Получи документы

«Здравствуй, хлебушек душистый!». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Елена Попова
«Здравствуй, хлебушек душистый!». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ д/с № 37 г. Ельца

Конспект

открытого занятия

по познавательному развитию

для детей подготовительной группы

«Здравствуй, хлебушек душистый!»

Подготовила

воспитатель

высшей

кв. категории

Попова Е. М.

Январь 2025 года

Цель: формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола

Задачи:

-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

-сформировать представление о том, как выращивали хлеб в древней Руси и как его выращивают в современном мире;

-закреплять представление детей о профессиях людей, связанных с выращиванием хлеба;

--обогащать лексикон по теме «Хлеб», развивать навыки связного высказывания;

-развивать познавательный интерес, любознательность, навыки критического мышления;

-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование и материалы:

-мультимедийная установка для просмотра презентации;

-предметы и материалы для демонстрации детям (серп, зерно пшеницы, мука, муляжи хлебобулочных изделий);

-схемы «От колоска до каравая» для заполнения детьми

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений по лексической теме «Хлеб»;

-познавательные беседы по теме занятия;

-обсуждение пословиц и поговорок о хлебе.

Ход занятия:

Воспитатель: -Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

-А теперь давайте поприветствуем друг друга:

«Посмотрите все вокруг,

Слева друг и справа друг,

Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года (зима)

-А в какое время года люди собирают урожай? (Летом и осенью)

Воспитатель: -Конечно, вы правы, лето и осень -пора сбора урожая овощей, фруктов, ягод и зерновых культур. Давайте вспомним,какие же зерновые культуры нам известны (Пшеница, рожь, ячмень, просо).

Воспитатель:-Совершенно верно, молодцы. Дети, зерновые культуры, которые вы перечислили называют еще другим словом-злаки.

Воспитатель призывает детей к коллективному и индивидуальным ответам.

Воспитатель берет в руки поднос, накрытый салфеткой, под ним хлеб.

Воспитатель: - Отгадайте загадку и узнаете, о чем же мы сегодня поговорим на нашем занятии:

«Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый.

И бывает подгорелый…

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет» (Хлеб)

-Да,это хлеб. И мы сегодня будем говорить о хлебе и людях, которые его выращивают.

Воспитатель: -Дети, а вы любите хлеб?

-Предлагаю вам поиграть, передавайте друг другу хлеб и называйте, каким он бывает (дети передают друг другу муляж хлеба и называют - свежий, пышный, ароматный, хрустящий, мягкий, белый, черный,горячий, воздушный,полезный)

Воспитатель: - Дети, почему говорят, что хлеб главный на столе?

Дети: Мы все едим с хлебом, в нем много витаминов, в нем сила и здоровье…

Воспитатель:- Да, конечно, я с вами согласна, вы все правильно сказали. Хлеб-очень полезный продукт и для детей и для взрослых. Он укрепляет кости, делает мышцы сильными, в нем много витаминов.

У русских людей существует очень много пословиц о хлебе, вот некоторые из них:

-«Будет хлеб, будет и обед»

_ «Без соли невкусно, а без хлеба несытно»

- «Хлеб -батюшка, вода-матушка»

- «Хлеб-всему голова»

Воспитатель: -Дети, а откуда к нам на стол приходит хлеб? (из магазина)

- Вы все умные ребята и много чего знаете, а что же вам известно о хлебе?

(дети высказывают свои мысли)

-А давайте сегодня узнаем, какой путь прошел хлеб, чтобы попасть в магазин.

И сейчас я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в прошлое, в древнюю Русь и узнать, как же в старину выращивали хлеб.

Дети произносят слова: «Вокруг себя повернись, в древней Руси очутись.»

Воспитатель:- Итак, внимание на экран. (Просмотр презентации «От колоска до каравая»)

Воспитатель: Дети, мы с вами уже говорили на других занятиях, как мы называем людей, которые жили в далеком прошлом? (предки)

-В давние времена тяжело давался человеку хлеб. Сначала пахали землю деревянной сохой на лошади. (2 слайд)

-Затем выходил на поле сеятель. На груди у него висело лукошко с семенами, то есть с зернами. Брал он оттуда горстями зерно и кидал во вспаханную землю. (3 слайд) (показать детям зерно)

- И вот когда все зерна были посеяны, как вы думаете, что делали наши предки? (варианты ответов)

Воспитатель: - Они просили у матушки природы хорошую погоду, ведь только хорошая погода помогала людям вырастить хороший урожай.

Воспитатель :-И вот, время шло, дождик поливал землю, солнышко пригревало, и зернышки (прорастали и подрастали) .

Динамическая пауза.

Воспитатель: - Давайте представим, что мы с вами это зернышки, которые посадили в землю,присядьте.

-Подрастает зернышко (дети медленно встают)

-Потянулось к солнышку (Поднимают руки вверх)

-С ветерком оно играет, ветерок его качает (Качают руками из стороны в сторону)

-Потянулся наш росток, превратился в колосок.

Воспитатель:- Ну вот и вырос урожай, пришла пора его убирать. (Слайд 4)

В старину не было машин, и урожай убирали вручную. И работали в поле в основном женщины. С утра до вечера они не разгибая спины собирали колосья, связывали их и складывали в снопы. (Слайд 5)

А помогало им в работе вот это орудие труда, называется оно серп (показывает детям, рассматривают)

Воспитатель: - Собранный урожай увозили с полей на телегах (слайд 6)

-Затем колосья раскладывали во дворе дома, брали в руки цеп и били по колосьям, чтобы отделить зерно от колоска. Сушили в специальных помещениях, а затем отвозили на мельницу, чтобы перемолоть и получить муку. (слайд 7)

И только после этого отвозили муку домой, замешивали при помощи нее тесто и пекли хлеб, пироги, блины и много всего вкусного. (слайд 8)

Воспитатель:- Вот такой,ребята, тяжелый труд предстоял нашим предкам каждый год, чтобы у них на столе всегда был хлеб. И они всегда очень бережно к нему относились: не играли с ним, не крошили, не выбрасывали остатки, берегли каждую крошку.

Воспитатель:- Ну что, узнали, как в далеком прошлом выращивали хлеб? Значит пора нам вернуться в настоящее.

Дети поворачиваются вокруг себя и произносят слова: «Вокруг себя повернись, в настоящем мире очутись»

Воспитатель: - Время шло, люди изобрели различные машины, технику и это конечно облегчило людям труд по выращиванию хлеба. Давайте посмотрим,как это происходит в настоящее время.

- Итак весной на поля выходят трактора, они вспахивают землю (слайд 9)

Кто управляет трактором (тракторист)

-Затем на поле выходят специальные машины-сеялки, которые ровными рядами высеваю семена пшеницы, ячменя или других злаков (слайд 10)

- Помните. На что надеялись наши предки, чтобы урожай был хорошим? (на хорошую погоду). А сейчас люди придумали удобрения, которые помогают растениям, избавляют их от насекомых-вредителей. Их распыляют с самолетов. (слайд 11)

-Все лето созревают зерна в колосьях, поле постепенно желтеет и становится очень красивым, его еще называют золотым. И когда зерно созрело, начинается уборка урожая, это время называют жатва (дети повторяют слово (слайд 12)

-На поле выходят комбайны. Что же делает комбайн? (слайд 13) (ответы детей)

- Правильно, дети, комбайн выполняет сразу несколько видов работ- он срезает колосья, внутри комбайна есть молотилка, она освобождает колосок от зерна, зерно по специальной трубе пересыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.

- А кто же работает на комбайне? (комбайнер)

-Далее зерно отвозят в большие зернохранилища, где его сушат. У нас недалеко от садика есть такое зернохранилище, вы наверно все наблюдаете, как в очереди стоят грузовики с прицепами, наполненные зерном. Его ссыпают в специальные емкости, где оно просушивается, оберегается от мышей. Такое зернохранилище называется элеватор. (слайд 14)

-А с элеватора сухое зерно куда везут, как вы думаете? Правильно, на мельницу или мукомольный завод. Там зерно перемалывают и получают муку. (слайд 15)

- А кто работает на мельнице? (мельник)

- Затем муку на специальных машинах отвозят на хлебозавод или пекарю. Для чего? (слайд 16) Да, там пекут хлеб.

-А кто работает в пекарне? (пекарь)

- Дети, а кроме хлеба и батона что еще можно испечь из теста с добавлением муки? Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия мы знаем.

- Ну а из пекарни хлеб поступает в магазины, школы, нам в детский сад каждый день доставляют свежий хлеб и булочки.

После просмотра презентации выполняем гимнастику для глаз

-Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо,влево,вверх и вниз

Выполнять ты не ленись.

Воспитатель:- Вот, дети, как много труда нужно потратить, чтобы получить к столу свежий, вкусный хлеб. Это очень трудоемкий процесс, в котором участвуют люди разных профессий, напомните мне, каких профессий?

-А теперь давайте повторим, что вы запомнили. Поиграем в игру, которая называется «Цепочка».

-Откуда к нам на стол хлеб пришел? (из магазина)

- В магазин откуда попал? (из пекарни)

-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

-Из чего его пекут? (из теста)

-Что добавляют в тесто? (муку)

- Как получилась мука? (смолотили из зерна)

-А зерно как появилось? (Из колоска)

-Откуда появился колосок? (в поле вырос)

Далее воспитатель предлагает детям присесть за столы и нарисовать схему

«От колоска до каравая» (дети последовательно соединяют стрелочками картинки с изображением этапов получения хлеба)

Воспитатель:- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Расскажите мне, что вам запомнилось, что нового вы узнали? (ответы детей)

Публикации по теме:

«Вот он, хлебушек душистый…». Фотоотчет.«Вот он, хлебушек душистый…». Фотоотчет. Очень насыщенной была наша прошлая неделя, о чем я и хотела поделиться с вами, друзья мои. И не просто поделиться, а выразить глубокую благодарность.

Фотоотчёт о выставке «Вот он — хлебушек душистый!»Фотоотчёт о выставке «Вот он — хлебушек душистый!» Добрый вечер уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию ещё одну свою работу по теме "Хлеб". Мы объявили выставку хлебобулочных изделий.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Вот он — хлебушек душистый»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Вот он — хлебушек душистый» Конспект интегрированного занятия в средней группе по образовательным областям «Ребенок и природа», «Изобразительное искусство» (образовательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здравствуй, хлебушек душистый!». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Опубликовано: 29 января 2025 в 20:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здравствуй, хлебушек душистый!». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Попова (УИ 2010746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД