Мария Викторовна Дубовикова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей первой младшей группы (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
по ознакомлению с окружающим миром
на тему «Зимующие птицы»
для детей 1 младшей гр
уппы[/h3]
Цель: Формирование и расширение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие птицы“ для детей первой младшей группы (3–4 года)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• Формировать и закреплять знания о зимующих птицах;
• Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
• Познакомить со звуками, которые издают птицы;
• Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Развивающие:
• Развивать мышление, память, воображение.
Воспитывающие:
• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Методическое обеспечение:
Ноутбук и колонка с записью голосов зимующих птиц; цветные ламинированные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока); кормушка бумажная; изображение семян, ягод, сала; карандаши; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц; картинки птиц на 2х стороннем скотче для игры «На кормушке».
Словарная работа: существительные – снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, ягоды, семена, сало; прилагательные – белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует.
Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы с ними дружно поздороваемся: скажем «Здравствуйте!»
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: И больше не будем на них отвлекаться, а начнём наше путешествие за новыми знаниями. А за какими, нам подскажет вот это письмо, которое я сегодня нашла на подоконнике. Видимо его задуло ветром, когда Маргарита Михайловна проветривала группу. Хотите узнать, от кого это письмо и что в нём написано?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, для того, чтобы узнать, кто прислал нам письмо, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая …
Дети: Сорока.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! Давайте скорее прочитаем, что же нам написала сорока? Может ей нужна наша помощь.
«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – узнаете, что поможет нам перезимовать. Чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания и получайте за это лакомство для птиц! Готовы?»
Дети: Да!
Основная часть
Воспитатель: А вот и первое задание, ребята. Сорока птица суетливая, поэтому никак не может собрать картинки. Давайте ей поможем, а заодно узнаем, какие птицы на этих картинках спрятались.
Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птиц. Детям предлагается собрать их.
Вот вам первая награда – семечки.
Воспитатель: Вот, ребятки, молодцы! А, чтобы узнать о каждой из этих птиц подробнее, сорока приготовила нам следующее задание. Попробуем отгадать загадки: (Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску)
Отгадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится,
Собирает крошки, а потом на ветку – прыг
И чирикнет: «Чик-чирик» (Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на доске.
Воспитатель. Воробьи – это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. Послушайте, какой звук издает воробей (CD диск с записью).
Воспитатель: Встречайте второго гостя:
Выносливая птичка
Усердно ищет корм
И крошки подбирает
Воркует под окном. (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на доске.
Воспитатель. Голубь - это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками. Послушайте, как воркуют голуби (CD диск с записью).
Воспитатель. Следующая наша гостья:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… (Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на доске.
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее: монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (Ворона)
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрно-серыми. Ворона - крупная птица. У неё большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Воспитатель. Встречайте следующего гостью:
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
На доске появляется картинка с изображением синицы.
Синица – это очень шустрая и бойкая птичка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:
Физкультминутка
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали. (Присаживаются на стулья)
Воспитатель: Встречайте последнего гостя:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на доске.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Вот вам следующая награда – ягоды.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. А теперь давайте подумаем: трудно ли птицам зимой?
Дети: Да
Воспитатель: Верно. Зимующие птицы не боятся морозов, но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели и морозы. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? Что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.)
Ребята, сорока нашла в лесу пустую кормушку. Я предлагаю вам пойти со мною в лес и положить в эту кормушку всё лакомство, которое мы заработали, пока отгадывали загадки. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Но для начала, давайте вспомним: Какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, а это значит, что перед тем, как отправляться в лес, нам нужно потеплее одеться. Вставайте на ножки.
Физминутка «Одеваемся на прогулку»
На прогулку собирались
И тепло мы одевались.
Тёплые штанишки надели ребятишки.
Шапку, шубку и сапожки на ребячьи ножки.
Друг на друга поглядели,
Всё на месте? Всё надели?
Ай, какие удальцы!
Вы ребятки – молодцы!
Воспитатель: Возьмите с собой лакомство для птиц и отправляемся в лес. Идём, поднимаем ноги выше, ведь сугробы в лесу глубокие! Видите кормушку?
Дети: Да.
Воспитатель: Кормушка пустая. Что мы можем положить в неё для птиц прямо сейчас?
Дети: наши семечки, ягоды!
Воспитатель: Верно. Давайте положим. (Дети крепят на кормушку лакомство для птиц)
Воспитатель: Ребята, за то, что вы такие отзывчивые, сорока приготовила ещё одну награду – сало. Его птицы тоже очень любят. (дети кладут в кормушку сало)
Игра - стихотворение «На кормушке на кормушке»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Видите пенёчки стоят, а на пенёчках птички. Подойдите к пенёчку, возьмите птичку и садитесь. Задаю уточняющие вопросы: София, какая у тебя птичка? Агата, какая у тебя птичка? и т. д. со всеми детьми. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы, как только услышите про вашу птичку, сразу идёте садить её на кормушку. Договорились? (дети садят птицу на доску - кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Рефлексия
Воспитатель: Итак, ребята, как назвать одним словом птиц на кормушке? (зимующие). Чем мы птичек угостили? (семечки, сало, ягоды)
Ой, ребятки, а в кормушке ещё письмо лежит.
Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».
Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы»
Воспитатель: А ещё я предлагаю вам вместе с родителями дома изготовить кормушки и принести их в детский сад. Мы их повесим у себя на участке и будем подкармливать птиц всю зиму. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Очень хорошо. Сейчас можете взять карандаши и порисовать.