Марина Каменчук
Конспект открытого занятия по речевому развитию с применением игровых технологий «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №19 «Светлячок» города БАЛАКОВО
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» с применением игровых технологий для детей старшей логопедической группы компенсирующей направленности (ОНР)
Тема: «Мой город»
Подготовил: учитель –логопед Каменчук Марина Анатольевна
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию с применением игровых технологий „Мой город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель организованной образовательной деятельности:
активизировать словарь по лексической теме «Мой город»
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие :
• Обогащать словарный запас детей
• Развивать умение связно высказывать свое мнение
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познание развитие :
• Формировать устойчивый интерес к родному городу;
• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие :
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Побуждать умение включаться в совместную деятельность.
Физическое развитие :
• Совершенствовать двигательную активность, общую моторику
Коррекционные задачи:
• развивать навыки коммуникативной стороны речи;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, называть существительные во множественном числе, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.
Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей: групповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, логоритмика, дыхательная гимнастика, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми о городе Балаково
• Вертуальная экскурсия по городу Балаково (фотоматериалы).
Разучивание: тематической физкультминутки «Мой дом», пальчиковой гимнастики «Дом».
Оборудование: фотографии с видами родного города, магнитная доска, разрезные картинки с изображением достопримечательностей города Балаково, мяч, информационный плакат по лексической теме, плакат «Летний город» с набором сюжетных картинок.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети под ритмичную музыку заходят в актовый зал. Стоят стульчики полукругом. Стенд с фотографиями города, лексический плакат. Стол с плакатом «Летний город» и разрезные картинки. В корзинке рядом со столом лежит мяч. Два стола с набором разрезных картинок (фотографии достопримечательностей города Балаково). Картинки разрезаны на 8 частей.
Игра на общение. Развитие фонематического восприятия. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
Педагог приглашает детей за стульчики и организует приветствие с ними.
Педагог. Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Дети говорят друг другу «Доброе утро».
Педагог. Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. Сегодня мы с вами будем беседовать о нашем городе.
Звучит музыка из мультфильма «Малыш и Карлсон»
Педагог. Дети, как вы думаете, кто к нам прилетел на занятие? Достает иллюстрацию с изображением Карлсона.
Дети: Это Карлсон.
Педагог. Правильно - это Карлсон. Он прилетел к нам в гости из сказочного города и совсем не знает ничего про наш с вами город. Давайте расскажем ему о нашем замечательном городе.
Дети соглашаются.
Педагог. Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Мы живем в городе Балаково.
Педагог. Ребята, а какой наш город, как Вы думаете?
1-й р е б е н о к. Наш город зеленый;
2-й р е б е н о к. Наш город большой;
3-й р е б е н о к. Наш город красивый;
4-й р е б е н о к. Наш город интересный;
Педагог. Молодцы! Ребята, на какой реке находится наш город?
Дети: Наш город находится на реке Волга. Это самая большая река в нашей стране.
Педагог. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города?
1-й р е б е н о к. В нашем городе есть фонтаны;
2-й р е б е н о к. В нашем городе есть магазины;
3-й р е б е н о к. В нашем городе есть аптеки;
4-й р е б е н о к. В нашем городе есть школы;
2. Подвижная игра «Дом». Координация речи с движением.
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить знакомую
игру. Педагог показывает движения и проговаривает стихи.
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома -
пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг
другу
В этот домик приглашаем. «Ладошками машут, приглашая в дом»
3. Игра с мячом «Назови ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например : «дом» - «домик».
Улица — улочка,
город — городок,
магазин — магазинчик,
мост — мосток, мостик
двор — дворик,
адрес — адресок.
дом - домик,
дверь - дверка,
окно - окошечко,
балкон – балкончик,
ключ –ключик,
стул –стульчик.
4. Дыхательное упражнение
Дети, сидя на стульчиках полукругом, смотрят на педагога и выполняют дыхательное упражнение.
Педагог:
Мы подуем далеко, Подуть на пальцы вытянутых вперед рук.
Мы подуем близко, Подуть на пальцы, поднесенные к губам.
Мы подуем высоко, Поднять руки и подуть вверх.
Мы подуем низко. Руки опустить, посмотреть вниз и подуть.
5. Игра «Что из чего?»
Педагог. Показывает иллюстрации кирпичного дома, деревянного, соломенного, бумажного, железного, и просит назвать детей: «Дом из дерева какой?»
1-й р е б е н о к. Дом деревянный;
2-й р е б е н о к. Дом кирпичный;
3-й р е б е н о к. Дом каменный.
6. Подвижное упражнение «Строим дом». Развитие общей моторики, координации речи с движением. Педагог приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.
Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.
Дом построить мы решили. Делаем руками над головой «крышу»
Взяли гвозди, молоток. Сжимаем и разжимаем кулаки.
И по бревнам тук-тук-ток Стучим кулаками друг о друга.
Вот фундамент, Приседаем, вытягиваем руки вперед.
Стены, крыша, Руки в стороны, затем вверх, делаем крышу
А труба еще повыше. Сцепляем пальцы «в замок» и тянем руки вверх. Кукла в домике живет,
В гости нас к себе зовет Ставим руки на пояс и делаем наклоны в стороны. Низко кланяемся.
7. Игра «Собери картинку». Развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления.
Педагог. Ребята, на столах лежат разрезные картинки, на них изображены здания нашего города. Вам необходимо собрать их и узнать, какие это здания.
Педагог делит детей по двое и провожает их к столам. (Дети складывают разрезные картинки).
Педагог. Что у вас получилось?
Дети. У меня получился музей, у меня фонтан, у меня «Мост Победы».
8 Логоритмика: Развитие координации движений, ловкости.
Педагог приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними. Дети встают в круг и выполняют движения под музыку: «У жирафа пятна, пятна» .
2. Дидактическая игра «Коллективная аппликация «Мой любимый город».
Педагог. Ребята, предлагаю вам поиграть в новую игру. Мы построим с вами «Мой любимый город». На столе лежит плакат, каждый из вас выберет картинку с изображением и поместит её на плакате. Дети подходят к столу, выбирают картинки (деревья, дома, детей играющих на полянке, песочницу, домашних животных, птиц, цветы и др., подходят к столу и все вместе составляют аппликацию. Рассуждают.
1-й р е б е н о к. Посмотрите какой красивый город мы построили.
2-й р е б е н о к. Сколько много деревьев.
3-й р е б е н о к. Наш город очень красивый.
Педагог: как называется ваш город?
4-й р е б е н о к. Мой любимый город Балаково.
5-й р е б е н о к. Смотрите, я поставил мальчика, он катается на самокате.
6-й р е б е н о к. Девочка играет с котом.
7-й ребенок. Дети гуляют в парке.
10. Организация окончания занятия.
Подведение итогов. Педагог приглашает детей сесть на свои места. Показывает на доску с изображением фотографий города Балаково и персонажа из сказочной повести «Карлсон».
Педагог: Кто сегодня был у нас в гостях?
Назовите город, в котором вы живете?
Назовите людей, которые живут в Балаково?
Вспомните и назовите главную реку Балаково?
Что мы сегодня с вами построили?
Вам понравилось занятие?
На каждый вопрос педагога, дети отвечают полным развернутым предложением и наполняют речь глаголами, прилагательными и уменьшительно ласкательными словами.
Молодцы!
Педагог: А на прощание о нашем занятии, я хочу подарить вам набор аппликаций «Я строю лучший дом».
Дети под музыку, «Какой хороший день!» уходят в свою группу.
Спасибо, до новых встреч!