Анна Лау-Цыбульская
Конспект открытого занятия по математике для детей с нарушением интеллекта «Путешествие на лесную поляну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по математике
«Путешествие на лесную поляну».
Цели:
Закрепление счета в пределах трех.
Соотнесение количества предметов и цифр в пределах трех.
Закрепление умения устанавливать равенство предметов.
Закрепление представлений о величине, понятия большой, поменьше, самый, маленький.
Закрепление знаний о фигуре прямоугольник.
Закрепление умения осуществлять классификацию по количественному признаку.
Публикация «Конспект открытого занятия по математике для детей с нарушением интеллекта „Путешествие на лесную поляну“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Закрепление умения выделять заданное количество предметов из множества
Развитие мышления (операции классификации, восприятия величины, формы, умения абстрагироваться от второстепенных признаков предметов.
Воспитание интереса к занятиям по математике, эмпатии, умения выслушивать ответы товарища до конца, не перебивая.
Оборудование:
Декорации осеннего леса.
Игрушки – три медведя разной величины, посуда (чашка, тарелка, ложка) для каждого.
Три стульчика разной величины, стол.
Карточки с изображением разного количества елочек в пределах трех, цифры от одного до трех, три прямоугольника разной величины с изображением трех медведей с обратной стороны. Изображение прямоугольника для обведения по контуру. Изображение нескольких геометрических фигур. Картинки с изображением меда, малины, грибов. Карточки для классификации для каждого.
Печенье в виде цифр для каждого.
Предварительная работа:
чтение сказки Л. Н. Толстова «Три медведя».
1.
Организационный момент.
(Соотнесение цифр и количества предметов).
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие на лесную поляну. А поедем мы туда на поезде.
- Занимайте места согласно билетам.
Детям раздаются картинки с изображением различного количества елочек в пределах трех. На стулья приклеены цифры от одного до трех. Каждому ребенку предлагается занять место в соответствии с количеством елочек, изображенных на билете.
Звучит музыка, поезд «отправляется»
2.
Закрепление знаний о времени года осень
- Ехали мы с вами, ехали и очутились на лесной поляне. Выходите из вагончиков, погуляем с вами по лесу.
Дефектолог читает стихотворение об осени
Осень. По утрам морозы,
В рощах желтый листопад.
Листья около березы,
Золотым ковром лежат.
- Как вы думаете, ребята, какое время года на лесной полянке? (Осень).
А как вы догадались, что время года осень?
Листья какого цвета? (желтые, красные, оранжевые, коричневые).
Что с листиками происходит? (листья опадают)
А как называется природное явление когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
А елочка поменяла цвет? (Нет, елка в любое время года остается зеленой)
Не листки на елочке –
Зеленые иголочки
Посмотрите, что это растет на полянке. (грибы)
А в какое время года мы собираем грибы? (осенью)
- Ребята, посмотрите, чей-то домик. Давайте подойдем поближе и узнаем, кто здесь живет.
3.
Закрепление умения осуществлять пересчет предметов в пределах трех, сравнения предметов по величине.
- Сначала нужно постучаться, а потом входить (стучаться).
Кто же это тут поселился? (медведи).
Посчитаем, сколько тут медведей. (Три).
Все ли медведи одинакового размера (нет).
Покажите мне самого большого медведя.
Покажите мне медведя поменьше.
Покажите мне самого маленького медведя.
Вот большой медведь, его зовут Михаил Потапович, на каком стуле он сидит? (на самом большом).
Вот медведь поменьше – Настасья Петровна, на каком стуле она сидит? (на стуле, который поменьше).
А вот самый маленький медвежонок, его зовут Мишутка, на каком стульчике он сидит? (на самом маленьком).
Ребята, как вы думаете, из какой сказки к нам пришли эти медведи? («Три медведя»)
А сейчас мы с вами немножко позанимаемся, а медвежата за вами понаблюдают.
4.
Закрепление знаний о геометрической фигуре прямоугольник.
Рассаживайтесь на свои места.
- Скажите, как называется эта фигура (прямоугольник).
Давайте обведем прямоугольник пальчиком по контуру.
Сколько прямоугольников изображено на картинке? (три) находят прямоугольники среди других фигур и определяют их количество.
- Как вы думаете, за каким прямоугольником мог бы спрятаться самый большой медведь Михаил Потапович? (за самым большим).
Как вы думаете, за каким прямоугольником могла бы спрятаться Настасья Петровна? (за прямоугольником поменьше).
Как вы думаете, за каким прямоугольником мог бы спрятаться Мишутка? (за самым маленьким).
Давайте проверим. Педагог переворачивает прямоугольники, на них изображены сказочные герои.
Все верно, молодцы ребята.
А теперь немножко отдохнем, покажем нашим медведям упражнение про них. Я буду большой медведицей, а вы будете маленькими медвежатами.
5.
Физ. минутка
«Мишки шли на водопой»
Звучит музыка
Мишки шли на водопой (идут, переваливаясь, как медведи)
Топ-топ-топ-топ
Папа был большой-большой (тянуться вверх)
Топ-топ-топ-топ
Мама – чуть поменьше ростом, (ставят руки на плечи)
Топ-топ-топ-топ
И сынок – малютка просто, (идут гусиным шагом, переваливаются)
Топ-топ-топ-топ
Очень маленький он был,
Топ-топ-топ-топ
В вперевалочку ходил.
Топ-топ-топ-топ
- Ребята покажите каким по величине был папа-медведь (Большим, тянутся вверх).
- А какой была мама-медведица (немножко поменьше ростом, ставят руки на плечи).
- А медвежонок-сынок какого роста был (самый маленький, садятся на корточки).
- А теперь давайте топнем, как большой медведь. (Сильно, громко. Топают ногой).
- А теперь покажите как топает мама-медведица. (Немножко слабее. Топают ногой)
- А как бы топнул маленький медвежонок-сынок. (Совсем слабо – он же маленький).
- А как рычит большой медведь-папа. (Громко. Э-Э-Э)
- А как рычит мама-медведица. (Потише. Э-Э-Э)
- А как рычит маленький медвежонок. (Совсем тихо. э-э-э)
6.
Выделение заданного количества предметов из группы, установление равенства.
Ой, какой-то Мишутка грустный. Что же с ним случилось?
- Мишка бурый,
Мишка бурый,
От чего такой ты хмурый?
Взрослый говорит голосом медвежонка.
- Я медком не угостился
Вот на всех и рассердился
Ребята, Мишутка сказал, что они с мамой и папой очень сильно проголодались. Давайте их накормим.
Соня, возьми 3 тарелки.
Полина, возьми 3 чашки.
Вера, возьми две ложки. Дети берут заданное количество предметов из множества.
Давайте расставим посуду напротив медведей.
Педагог расставляет посуду напротив медведей.
- Ой! Мишутка плачет.
7.
Установление равенства предметов.
- Как вы думаете, почему Мишутка плачет? (ему не хватило ложки).
Чего больше медведей или ложек? (медведей)
Сколько нужно взять ложек, чтобы медведей и ложек стало поровну (Одну).
- Соня, положи ложечку Мишутке.
Не плачет Мишутка? (не плачет).
Он что-то хочет нам сказать Педагог подносит маленького медведя к уху.
Мишутка благодарит вас, что вы нашли ему ложку.
8.
Классификация предметов по количественному признаку
Вот уж стол накрыт. А что же наши гости будут есть?
Что это за ягоды? (Малина).
Сколько ягод положим на тарелку Михаилу Потаповичу? (три, больше всех, он ведь самый большой).
У кого три ягодки положите самому большому медведю.
У кого одна ягодка положите ее Мишутке.
У кого две ягодки положите их Настасье Петровне.
Аналогично с баночками меда и грибами, дети подходят к столу, раскладывают карточки самостоятельно.
9. Итог
Ребята вам понравилось в гостях у трех медведей? (Понравилось). Но, к сожалению, пришло время прощаться со сказкой. Сегодня вы побывали в осеннем лесу, выполнили сложные задания, помогли медведям позавтракать, а они в свою очередь приготовили для вас сладкие подарки. Педагог раздает детям печенье в виде цифр. Скажите мишкам до свидания. (До свидания, до встречи).
Занимайте свои места в паровозике согласно билетам. Отправляемся обратно в детский сад. Звучит музыка.
Используемая литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М. : Просвещение, 2005.
2. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Новикова В. П. Математика в детском саду для детей 3-4 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2002.