Галина Мартышкина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1) Формировать представления детей о способах обнаружения воздуха. Закреплять знания о воздухе и его свойствах.
2) Развивать поисково-познавательный интерес у детей к деятельности экспериментирования, поисковую активность.
3) Продолжать формировать умения детей взаимодействовать друг с другом, свободно выражать свою индивидуальность в процессе работы. Закреплять умение детей анализировать, делать выводы.
4) Воспитывать самостоятельность и активность, не бояться ситуации пробовать.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: „Воздух, как его обнаружить“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Словарная работа: бесцветный, прозрачный, невидимый, «кипит», газообразный, лёгкий.
Демонстрационный материал: стакан, салфетка, пластилин, полиэтиленовый пакет, глубокий тазик.
Раздаточный материал: стакан, салфетка, пластилин, пакеты полиэтиленовые, губки, кусочки кирпича, глубокие тазики с водой, соломинки для коктейля, воздушные шары, полотенце для рук, технологические карты, значки на каждую подгруппу, кружочки из самоклейки.
Содержание:
Воспитатель: «Ребята, я знаю, что вы любите экспериментировать. Сегодня у вас есть такая возможность. Я сегодня получила вот эту посылку от профессора Всезнайкина из лаборатории. Давайте посмотрим, что же нам он прислал. Вместе с детьми открываем посылку, рассматриваем её содержимое, находим открытку и читаем загадку :
Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится.
Что это такое? Что за невидимка?
Дети: Воздух. (если не угадали, воспитатель подсказывает).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где содержится воздух?
Дети: Везде, вокруг нас. (Принимаются все ответы детей).
Воспитатель: А что вы ещё знаете о воздухе? Какого он цвета?
Дети: Бесцветный, прозрачный…
Воспитатель: Имеет ли он запах?
Дети: Нет (кто-то может сказать есть)
Воспитатель: А чем он пахнет?
Дети: Принимаются все ответы детей
Воспитатель: А можно ли его потрогать руками, погладить?
Дети: Нет.
1 ОПЫТ
Воспитатель: Ребята, а вот профессор Всезнайкин прислал нам из лаборатории какие-то предметы и просит вас узнать, есть ли в них воздух. Давайте возьмём первый предмет (полиэтиленовый пакет). Скажите, есть ли воздух в пакете?
Дети: Нет, да.
Воспитатель: Подумайте и скажите, как же нам обнаружить воздух в пакете?
Дети: (предполагаемые ответы детей) : Надо подуть в пакет и он надуется.
Воспитатель: Попробуем подуть. Что случилось? Что есть в пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А откуда попал воздух в пакет?
Дети: Изо рта.
Воспитатель: А до того как вы надули, в пакете был воздух?
Дети: Нет, не было.
Воспитатель: А я знаю ещё один способ обнаружения воздуха без надувания. Хотите посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Надо взять пакет, открывающуюся сторону завернуть и тихо-тихо скручивать пакет. Посмотрите, что мы получили?
Дети: Пакет вздулся.
Воспитатель: Был ли воздух в пакете?
Дети: Да, был.
Воспитатель: Значит, какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
2 ОПЫТ
Воспитатель: Ребята, а в этом предмете (стакане) есть воздух?
Дети: (предположения детей).
Воспитатель: Мы это сейчас проверим с помощью вот этой схемы (детям даётся алгоритм проведения опыта)
Порядок действий: 1) взять стакан и кусок пластилина;
2) приклеить пластилин ко дну стакана;
3) взять кусочек салфетки и приклеить к пластилину;
4) налить в тазик воды больше, чем высота стакана;
5) взять стакан, перевернуть и прямо опустить в тазик и
придержать.
Воспитатель: Как вы думаете, салфетка промокнет?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим. Я погружаю свой стакан в воду. (Дети выполняют то же самое).
- Что вы чувствуете?
Дети: Стакан тяжело идёт на дно, ему что-то мешает, что-то отталкивает его
Воспитатель: Вода попала в стакан?
Дети: Да.
Воспитатель: Так что вы думаете, промокла салфетка или нет?
Дети: Да.
Воспитатель: Вытаскиваем. Почему салфетка сухая, ведь стакан был погружен в воду полностью?
Дети: Наверное, из-за воздуха.
Воспитатель: Да, конечно, когда мы опускали стакан в воду, в нем был воздух, он и помешал салфетке промокнуть.
Вывод: в стакане тоже был воздух, из-за которого салфетка осталась сухой. Он не пускал воду к салфетке.
3 ОПЫТ.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли в воде воздух?
Дети: (Предположения детей : нет, да).
Воспитатель: (заранее перед занятием наливаем в стакан воду) :
- Давайте внимательно посмотрим на этот стакан с водой. Что вы видите?
Дети: На стенках пузырьки.
Воспитатель: Что это за пузырьки?
Дети: Воздух (могут быть и другие предположения, но принимаются все)
Воспитатель: Давайте тихонько стукнем по стакану, что стало с пузырьками?
Дети: поднялись вверх и лопнули.
Воспитатель: Да, воздух очень легкий, а я еще скажу, что воздух - это газ или газообразное вещество.
Воспитатель: Ребята, мы проделали 3 опыта с предметами профессора. Что вы узнали про воздух?
Вывод: воздух невидимый, легкий, газообразный.
Самостоятельно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: Но у нас в посылке остались еще предметы, их обследовать вы будете самостоятельно. Но прежде чем начнем работать, я предлагаю вам разделиться по 3 человека (каждой тройке воспитатель даёт свой знак) :
- По данным знакам каждый найдите свой стол.
Воспитатель: Возьмите предметы и начинайте их исследовать. (Дети самостоятельно ищут, где и в каких предметах есть воздух : соломинка, губка, кирпичик, резиновая пластинка, воздушный шарик, металлический ключик). Воспитатель: Ребята, прежде чем начнём работу, хочу напомнить о правилах работы за столами:
- вытирать тряпочками сильно мокрое место на столе, чтобы не намочить одежду;
- не разбрасывать предметы по всему столу, а класть на свои места: на поднос, в корзину и т. д;
- после работы оставлять порядок на столе.
Воспитатель: Ребята, профессор Всезнайкин приготовил для вас таблицу: на ней наклеены картинки с названиями предметов, которые вы исследовали. Каждый из вас возьмёт кружочек и наклеит напротив того предмета, в котором обнаружил воздух.
Анализ самостоятельно-исследовательской деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня в нашей лаборатории много поработали, потрудились и незря, потому что вы справились с нелёгкой задачей профессора. Вы узнали,в каких предметах был воздух, а каких нет? (если возникает спорная ситуация, то воспитатель вместе с детьми повторяет опыт с данным предметом).
Воспитатель: Ребята, расскажите профессору Всезнайкину, что нового вы узнали о воздухе, а я запишу и мы отправим ответ?
Дети: предполагаемые ответы
- воздух содержится во всех (не во всех)предложенных предметах;
- воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, газообразный;
- воздух находится повсюду;
- без воздуха невозможна жизнь;
- воздух содержится в лёгких человека;
- воздух лёгкий.