Надежда Маркина
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуковой анализ слова «Роза»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковой анализ слова Роза»
.
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцируя звуки (согласные и гласные). Совершенствовать фонематический слух; вычленять ударение. Продолжать упражнять в составлении предложения ; формировать умение делить слова на слоги.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Роза. Все о розах для детей
- Темочки
Демонстрационный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки, карточки с рисунками на 1-ин; 2- а; 3-и слога. Рисунок-схема «Роза». Карточки с рисунками: дым, ваза, лиса, малина, корова, синица, белка, кит, кошка, сумка, мак, тигр, петух.
Раздаточный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; тетради «Первые шаги по ступенькам грамоты».
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотреть, как вы занимаетесь и что знаете. Давайте с вами поздороваемся с гостями.
Садимся. Ребята, скажите. Из чего состоит наша с вами речь (дети отвечают; из слов, а слова из звуков)
Правильно.
Слов в русском языке очень много. Приведите мне примеры. (дети отвечают)
Скажите из чего состоят слова(1 вариант- из слогов. А слоги из чего? 2 вариант- из звуков)
Ребята, а чем отличается буква от звука? (Буков мы пишем, видим, читаем, а звуки мы слышим и произносим)
На какие две группы можно разделить все звуки (гласные и согласные.)
Какие бывают гласные (ударные и безударные)
Фишки какого цвета нам нужны для их обозначения? (красные)
Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие)
Какими фишками обозначаются мягкие согласные (зелёные)
Какие согласные звуки всегда мягкие (й; ч; щ)
Какими фишками твёрдые согласные (синими)
Какие согласные звуки всегда твёрдые (ц; ж; ш)
А вот я сейчас вас и проверю.
Давайте поиграем в игру, которая называется :
«Кто внимательный?»
*Воспитатель называет звуки - дети показывают нужную фишку.
«Звуковой анализ слова Роза»
Ребята, отгадайте загадку:
«Посмотрите у ограды
Расцвела царица сада
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка.
Догадались о чем эта загадка?
Правильно, Роза.
Воспитатель предлагает открыть детям тетрадку и выложить это слово по схеме.
Затем это слово у доски разбирают дети.
Ребята, давайте с вами посмотрим из каких звуков состоит это слово и проверим, правильно ли вы выполнили задание в своих тетрадках.
Произнесите его ещё раз.
А теперь скажите, какой первый звук в слове Роза?[р]
(имя ребёнка) это гласный или согласный звук (Согласный)
Твёрдый или мягкий (Твёрдый)
Выйди (имя ребёнка) к доске и поставь нужную фишку
Фишку какого цвета ты выберешь (синюю)
Правильно выбрал (имя?
Послушайте, как я произнесу слово роза и скажите, какой следующий звук вы слышите?[роо-оза]
Ответы детей
(имя, какой это звук гласный или согласный (гласная.)
Почему ты так думаешь (его можно спеть или протянуть)
Докажи (имя)
Что сейчас, сделал (имя) со звуком?[о]
Он его спел
Правильно
(имя) выйди и поставь нужную фишку.
Какую фишку, ты поставишь (красную)
Давайте прочитаем, что получилось (ро)
Молодцы
Какой следующий звук?[з]
Какой он (согласный.)
Твёрдый или мягкий (тв.)
Поставь нужную фишку (имя)
Какой последний звук в этом слове (а)
Какой это звук (гласный.)
Докажи
Какую фишку ты поставишь (красную)
Поставь фишку (имя)
Ребята, сколько звуков в слове Роза(4)
А сколько слогов?
Как можно узнать, сколько слогов в слове (прохлопать или сколько гласных в слове, столько и слогов)
А теперь давайте поставим в слове Роза ударение.
Посмотрим, какой звук в слове слышится дольше других.
Давайте с вами произнесём это слово. (дети произносят слово)
Какой же звук в этом слове ударный (о)
А теперь давайте я произнесу это слово несколько раз, а вы послушаете и скажете, какой из вариантов правильный.
Роооза- розааа (долго тянут звук)
Какой вариант правильный(1- ый)
На какой звук поставим ударение? Поставьте у себя в тетрадях ударение
Молодцы
А теперь давайте немного отдохнём
Выходите на ковёр :
Физ. минутка:
Руки в боки, руки- шире
Раз, два, три, четыре
Сейчас попрыгать мы решили,
Раз, два, три, четыре
Потянулись- выше, выше
Приседаем- ниже, ниже
Встали- присели
Встали- присели
А теперь за парты сели.
Ребята, а сейчас поиграем с вами в игру:
«Звуки потерялись»
Вы слушаете внимательно, какой звук потерялся.
«Неизвестно, как случилось
Только буква заблудилась
Заскочила в чей-то дом
И-хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква- озорница
Очень странные дела
Начали творится.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей)
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб)
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу)
Закричал охотник:- Ой!
Двери гонятся за мной (звери)
Мы собрали васильки
На головах у нас- щенки (венки)
Синеет море перед нами
Летают майки над волнами (чайки)
Молодцы ребята.
Следующее задание называется
«Подели слова на слоги и определи их кол-во»
У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3
Сейчас я буду показывать картинку.
Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове.
Если 1 слог, вы поднимаете цифру 1
Если 2 слога- цифру 2
Если 3 слога- цифру 3
Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картинки и дети определяют кол-во слогов и поднимают карточки.
(дым, лиса, корова, ваза, малина, синица, белка, кит, кошка, сумка, мак, тигр, петух.)
Молодцы. Все верно.
А теперь ребята мы с вами поиграем в игру, которая называется:
«Живые предложения»
Ребята, мы все с вами разговариваем предложениями. Предложения бывают короткими и состоят из одного слово, но так же они бывают и из 2,3,4 и более слов. Но слова всегда должны в предложении, что делать? (дружить между собой)
Правильно.
(имя) выходи к доске. Ты будешь словом «Лиса».
Теперь нам нужно составить предложение и к слову лиса надо добавить второе слово.
(имя) выходи к нам сюда.
Каким ты будешь словом, чтобы получилось предложение?
Например: «Лиса хитрая».(пушистая, плутовка)
Хорошо. Прочитайте предложение.
А теперь мы добавим третье слово «бежит»
Какое получилось у нас предложение? Прочитайте его.
Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Ребята, скажите вам понравилось наше занятие?
Какое задание было, по вашему самым легким?
А какое самым трудным?
Вы все молодцы. Хорошо работали.
Занятие закончилось.
Спасибо.