Елена Попова
«Здравствуй, хлебушек душистый!». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с № 37 г. Ельца
Конспект
открытого занятия
по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
«Здравствуй, хлебушек душистый!»
Подготовила
воспитатель
высшей
кв. категории
Попова Е. М.
Январь 2025 года
Цель: формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола
Задачи:
-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-сформировать представление о том, как выращивали хлеб в древней Руси и как его выращивают в современном мире;
-закреплять представление детей о профессиях людей, связанных с выращиванием хлеба;
--обогащать лексикон по теме «Хлеб», развивать навыки связного высказывания;
-развивать познавательный интерес, любознательность, навыки критического мышления;
-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Оборудование и материалы:
-мультимедийная установка для просмотра презентации;
-предметы и материалы для демонстрации детям (серп, зерно пшеницы, мука, муляжи хлебобулочных изделий);
-схемы «От колоска до каравая» для заполнения детьми
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений по лексической теме «Хлеб»;
-познавательные беседы по теме занятия;
-обсуждение пословиц и поговорок о хлебе.
Ход занятия:
Воспитатель: -Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-А теперь давайте поприветствуем друг друга:
«Посмотрите все вокруг,
Слева друг и справа друг,
Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года (зима)
-А в какое время года люди собирают урожай? (Летом и осенью)
Воспитатель: -Конечно, вы правы, лето и осень -пора сбора урожая овощей, фруктов, ягод и зерновых культур. Давайте вспомним,какие же зерновые культуры нам известны (Пшеница, рожь, ячмень, просо).
Воспитатель:-Совершенно верно, молодцы. Дети, зерновые культуры, которые вы перечислили называют еще другим словом-злаки.
Воспитатель призывает детей к коллективному и индивидуальным ответам.
Воспитатель берет в руки поднос, накрытый салфеткой, под ним хлеб.
Воспитатель: - Отгадайте загадку и узнаете, о чем же мы сегодня поговорим на нашем занятии:
«Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый.
И бывает подгорелый…
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет» (Хлеб)
-Да,это хлеб. И мы сегодня будем говорить о хлебе и людях, которые его выращивают.
Воспитатель: -Дети, а вы любите хлеб?
-Предлагаю вам поиграть, передавайте друг другу хлеб и называйте, каким он бывает (дети передают друг другу муляж хлеба и называют - свежий, пышный, ароматный, хрустящий, мягкий, белый, черный,горячий, воздушный,полезный)
Воспитатель: - Дети, почему говорят, что хлеб главный на столе?
Дети: Мы все едим с хлебом, в нем много витаминов, в нем сила и здоровье…
Воспитатель:- Да, конечно, я с вами согласна, вы все правильно сказали. Хлеб-очень полезный продукт и для детей и для взрослых. Он укрепляет кости, делает мышцы сильными, в нем много витаминов.
У русских людей существует очень много пословиц о хлебе, вот некоторые из них:
-«Будет хлеб, будет и обед»
_ «Без соли невкусно, а без хлеба несытно»
- «Хлеб -батюшка, вода-матушка»
- «Хлеб-всему голова»
Воспитатель: -Дети, а откуда к нам на стол приходит хлеб? (из магазина)
- Вы все умные ребята и много чего знаете, а что же вам известно о хлебе?
(дети высказывают свои мысли)
-А давайте сегодня узнаем, какой путь прошел хлеб, чтобы попасть в магазин.
И сейчас я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в прошлое, в древнюю Русь и узнать, как же в старину выращивали хлеб.
Дети произносят слова: «Вокруг себя повернись, в древней Руси очутись.»
Воспитатель:- Итак, внимание на экран. (Просмотр презентации «От колоска до каравая»)
Воспитатель: Дети, мы с вами уже говорили на других занятиях, как мы называем людей, которые жили в далеком прошлом? (предки)
-В давние времена тяжело давался человеку хлеб. Сначала пахали землю деревянной сохой на лошади. (2 слайд)
-Затем выходил на поле сеятель. На груди у него висело лукошко с семенами, то есть с зернами. Брал он оттуда горстями зерно и кидал во вспаханную землю. (3 слайд) (показать детям зерно)
- И вот когда все зерна были посеяны, как вы думаете, что делали наши предки? (варианты ответов)
Воспитатель: - Они просили у матушки природы хорошую погоду, ведь только хорошая погода помогала людям вырастить хороший урожай.
Воспитатель :-И вот, время шло, дождик поливал землю, солнышко пригревало, и зернышки (прорастали и подрастали) .
Динамическая пауза.
Воспитатель: - Давайте представим, что мы с вами это зернышки, которые посадили в землю,присядьте.
-Подрастает зернышко (дети медленно встают)
-Потянулось к солнышку (Поднимают руки вверх)
-С ветерком оно играет, ветерок его качает (Качают руками из стороны в сторону)
-Потянулся наш росток, превратился в колосок.
Воспитатель:- Ну вот и вырос урожай, пришла пора его убирать. (Слайд 4)
В старину не было машин, и урожай убирали вручную. И работали в поле в основном женщины. С утра до вечера они не разгибая спины собирали колосья, связывали их и складывали в снопы. (Слайд 5)
А помогало им в работе вот это орудие труда, называется оно серп (показывает детям, рассматривают)
Воспитатель: - Собранный урожай увозили с полей на телегах (слайд 6)
-Затем колосья раскладывали во дворе дома, брали в руки цеп и били по колосьям, чтобы отделить зерно от колоска. Сушили в специальных помещениях, а затем отвозили на мельницу, чтобы перемолоть и получить муку. (слайд 7)
И только после этого отвозили муку домой, замешивали при помощи нее тесто и пекли хлеб, пироги, блины и много всего вкусного. (слайд 8)
Воспитатель:- Вот такой,ребята, тяжелый труд предстоял нашим предкам каждый год, чтобы у них на столе всегда был хлеб. И они всегда очень бережно к нему относились: не играли с ним, не крошили, не выбрасывали остатки, берегли каждую крошку.
Воспитатель:- Ну что, узнали, как в далеком прошлом выращивали хлеб? Значит пора нам вернуться в настоящее.
Дети поворачиваются вокруг себя и произносят слова: «Вокруг себя повернись, в настоящем мире очутись»
Воспитатель: - Время шло, люди изобрели различные машины, технику и это конечно облегчило людям труд по выращиванию хлеба. Давайте посмотрим,как это происходит в настоящее время.
- Итак весной на поля выходят трактора, они вспахивают землю (слайд 9)
Кто управляет трактором (тракторист)
-Затем на поле выходят специальные машины-сеялки, которые ровными рядами высеваю семена пшеницы, ячменя или других злаков (слайд 10)
- Помните. На что надеялись наши предки, чтобы урожай был хорошим? (на хорошую погоду). А сейчас люди придумали удобрения, которые помогают растениям, избавляют их от насекомых-вредителей. Их распыляют с самолетов. (слайд 11)
-Все лето созревают зерна в колосьях, поле постепенно желтеет и становится очень красивым, его еще называют золотым. И когда зерно созрело, начинается уборка урожая, это время называют жатва (дети повторяют слово (слайд 12)
-На поле выходят комбайны. Что же делает комбайн? (слайд 13) (ответы детей)
- Правильно, дети, комбайн выполняет сразу несколько видов работ- он срезает колосья, внутри комбайна есть молотилка, она освобождает колосок от зерна, зерно по специальной трубе пересыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
- А кто же работает на комбайне? (комбайнер)
-Далее зерно отвозят в большие зернохранилища, где его сушат. У нас недалеко от садика есть такое зернохранилище, вы наверно все наблюдаете, как в очереди стоят грузовики с прицепами, наполненные зерном. Его ссыпают в специальные емкости, где оно просушивается, оберегается от мышей. Такое зернохранилище называется элеватор. (слайд 14)
-А с элеватора сухое зерно куда везут, как вы думаете? Правильно, на мельницу или мукомольный завод. Там зерно перемалывают и получают муку. (слайд 15)
- А кто работает на мельнице? (мельник)
- Затем муку на специальных машинах отвозят на хлебозавод или пекарю. Для чего? (слайд 16) Да, там пекут хлеб.
-А кто работает в пекарне? (пекарь)
- Дети, а кроме хлеба и батона что еще можно испечь из теста с добавлением муки? Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия мы знаем.
- Ну а из пекарни хлеб поступает в магазины, школы, нам в детский сад каждый день доставляют свежий хлеб и булочки.
После просмотра презентации выполняем гимнастику для глаз
-Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз
Вправо,влево,вверх и вниз
Выполнять ты не ленись.
Воспитатель:- Вот, дети, как много труда нужно потратить, чтобы получить к столу свежий, вкусный хлеб. Это очень трудоемкий процесс, в котором участвуют люди разных профессий, напомните мне, каких профессий?
-А теперь давайте повторим, что вы запомнили. Поиграем в игру, которая называется «Цепочка».
-Откуда к нам на стол хлеб пришел? (из магазина)
- В магазин откуда попал? (из пекарни)
-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
-Из чего его пекут? (из теста)
-Что добавляют в тесто? (муку)
- Как получилась мука? (смолотили из зерна)
-А зерно как появилось? (Из колоска)
-Откуда появился колосок? (в поле вырос)
Далее воспитатель предлагает детям присесть за столы и нарисовать схему
«От колоска до каравая» (дети последовательно соединяют стрелочками картинки с изображением этапов получения хлеба)
Воспитатель:- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Расскажите мне, что вам запомнилось, что нового вы узнали? (ответы детей)