Юлия Афанасова
Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через развивающие игры головоломки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через развивающие игры головоломки в старшей группе.
[/b]
Тема: «Сокровища для мишки».
Составил воспитатель:
Афанасова Ю. В.
Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры головоломки.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через развивающие игры головоломки в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
-формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
-развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить представление о четырехугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
-закреплять знания об основных формах предметов.
-совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу, через игру «Карандашик заблудился»;
-развивать глазомер, через игру «Сколько животных за забором».
-воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками, задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.
Демонстрационный материал: (геометрические фигуры, цифры).
Раздаточный материал: набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход деятельности:[/b]
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в группу и нашла загадочное письмо. На нем написано: «Для ребят. Срочно» И стоит подпись «Мишка».
Давайте почитаем его скорей - (Да)
«Дорогие, ребята! В нашем городе Мишек приключилась беда. Злые разбойники похитили наше сокровище и где-то его закапали. А нам оставили вот эту карту и какой- то конверт. Но мы ни как не можем в ней разобраться и просим вас помочь нам.
— Ребята, поможем мишкам! — спрашивает воспитатель.
— Да! — отвечают дети.
— Тогда не будем зря терять время, приступаем к разгадыванию карты. Чтобы добраться до сокровищ нам надо выполнить много заданий. А вот и задания. Приступим.
Воспитатель: Но, прежде чем мы начнем, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями? Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
1 РАЗМИНКА
- Какое сейчас время года? (зима)
- Сейчас утро или вечер? (утро)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько углов у треугольника? (3)
- Сколько раз в году бывает день рождения? (1)
- Сколько носов у трех котов? (3)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько месяцев в году? (12)
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны
Игра № 1 «Разложи фигуры»
-Воспитатель: Ребята посмотрите на карточки и расскажите какие геометрические фигуры вы видите (треугольники, пятиугольники, круги)
Найдите фигуру, у которой 5 углов? Какая это фигура?
Дети- Это пятиугольник.
Перед вами геометрические фигуры, разложите их так как показано на образце.
Воспитатель: Молодцы.
Игра № 2 «Головоломка»
-Воспитатель: «Давайте отсчитаем по 5 палочек, проверим и положим их перед собой. Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»
После того как большинство детей выполнит задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
-Воспитатель; «Давайте теперь отсчитаем 7 палочек 7 палочек и подумаем, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник.
Вопросы после выполнения задания «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»
(Ответы детей на заданные вопросы)
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы еще на один шаг стали ближе к сокровищам.
Игра № 3 «Карандашик заблудился»
Воспитатель: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал.
Дети выполняют задания на картинках с лабиринтом.
Воспитатель: «Молодцы! Давайте мы с вами немного отдохнем, а то путь еще очень далёк».
Физкультминутка:
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Немножко мы размялись и продолжим наш путь в поисках сокровища.
Игра № 4 «Сколько животных спряталось»
Воспитатель: «Посмотрите на картинку и найдите сколько животных спряталось. Давайте их назовем». (Ответы детей).
Воспитатель: Умнички! Мы отгадали почти все задания и всё ближе продвигаем к сокровищу.
Воспитатель: осталось у нас последнее задание.
Игра № 5 «Загадки»
Воспитатель: «Нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно!
Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто их сможет посчитать? (4)
Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: «И я хочу!»
Сколько их пришло к ручью? (девять)
У куклы пять нарядных платьев.
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня для куклы шерсть.
Свяжу – и платьев будет… (шесть)
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (четыре)
Воспитатель: — Ребята, вы такие все молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями. Поаплодируйте себе! Но где же сокровища? Давайте мы все сейчас закроем ладошками глазки и представим, что всего дороже Мишкам! (Дети мечтают).
(После воспитатель спрашивает у детей варианты сокровищ).
Воспитатель: Пока вы мечтали, я нашла вот этот сундучок. Давайте посмотрим, что там? Достает «УГОЩЕНИЕ» Вот, что любят, оказывается наши Мишки! Это «БАРНИ» (Угощает детей).
Самоанализ открытого занятия по ФЭМП в старшей группе
не тему: «В поисках сокровищ»
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы детского сада.
При планировании занятия ставила перед собой следующие цели, задачи:
Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры головоломки.
Задачи:
Познавательное развитие:
-формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
-развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
-совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу, через игру «Карандашик заблудился»;
-развивать глазомер, через игру «Сколько животных».
Речевое развитие:
-учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
-совершенствовать диалогическую речь.
Художественно-эстетическое развитие:
-вырабатывать навыки рисования карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
-закреплять знания об основных формах предметов.
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
Физическое развитие:
-формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутки.
На занятии присутствовало 18 человек с разным уровнем развития.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно для данного возраста детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Занятие проходило в форме путешествия. Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный.
Была проведена работа с детьми в разных видах деятельности:
- игра : «Разложи фигуры»,
- игровое упражнение на логику «Карандашик заблудился»
- дидактическая игра «Разложи фигуры»
- решение логических задач: Игра «Головоломка», «Сколько животных спряталось?».
Начало занятия было направлено на то, чтобы заинтересовать детей и включить в деятельность каждого дошкольника.
Для организации детей, положительного настроя детей на совместную деятельность и введение проблемной ситуации, был введен сюрпризный момент – появление письма от медведей.
Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседы, диалог. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу, через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у детей математические представления.
Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, травмоопасные материалы детьми не использовались.
Психотравмирующие ситуации на занятии отсутствовали.
Считаю, что все поставленные задачи, удалось реализовать. Дети были активны, чувствовали себя раскрепощено, со всеми заданиями справились.
Получили удовлетворение от достигнутых результатов.
Детей на протяжении всего занятия хвалила.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать интерес к занятию на протяжении всего времени.
На протяжении всего занятия, дети были доброжелательны, отзывчивы.
Итог НОД был организован в виде поощрения, подарков для детей.
Я считаю, что поставленная мною цель была реализована….