Лобачева Надежда
Конспект открытого занятия учителя-логопеда по обучению грамоте на тему «Космос» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Космос»
учителя-логопеда Лобачевой Надежды Сергеевны
Цель: закрепление пройденного материала.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов;
Публикация «Конспект открытого занятия учителя-логопеда по обучению грамоте на тему „Космос“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- продолжать формировать умения разгадывать ребусы;
- совершенствование навыка «печатания» букв;
- совершенствование навыка чтения слов и предложений;
- совершенствование навыка анализа и синтеза предложения;
- совершенствование умения ориентироваться в тетради
- дифференциация согласных и гласных букв;
- профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие задачи
- развитие фонематических процессов;
- развитие мелкой моторики и графомоторных навыков, координация речи с движением.
Воспитательные задачи
- формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, творческого воображения;
- продолжать развивать умение следить за собственной речью.
Оборудование: Интерактивное оборудование (презентация, фланелеграф со слоговыми ракетами, песочница, предметные картинки на тему «Космос» (дождь, спутник, Солнце, комета, луноход, космонавт, Земля, Юпитер, ракета, звезды, Луна, шлем, магнитная доска, карточки со словами (корабль, на, летит, Космический, Луну, контейнер с карандашами, карточки для звукобуквенного анализа, с изображением ракеты, карточки с зашумленным изображением собаки из гласных и согласных букв, рабочие тетради.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
Дети: 12 апреля вся страна отмечает день космонавтики.
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие, нас пригласили сюда, потому что нужна наша помощь. Утром мы получили одно видеообращение. Давайте его просмотрим. (просмотр видеообращения)
На слайде видеообращение инопланетянина: «Здравствуйте ребята! Я житель далекой планеты и мечтаю увидеть звезды. Я знаю, что ночью на вашем небе сияет множество ярких и красивых звезд. А с нашей планеты мы видим только темное черное небо. Кроме вас мне никто не сможет помочь увидеть звезды. Помогите мне, пожалуйста. Отправляю вам задания.»
Выполняя задания нашего инопланетянина, на небе будут загораться звезды. Ну что мы поможем?
Задание 1 [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Логопед: Я приглашаю вас подойти к песочнице, здесь нас ждет первое задание. В песке житель другой планеты спрятал изображения некоторых предметов. Я предлагаю, каждому найти по одному изображению. Повернитесь теперь ко мне и разложите картинки в наши слоговые ракеты, так чтобы количество слогов соответствовало количеству иллюминаторов на ракете.
Дети раскладывают картинки в слоговые ракеты.
Логопед: Давай теперь проверим, все ли правильно вы сделали. Проверим, какие слова спрятались в ракете с одним иллюминатором. Какие предметы в ракете с двумя иллюминаторами? А с тремя?
Предметные картинки с изображением дождь, спутник, Солнце, комета, луноход, космонавт, Земля, Юпитер, ракета, звезды, Луна, шлем.
Логопед: Присаживайтесь на свои места.
Дети выполняют задание, и зажигается первая звезда на экране.
Задание 2 Звуковой анализ слова. [Продолжать формировать умения разгадывать ребусы, совершенствование навыка звукового анализа слов, «печатания» букв. ]
Логопед: Наш инопланетянин приготовил нам еще одно задание. Посмотрите на экран. Мы с вами видим ребус. Ребус – это загадка, но не совсем обычная, слово в ребусе или часть слова изображены картинкой. Попробуйте разгадать, какое слово он зашифровал.
Дети: Здесь зашифровано слово РАКЕТА.
Логопед: Молодцы, верно, это действительно ракета. (После того, как отгадали, на слайде появляется ракета).
Дети выполняют задание, и зажигается звезда на экране.
Ребята, вам необходимо выполнить звукобуквенный анализ к слову РАКЕТА. Обратите внимание, что на первой строчке прячутся звуки, а на второй буквы.
Дети выполняют задание, сверяем с доской.
Совместная работа:
- Назовите первый звук в слове ракета? (Первый звук в слове РАКЕТА – [Р])
- Дайте характеристику этому звуку? (Звук [Р] –согласный, твердый, звонкий, обозначили его синим цветом)
- Какой буквой обозначим этот звук?
- Назовите следующий звук? (Следующий звук [А])
- Дайте характеристику этому звуку? (Звук [А] –гласный, обозначили его красным цветом)
Дети проговаривают характеристику всех следующих звуков, называют буквы, которые записали у себя на карточках, сравнивая с правильным вариантом на доске.
Мы составили звуковую схему к слову РАКЕТА. Сколько всего звуков в этом слове? (В слове РАКЕТА 6 звуков.) Сколько согласных? (В слове РАКЕТА 3 согласных звука.) Сколько гласных? (В слове РАКЕТА 3 гласных звука.) Сколько слогов в слове? (В слове РАКЕТА 3 слога.) Какое правило знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Ударение? (Ударение падает на звук [Э], второй слог, слог КЭ ударный.)
Дети выполняют задание, и зажигается звезда на экране.
Задание 3 Физкультминутка [Развитие общей моторики. ]
Логопед: Ребята, инопланетянин приглашает вас отдохнуть.
В небе плавает луна.
В облака зашла она. (плавные покачивания влево и вправо)
Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки над головой)
И пониже перевесить. (руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь – (ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)
Дети выполняют задание, и зажигается звезда на экране.
Задание 4 Работа над предложением. [Совершенствование навыка анализа и синтеза предложения. ]
Логопед: Ой, ребята, что это? Может это послание из космоса? Тут что-то написано. Это похоже на предложение?
Дети: Нет.
Логопед: А что такое предложение?
Дети: Предложение это законченная мысль, состоящая из слов.
Логопед: Давайте переставим слова в предложении так, чтобы они были связаны по смыслу, и получилась какая-то мысль.
корабль, на, летит, Космический, Луну (Космический корабль летит на Луну.)
Дети читают слова и составляют предложение. Детям предлагается вспомнить, что первое слово в предложении пишется с большой буквы и обратить их внимание на то, что на доске есть два слова, написанные с большой буквы.
Логопед: Сейчас мы с вами составим схему к нашему предложению. Для этого мы достаем наши тетради, открываем их, отступаем от последней записи одну клеточку вниз и ставим точку. Выполните, пожалуйста, схему к нашему предложению. Сколько слов в нашем предложении? Сколько палочек в ваших схемах?
Дети выполняют задание, и зажигается звезда на экране.
Задание 5 Графическая работа. [Дифференциация согласных и гласных букв, профилактика нарушения письменной речи. ]
Логопед: Инопланетянин предлагает вам выполнить последнее задание. Но перед его выполнением давайте с вами вспомним, чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и говорим.
Логопед: Отлично. А какие бывают буквы?
Дети: Буквы бывают гласные и согласные.
Логопед: Какие гласные буквы вы знаете?
Дети перечисляют гласные буквы.
Логопед: Молодцы! Сейчас нам предлагают узнать, кто же летит в ракете. Для этого вам необходимо раскрасить только те элементы на картинке, на которых написана гласная буква. Теперь подумайте, какое у вас сегодня настроение, я предлагаю взять карандаш цвета вашего настроения.
Дети выполняют задание, и зажигается звезда на экране.
Рефлексия: Ребята, смотрите скорее на наше небо! Посмотрите, сколько звезд вы зажгли сегодня на небе… И это все благодаря вашим знаниям и стараниям.
(Звучит благодарность инопланетянина).
Скажите мне, какие вы задания выполняли сегодня. Какое задание показалось вам очень сложным, а какое задание было самым интересным? Всем ребятам спасибо за работу.