Лариса Цветкова
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
h4]Тема: «Путешествие в Звуколяндию».[/h4]
Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова
Задачи:
Обучающие:
1. Совершенствовать умения различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, качественно их характеризовать;
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
3. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный слог;
4. Продолжать учить детей составлять предложение и схему к нему.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
1. Развивать артикуляционные навыки, совершенствовать звуковую культуру речи детей;
2. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;
3. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Формировать у детей умения работать в коллективе, в паре;
2. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
3. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;
Форма занятия: занятие-путешествие
Тип занятия: повторение и обобщение знаний
Формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Время: 30 мин (учебный час)
Структура учебного занятия
1. Вводная (организационная) часть (5мин.): (приветствие, готовность к занятию, настрой на работу)
-Ребятки, проверьте готовность к занятию и порядок у своей парты: у вас на столах должны быть в порядке пеналы, тетради, звуковые пеналы, «лодочки». (Дети проверяют порядок и наличие необходимого материала на рабочем месте).
- Дети, у меня есть новость для вас. Почтальон приходил сейчас. Он принес нам письмо. Посмотрите от кого! (показываю конверт с картинкой Звуковичка, дети узнают от кого).
-Подходите ко мне, прочитаем скорее его. Текст письма: «Здравствуйте, ребята. Когда я был у вас в гостях, мне было очень весело и интересно играть с вами в звуки и слова. А теперь я вас приглашаю к себе в гости в страну – Звуколяндию. Только вот случилась у нас беда: звуки из своих домиков убежали и не хотят возвращаться обратно. Приезжайте, помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места, а то не получается так ни одна звуковая игра! Только нужны будут ваши знания о звуках».
-Ну, что, дети, отправимся в путешествие, поможем звукам? (да)
-Для этого нам нужно будет вспомнить, какие бывают звуки. А еще мы закрепим умения слышать, находить и различать звуки в словах, выполнять звуковой разбор, записывать схему предложения.
2. Основная часть (23 мин):
-На чем обычно отправляются в путь? (одним словом -на транспорте)
-Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы отправимся:
-Загадка:
«маленькие домики по рельсам бегут,
мальчиков и девочек домики везут» (Поезд)
-Правильно, я буду вашим паровозиком, а первым вагончиком будет тот, кто вперед выделит 1 звук в слове поезд.
-Молодец! Вставай сразу за мной, а дальше все остальные.
-Чтобы дружными быть в пути и не растеряться, выделим последний звук в слове поезд. Молодцы! Дружно справились!
-Чтобы время не терять, мы будем ехать и язычок тренировать, повторяйте звуки поезда за мной (ту-ту. чух-чух. шшш).
- У нас на пути «звуковая река», потому что в ней плавают не рыбы, а слова. Чтобы реку нам объехать, надо выполнить задание.
1. «Звуковая река». Для этого вставайте по обе стороны реки и берите по картинке из воды. Кто по правую руку стоит от меня, выделяет первый звук в слове. Кто по левую руку – последний (слушаем ответы детей).
-Молодцы! Правильно выделили звуки, поэтому можем ехать дальше с картинками. (ту-ту. чух-чух. шшш).
-Мы приехали, вот и страна Звуколяндия (на доске плакат). Садитесь за парты, чтобы лучше разглядеть ее.
- Ой, укололась! Посмотрите, какие колючие кусты (нарисованы слева на изображении) не дают нам в страну войти. И не видно Звуковичка. Нужно сделать правильно разбор слова «кусты», и они не будут колючими. Но, чтобы правильно выполнить разбор, давайте сыграем в «Звуковой оркестр» и вспомним, какие бывают звуки. (гласные и согласные)
-Красными фишками мы обозначаем какие звуки? (гласные) (дирижируем). Как определить гласный звук? (поется без преград)
-Еще какие бывают звуки? (согласные). Как согласный определить? (не поется, есть преграды).
-Согласные звуки какими бывают? (твердыми- руки вверх и мягкими - приседаем, звонкими - хлопаем и глухими- рот закрываем ладошкой)
2.»Звуковой оркестр»
- У своих мест слушаем звуки и изображаем:
-н-к-л;-у-з –о-б-а
_Молодцы!
А вот и Звуковичок. Он услышал наш оркестр и узнал нас.
-Звуковичок тоже хвалит вас и говорит, что теперь мы выполним правильно разбор.
-Чтобы быстро фишки доставать, нужно пальчики размять!
Приготовим к работе пальчики - Физминутка для рук:
Утро настало - солнышко встало,
А, ну-ка, братец Федя, разбуди соседей:
Вставай, Большак. Вставай, Указка!
Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
Проверили посадку, подвинули «звуковые пеналы».
3. «Звуковой разбор»
Разбираем слово КУСТЫ (1 ребенок у доски на наборном полотне).
-Произнесем слово медленно. Напишем его в воздухе, сажая в «лодочки».
-Выделяем первый звук КККУСТЫ.
-Отвечаем по поднятой руке:, какой он? (согл., тв., гл – обозначим черной фишкой).
-Следующий какой? КУУУСТЫ? (гл. -красный).
- Выделяем следующий звук КУСССТЫ. (согл., тв., гл. -обозначим черной фишкой).
- Выделяем следующий звук КУСТТТЫ. (согл., тв., гл. -обозначим черной фишкой).
-Последний какой? КУСТЫЫЫ? (гл. -красный).
-Сколько гласных? Согласных? Всего звуков?
- Разделим слово на слоги. (2) Позовем слово – поставим ударение.
-Молодцы! Никто не укололся, значит все правильно разобрали. «Звуковые пеналы» убрали.
4.«Предложение». А теперь давайте запишем со словом КУСТЫ предложение. Послушайте:
-ВЫРОСЛИ КРАСИВЫЕ КУСТЫ. Повторите. Сосчитайте сколько слов. (3)
-Откройте тетради, запишем схему предложения.
-Раз - проверили посадку (кулачок между животом и партой, два - свели назад лопатки, 3 - наклон тетрадки. 4 – взяли в руки карандаш, показали мне как правильно держать, 5-начали задание выполнять (дети записывают в тетради, один у доски).
-Проверяем с доски.
5. «Лодочки». Дети, у вас на столах картинки. Покажите свое умение делить слова на слоги. Разделите слово с картинки на слоги. «Лодочками» на парте покажите сколько слогов. Проверьте друг у друга. Кто нашел ошибки? (взаимопроверка в парах).
Молодцы!
-Добрались до домиков звуков. Вокруг звуки гуляют, с нами не играют.
-Может им понравится наша физминутка:
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг.
Плечиками чик-чик.
Раз-туда. Два-сюда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели.
Два –привстали.
Сели-встали. Ванькой-Встанькой словно стали.
Ручки к телу все прижали и подскоки делать стали.
-Дети, не будем забывать, нам надо звуки выручать! Звуковичок говорит, что они просят, чтобы мы поиграли с ними в прятки, и тогда они побегут в свои дома.
6. Давайте сыграем в игру «Где спрятался звук» в кругу на ковре. Кому я мячик кидаю, тот место нужного звука в слове называет, а другие проверяют (в начале слова, в середине или в конце).
-утка (у)-луна (а)-компот (м)-лейка (л;)-лодка (о)-телефон (н)-рыба (ы)
-Молодцы! Посмотрите, справились с заданиями и звуки ушли в домики.
3. Подведение итогов (2мин):
- Звуковичок благодарит вас за то, что вы помогли ему вернуть все звуки по домикам и дарит «Звуковую шкатулку» с новыми играми. На следующем занятии он к нам прилетит и с ними познакомит.
-Дети, а почему звуки согласились идти домой? (потому что мы все задания выполнили).
-Да, вы справились со всеми заданиями и трудностями на пути. Закрепили знания о звуках.
- А теперь вставайте все за мной, отправляемся домой!
За старанье, за труды вам награды! (картинки).