).
Какими словами вы будите описывать непогоду?
Кого встретил король на пороге дворца?
Как выглядела принцесса? Какое изображение ей подойдёт? (печаль).
С какой интонацией вы расскажите о ней?
И последний герой сказки?
Что вы можете рассказать о поступке королевы?
С какой интонацией вы расскажите и ней?
Наиболее подходящее ей изображение? (хитрость).
У нас осталась последняя картинка. Как вы считаете, какой части сказки она подходит? (восхищение, радость).
С какой интонацией вы расскажите заключительную часть сказки?
Обратите внимание, изображения выложены в той же последовательности, что и содержание сказки. Они помогут при пересказе сказки подобрать вам верную интонацию. Но, прежде, чем прочесть вам сказку ещё раз, давайте поиграем.
Логоритмика «Рыбка плавала в пруду»
Чтение сказки второй раз
Инструкция для пересказа
Ребята, пересказывать вы будите по цепочке. Я буду останавливать рассказчика, а следующий будет продолжать с того момента, на котором я остановила сказку. Нельзя перебивать друг друга и подсказывать. При пересказе обращайте внимание на изображение, соответствующее вашему отрывку, оно поможет вам выбрать верную интонацию. Начали.
Самостоятельный пересказ сказки детьми
Повторный пересказ сказки детьми по схемам-иллюстрациям
(используя как дополнительный вариант)
Анализ пересказа сказки воспитателем
Ребята, на этом занятии вы поняли, насколько интересен становится рассказ для вас и слушателей, если вы говорите чётко и с выражением. Ваша речь стала более выразительной и образной. Каждый из вас постарался как можно точнее передать содержание сказки и делал это творчески. Даша рассказала о королеве так, что сразу стало понятно, насколько умна и хитра королева. А Кристина, сколько печали было её в голосе, когда она рассказывала о бедной принцессе. От слов Жени даже страшно было, насколько верно он подобрал интонацию, описывая гром и молнию. Я думаю, что умение выразительно рассказывать, вы будите использовать и в повседневной жизни.
Проговаривание поговорки громко, потише, шёпотом
«Горох сладкий в огороде
Посадил король в болоте,
Совершенно горький лук
Вырос на болоте вдруг».