Кетрарь Людмила Васильевна
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Весна пришла» в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»
по окружающему миру.
Тема: «Весна пришла»
Старшая и подготовительная группы
Подготовила : воспитатель
разновозрастной группы
Кетрарь Людмила Васильевна
Публикация «Конспект открытого занятия по окружающему миру „Весна пришла“ в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
с. Большой Атлым 2023 г.
Конспект НОД по теме «Весна пришла.»
Цель: Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее признаках (приметах).
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- систематизировать знания детей о характерных признаках весны;
- обобщить и расширить представление детей о весне.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;
- побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;
- развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна», вовлекать детей в речевое взаимодействие;
- развивать наблюдательность, зрительную память;
- упражнять в умении складывать предмет из частей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности при решении игровых и познавательных задач.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: конверт с книгой, иллюстрации по темам «Весна, приметы весны», корректурная таблица по теме «Весеннее солнышко» по числу детей, картинки к игре «Времена года», сигнальные карточки красного и зелёного цвета, картинки (солнце, лучи, картинка скворца и скворечника, мяч, мольберт, школьная доска, лист с заданием «Дорисуй скворечник», цветные карандаши.
Предварительная работа: сезонные наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и отгадывание загадок, рисование весенних пейзажей.
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Видеть вас я рада.
Давайте мы друг другу улыбнёмся
и крепко с вами за руки возьмёмся
Получится волшебный, дружный круг
Мы озарим улыбкой мир вокруг.
И от улыбок добрых наших
Мир станет ярче, веселей и краше.
Почувствовали, как стало тепло и уютно, и солнышко весело улыбнулось нам.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
II. Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». А от кого это письмо, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла. (Весна)
Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Откроем его? (Да)
Здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим!
«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».
- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван, но здесь что-то еще лежит. (Воспитатель достает желтый круг).
Это круг! На что он похож? (на солнце).
Ребята, а чего не хватает солнышку? (Лучей)
Верно, у нашего солнышка нет лучиков, оно не может согреть землю и пригласить весну.
- Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры. Может быть, это подсказка для нас?
Ребята, поможем весне согреть землю? (да) Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания.
Каждое выполненное нами задание – это теплый лучик, который ускорит приход весны.
Воспитатель: Весна – это время пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.
(Воспитатель берет первый луч с заданием). Вот и первое задание.
1 лучик. «Назови весенние месяцы»
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?
Март, апрель, май –
Их не забывай!
Воспитатель: В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выполнили первое задание. Вот и заиграл теплом наш первый лучик солнца (прикрепить его к солнцу желтой стороной). Переходим к следующему заданию.
2 лучик «Назови приметы весны»
Воспитатель: На картинках представлены приметы весны. Мы с вами будем называть эти приметы, но каждое предложение начинаем со слова «Весной….»)
1. Весной солнце яркое, жаркое, греет сильнее.
2. Весной снег тает, появляются проталины.
3. Весной тает снег, начинают бежать ручьи.
4. Весной на реках тает и трескается лёд, начинается ледоход.
5. Весной на деревьях набухают почки.
6. Весной появляются первые цветы (первоцветы).
7. Весной из дальних стран возвращаются перелётные птицы.
8. Весной просыпаются животные.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче). Это тоже примета весны.
(Прикрепить второй луч солнца).
3 лучик. Дидактическая игра «Сравни и назови»
(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 по теме «Весеннее солнышко» воспитатель начинает фразу, а ребенок должен ее закончить).
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)
Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)
Солнце теплое, как (печка, рукавички, шуба)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер). (Прикрепить третий луч солнца).
4 лучик. Физкультминутка «Весеннее солнце».
Ребята, весна предлагает нам поиграть в игру.
Солнце, солнце, выходи (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга).
И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки).
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки вниз).
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и трут плечи).
Чтоб капели звонко пели, (Движение кистей рук, имитирующие падение капель).
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками перед грудью)
(«ручей»).
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой и опускают их
через стороны вниз, ладонями вверх, до
уровня плеч).
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками).
Солнце, солнце, землю грей!
Пусть весна придет быстрей! (Хлопают в ладоши на каждое слово).
(Прикрепить четвертый луч солнца)
5 лучик. Проводится игра «Скажи наоборот». (Воспитатель по очереди бросает детям мяч и задает вопрос)
Зимой холодно, а весной…. (тепло).
Зимой песни у птиц грустные, а весной …. (весёлые).
Зимой лёд на реке толстый, а весной …. (тонкий).
Зимой солнце тусклое, а весной …. (яркое).
Зимой снег лёгкий, а весной …. (тяжёлый).
Зимой день короткий, а весной …. (длинный).
Зимой по утрам на улице темно, а весной …. (светло).
На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной. (возвращаются).
Зимой снег чистый, а весной …. (грязный).
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились.
(Прикрепить пятый луч солнца)
Воспитатель: Еще один лучик появляется у нашего солнышка, и оно начинает ярко светить, согревать теплом землю, прогоняет зиму.
6 лучик. Дидактическая игра «Времена года» (игра с сигнальными карточками)
Воспитатель: Я буду показывать картинки, а вам нужно будет поднять сигнальную карточку зеленого цвета, если эта картинка относится к весне, и красный сигнал, если картинка относится к другому времени года.
Молодцы! Отлично, мы справились с заданием, прикрепляем шестой лучик солнца. Какое же следующее задание ждет нас?
Помните, мы говорили, что весной к нам из теплых стран возвращаются перелетные птицы? Ребята, а вы знаете, что в старину люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят перелетные птицы. Послушайте загадку про такую птицу:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец)
А как называется домик у скворца?
Дети отвечают (скворечник).
7 лучик. «Дорисуй скворечник»
Воспитатель: Давайте нарисуем скворечник. Вам нужно соединить рисунок по точкам. Но перед тем, как вы приступите к работе, выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Весна-красна».
К нам весна-красна идет. Что с собой она несет?
(Дети «шагают» пальчиками по столу).
Таянье снегов, Капели, Звон ручьев И птичьи трели, Сонных почек набухание (Загибают пальцы на руке, перечисляя признаки весны).
И цветочков распускание.
(Одновременно разгибают все пальцы на руке).
Дети соединяют по точкам скворечник. Обратить их внимание: как называется круглый вход в скворечник (леток) - (Потому что птицы влетают в него, как называется палочка, жердочка перед входом (насест).
Воспитатель: Это было 7-е задание, и вы с ним справились. Давайте еще один лучик подарим нашему солнышку.
Мы выполнили все задания, и теперь наступит порядок, весна сменит зиму и все пойдет своим чередом.
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это весна благодарит вас за то, что вы помогли получить солнышку лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.