Эльвира Абдулгафарова
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Юные исследовател
и».[/b]
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирован
ия. [/i]
1. Образовательные задачи:
- Ознакомление детей со свойствами воздуха и воды:
Закрепить знания о свойствах воды и воздуха.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
- Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
- Обогащать словарный запас, активизировать речь детей,.
2. Развивающие задачи:
- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
- Развивать умения выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды и воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: (для воспитателя) глобус, папка с правилами безопасности в лаборатории. стакан, тарелка, книжка, схемы «Свойства воды» и «Свойства воздуха», кувшин с водой, масло апельсиновое, сахарный песок, лимон, полиэтиленовый пакет, соль, ложка, белые халаты, одноразовые шапочки.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с соком, 4 и 5 – с водой, коктейльные трубочки, пластиковые ложки, одноразовые шапочки, полиэтиленовые пакеты, пустая емкость, емкость (с продуктами).
Подготовительная работа: отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде и воздухе в природе и природных явлениях, знакомство с ученными.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
В. : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д. : Доброе утро!
2. Вводная часть.
В. : Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться
В. : Ребята, мы сегодня с вами попали в лабораторию. Как вы думаете, кто занимается в лаборатории?
Д. : Ученные
В. : А как вы думаете, чем занимаются ученые?
Д. : Ученые занимаются наукой.
В. : А что такое наука?
Д. : Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.
В. : Что могут изучать ученые? «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них». (Все вместе рассматривают портреты ученых в папке (два-три) с краткой информацией о них.).
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение? Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
Д. : Глаза (зрение, уши (слух, язык (вкус, нос (обоняние, кожа (осязание, вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение).
В. : При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Давайте мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем на доске вешать схемы для выводов нашего занятия.
Так, что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. Ученые пользуются разными приборами во время экспериментирования. Мы с вами должны знать и соблюдать правила работы в лаборатории! На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Вспомним правила друзья!
В группе как ведем себя?
Говорим по-одному,
Не мешаем никому.
Если хочешь отвечать,
Руку нужно поднимать!
Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое вода и воздух, как они необходимы для жизни и какими свойствами они обладают.
Ребята, а сейчас обратите внимание на меня! Что у меня в руках?
Д: Это глобус.
В: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Д: Синего, голубого.
В: Какого цвета горы и леса? А вода?
Д. : (Ответы детей)
В. : Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (леса и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (с силой прокручивать глобус).
Д. :(Ответы детей)
В. : Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
В. : Скажите где в природе можно встретить воду?
Д. : Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
В. : Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Д. : Речная
В. : А в роднике
Д. : родинковая
В. : В море
Д. : морская,
В. : А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Д. : пресная
В. : Правильно, пресная. Такую воду пить можно. А кому нужна вода?
Д. : Животным, растениям, человеку.
В. : Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Д. : (ответы детей)
В. : Молодцы. А для чего нужна вода животным, растениям?
Д. : Да. Без воды они погибнут.
3. Основная часть
Физминутка
Ребята, давайте немного отдохнем.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
В. : Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воздуха и воды. А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. (Дети подходят за стол, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах)
Опыт № 1: Вода и воздух (прозрачная и бесцветна, невидимый)
В. : У каждого из вас есть трубочки. Опустите одну в стакан с водой № 1, а другую в стакан с соком №2. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть трубочки в стакане с водой?
Д. : Да.
В. : А в стакане с соком?
Д. : Нет.
В. : А почему?
Д. : Потому что вода прозрачная, а сок нет.
В. : Посмотрите на стаканчик с водой № 1 и соком № 2.
У сока есть цвет? Какой?
А сейчас мы узнаем, видим мы воздух или нет. Берите трубочку, опустить один конец в стакан с водой №1, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество и почему?
Д. : (ответы детей)
В. : когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало, значит, воздух мы не видим
Делаем вывод - вода прозрачная и безцветная а воздух невидим
(повесить на доску схемы № 1.)
Опыт № 2: Вода и воздух не имеет формы.
В. : Ребята, скажите вот о чём. Тарелка какой формы, стакан?
Д. : (ответы детей)
В. : А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан, тарелку. Какую форму приняла вода?
Д: Форму стакана и тарелки.
В. : Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Теперь возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?
Д. :(дети подтверждают)
В. :Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Что внутри пакета? На что похож мешок?
Д. : (ответы детей)
В. : Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать, а вода не имеет формы.
(повесить на доску схему № 2)
Опыт № 3: Вода и воздух не имеет запаха.
В. : Ребята, возьмите стаканчик № 3 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?
Д. : Нет.
В. : Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (добавить детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?
Д. : Да. Пахнет апельсином.
В. : Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Д. : Нет. Вода не имеет запаха.
В. : А теперь мы узнаем, есть ли запах у воздуха. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком и один контейнер пустой).
Д. : (ответы детей)
В. : воздух не имеет запаха, пахнут только предметы!
(повесить на доску схемы № 3.)
Опыт № 4: Вода и воздух не имеет вкуса.
В. : Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № 4. Есть у воды вкус?
Д. : Нет.
В. : А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (добавить детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Д. : Вода стала сладкая.
В. : А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Д. : Вода будет соленой, кислой.
А теперь посмотрите на меня, мы знаем, что воздух есть вокруг нас, может у него есть какой – то вкус? Откройте рот и закройте рот.
Д. : (дети повторяют движения)
В. :Какой воздух?
Д. : (Безвкусный)
В. : Делаем с вами вывод: Какое свойство воздуха и воды мы определили? Воздух и чистая вода – безвкусные
(повесить на доску схемы № 4.)
3. Итог
В. : Вот и подошло наше занятие к концу, я увидела в лаборатории, что вы можете ввести себя как взрослые: объяснять, проводить опыты и делать выводы, но мне показалось что вам захотелось снова стать детьми, ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Вам понравилось проводить опыты? Что мы с вами сегодня узнали? Давайте повторим. Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось проводить опыты? Что мы с вами сегодня узнали? Давайте повторим. (дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды и воздуха).