Ирина Михайловская
Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЦКМ для детей средней группы «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЦКМ с элементами экспериментирования для детей средней группы «Волшебная лаборато рия»
Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- научить, в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств.
Развивающие :
- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыт а, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру
Оборудование и материалы: Картины с изображением вулканов, материалы для опытов.
Ход развлечения:
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями, и поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. Молодцы!
- Скажите-ка мне ребята, а вы любите опыты и эксперименты?
- Ребята сегодня мы с вами отправимся в настоящую волшебную лабораторию. Я покажу вам необычные и удивительные опыты. А все вы станете моими ассистентами и будете мне помогать. Но прежде чем нам попасть в лабораторию нам с вами необходимо надеть специальную одежду, фартуки и шапочки.
2. Поисковый этап
- Ну что, готовы отправиться в волшебную лабораторию? Тогда закрывайте глаза, вокруг себя повернись и в волшебной лаборатории очутись!
- Вот мы с вами и в лаборатории.
- А что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория –это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.
- А что же такое эксперимент?
Дети: Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно.
- А вы знаете кто работает в лаборатории?
Дети: в лаборатории работают лаборанты
- Правильно ребята. В лаборатории всегда тихо и чисто.
Лаборанты работают в защитных костюмах, в халатах или фартуках. И мы с вами тоже как настоящие лаборанты оделись фартуки и шапочки.
- А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории?
- Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.
- Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
- А также в лаборатории нужно : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
3. Практический этап.
- Итак, все готовы? Ну что же, чудеса начинаются! Отгадайте мою загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Воспитатель достает из коробки воздушный шарик.
- Ребята, а вы умеете надувать воздушные шарики?
- А как вы это делаете?
- А я сейчас покажу вам, как надуть шарик другим способом. Этот шарик надует себя сам. Не верите? Давайте попробуем.
Эксперимент «Надувающийся шар»
Материал: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода, уксус.
Описание опыта.
Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.
Объяснение опыта: при смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Ну что шарики мы надули, и я вам предлагаю сейчас перейти к другому столу.
Послушайте мою следующую загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (воздух)
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Что мы с вами сделали?
Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?
Дети: Он прозрачный и невидимый.
Эксперимент «Сухой из воды»
Материал: контейнер с водой, стакан, салфетка.
Описание опыта.
Салфетку убираем в стакан, чтобы она упиралась в его стенки и не скользила вниз. Погружаем перевернутый стакан с салфеткой на дно контейнера с водой. Бумага остается сухой. После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.
Объяснение опыта: в стакане есть воздух. Когда мы переворачиваем его вверх дном и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.
- Ребята, а вы знаете, что воздух постоянно давит на все предметы. Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся.
- А теперь я вам предлагаю поиграть и немного отдохнуть
Подвижная игра «Пузырь»
Содержание
Выбирается ведущий, который встает в центр. Вместе со взрослым дети встают тесным кружком, держась за руки. Затем постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Когда "пузырь" максимально раздулся, ведущий произносит слово "Хлоп!" После этих слов дети разбегаются, на стульчики, а ведущий старается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, выходит из игры.
Ну что ребята вы немного поиграли, а теперь присядьте на стульчики и послушайте мою следующую загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Это вулкан!
Сейчас я вам расскажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте внимательно
Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. С тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан?
Дети: На гору, треугольник
Воспитатель: На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими.
- Ребята, посмотрите в нашей лаборатории тоже есть вулканы, и они пока спят, давайте попробуем их разбудить?
Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана?
Дети: Верхняя часть похожа на большую яму.
Воспитатель: Верно, и называется она кратер вулкана. А внутри кратера находится лава которая еще спит. И мы сейчас ее разбудим. Насыплем в наш кратер 2 ложки соды, 1 ложку жидкого мыла, ложку красной краски. Перемешиваем. Давайте возьмём лейку, вставим в жерло нашего вулкана. Получился кратер? Молодцы, правильно! А сейчас, внимание делаем все 2 шага назад! Я беру лимонную кислоту, добавляем в наш вулкан! Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот мы и разбудили наши спящие вулканы.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
- Мои юные исследователи, пришло время возвращаться в группу. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? Что было трудным для вас?
- Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей! Но мы еще обязательно вернемся с вами в нашу волшебную лабораторию и увидим ещё много разных чудес! А сегодня вечером я предлагаю вам нарисовать извергающийся вулкан.