Алена Казьмина
Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.
Задачи:
Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; систематизировать знания о русских народных сказках; вспомнить названия сказок, героев сказок; учить узнавать сказку по заданию; учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблиц; активизировать словарный запас детей; вспомнить порядок появления героев в сказках;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Устное народное творчество, Сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Устное народное творчество
- Темочки
Развивающие : развивать умение действовать согласованно; развивать речь детей как средство общения; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональные чувства; снятие мышечного и нервного напряжения.
Реализация детских видов деятельности в НОД:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная;
- музыкально-художественная.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок : «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т. д.
Рассказывание сказок : «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси-лебеди».
Пересказ сказок : «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», «Колобок» с использованием мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: мнемотаблицы к сказкам «Вершки и корешки», «Три медведя», сундучок, письмо от Домовёнка Кузи, подсказки от Кузи, подарки (медали «Знатоку сказок», раскраски по мотивам русских народных сказок, Цветик – семицветик, картинки с изображением героев сказки «Теремок», маски героев сказки «Репка», ключи разной формы, дверь в страну сказок, замок.
Ход занятия.
I. Вступительное слово воспитателя
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
Воспитатель: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та - своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки и сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
II. Сюрпризный момент
(Стук в дверь). Ребята, пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы играете и слушаете сказки!
Вот я и решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик-семицветик.
Кто загадки отгадает, тот подарок получает!
- Но, прежде чем найти этот волшебный сундук, я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые для вас приготовил в мире сказок».
- Ребята, ну что, вы хотите найти подарки, которые подготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам.
- Перед нами дверь в страну сказок. Только она закрыта! Чтобы открыть дверь, нам нужен ключик. Давайте его отыщем среди других.
(Дети ищут ключ).
- Как вы решили, что именно этим ключиком можно открыть сказочную дверь? (Ответы детей.)
- Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем!
- А вот и первое задание с подсказкой от Кузи «Перед вами таблицы с разными сказками. Угадайте, что это за сказки и ответьте на мои вопросы».
МНЕМОТАБЛИЦЫ
«Три медведя». О ком эта сказка? На чьей кровати спала Маша?
«Вершки и корешки». О ком эта сказка?
- Молодцы! Справились с заданием. Второе задание и подсказка :
- Молодцы ребята и с этим заданием справились!
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова - в путь!
Василиса нам сказала :
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как снежинки.
- Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.
Гуси - … (лебеди)
Кощей … (бессмертный)
Аленький … (цветочек)
Заюшкина … (избушка)
Мальчик … (с пальчик)
Вершки и … (корешки)
По щучьему … (веленью)
Маша и … (медведь)
Курочка … (рябя)
- А вот и последнее задание: «Закончи сказку»
- А теперь вы посидите,
И внимательно смотрите,
Чтобы слова не пропустить
И верно сказочку сложить.
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом)
Очень рады мышь-норушка
И зеленая … (лягушка)
Рад и побегайчик –
Длинноухий … (зайчик)
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка)
Всем хватило места в нем –
Вот какой чудесный … (дом)
«Дзинь-ля-ля!» - поёт синичка.
Это сказка … («Рукавичка»)
Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит)
Кто несет её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет её … (медведь)
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь,
Хочет мишка … (отдохнуть)
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный … (пирожок)
По дороге … (съесть)
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь,
А название у книжки – … («Маша и медведь»)
- А кто помнит, какие слова говорил медведь, когда шёл с коробом в деревню? (Ответы детей)
- А что ему отвечала Машенька? (Ответы)
- Ну вот мы и добрались до цветика-семицветика. Если мы отгадаем все загадки, то сможем открыть сундук и достать подарки.
1. Носик круглый, пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Вместо туфелек – копытца,
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
2. В чаще темной заблудилась и в избушке поселилась.
У медведя на свой страх пожила она в гостях.
Наша девочка с хитринкой – забралась она в корзинку.
За плечами у медведя с пирожками вместе едет.
Как смешно на них смотреть – это ….(Маша и медведь).
3. Ждали маму с молоком, а впустили волка в дом….
Кем же были эти маленькие дети? (козлята, сказка «Волк и семеро козлят»).
4. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
5. Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
6. У Алёнушки сестрицы.
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
7. Невысокая избушка
в ней живут лиса, лягушка,
мышка, заяц, серый волк -
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь (Теремок)
- Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем его, и посмотрит, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.
- Спасибо домовёнку за подарки!
IV. Подведение итогов
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Чему учат сказки? (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т. д.)
- О каких сказках мы сегодня говорили?
- А подарки вам понравились? А чтобы домовёнок Кузя на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему.