Галина Ченцова
Открытое занятие по ФЭМП «Форма: круг, квадрат, треугольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Продолжать учиться разбивать множества на классы по цвету;
• Учиться разбивать множества геометрических фигур на классы по форме (выделять общий признак разных по размеру и цвету фигур - форму);
• Соотносить названное множество с натуральным количественным числом и называть его;
• Записывать названные числа на числовых карточках;
• Узнавать и называть геометрические фигуры;
• Ориентироваться на плоскости относительно себя.
Материалы к занятию.
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП „Форма: круг, квадрат, треугольник“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Счетные палочки;
• Известные детям геометрические фигуры разного цвета, формы, размера;
• Четыре большие коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга);
• Цветные карандаши.
• Игрушка Колобок
Ход занятия
1. Дидактическая игра, подводящая к открытию и формулированию нового: «Наведем порядок».
Форма работы: фронтальная.
Педагог здоровается с детьми, просит их подойти к ней и говорит:
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите, какой у нас большой и красивый круг образовался. Сейчас я попробую его разорвать. Проверю, дружные вы, ребята, или нет. (Воспитатель пытается разъединить руки детей, но ничего не получается).
- Вы действительно оказались очень дружными ребятами. А меня к себе в дружный круг пустите? (Дети: да). – Спасибо вам!
- Ребята, скажите, вы любите играть?
Дети: - да.
Педагог: - А какие ваши любимые игры?
Дети дают свои ответы (прятки, конструктор, в догонялки и т. д.)
Педагог: - Ребята, пришло письмо от Колобка. Он нас приглашает к себе в гости. Хотите отправиться к нему в гости и вместе с ним поиграть в догонялки?
Дети: -Хотим.
Педагог: - А на чем можно путешествовать?
Дети: - На автобусе, самолете, корабле, на машине….
Педагог: - А на чем мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Паровоз)
(Показывается игрушка-паровоз).
- Во время путешествия вы должны быть внимательными, добрыми и сообразительными. Я буду паровоз, а вы –вагончики. Занять места друг за другом! Отправляемся!
Педагог: - Вот мы и приехали в гости к Колобку. Давайте дружно поздороваемся!
Дети: – Здравствуй, Колобок! (Колобок тоже здоровается с детьми)
Педагог: (Обращается к Колобку) – Колобок, а что это у тебя за беспорядок на столе?
(Колобок отвечает, что не успел убраться перед приездом гостей и просит ребят помочь ему навести порядок на столе.)
- Ребята, поможем Колобку навести порядок?
Дети: - Да
Педагог: - Колобок поставил нам три коробки: одна коробка с красной кляксой, вторая – с синей, третья – с желтой. Возьмите каждый по одной фигуре и подойдите к нужной коробке, но сразу фигуру не кладите в коробку.
(Как только дети собрались в три команды, каждый ребенок показывает свою фигуру и объясняет, почему он решил, что относиться к этой команде. Все остальные слушают, и, если объяснение дано верно, фигура кладется в коробку.)
Затруднение в игровой ситуации.
Среди всех детей оказываются 4 человека, которые не попадают ни в одну команду: у них фигуры другого цвета. Если дети затрудняются в выборе команды и не знают куда им стать, то педагог просит детей найти какой-нибудь общий признак для всех этих фигур. При затруднении ответа, дети описывают свою фигуру, ориентируясь на размер, цвет и форму. (Например: это оранжевый маленький круг и т. д.)
Педагог: - Какое слово все время повторялось? (Круг)
Педагог: - Что это значит?
Дети: - У всех этих фигур одинаковая форма.
Педагог: - Значит, какой же у них общий признак? (Форма)
-Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? (Коробку, в которую можно складывать круги)
Педагог: - Так что же мы сегодня будем делать?
Дети: - Собирать предметы одинаковой формы.
2 Игра по новым правилам.
Педагог ставит перед детьми коробку, на которой изображен круг и просит детей положить в неё круги. Сначала кладут фигуры в коробку те дети, которые не могли участвовать в общей игре, а затем перекладываются из других коробок круги красного, желтого и синего цвета.
Педагог: - Молодцы, ребята! Помогли Колобку навести порядок. А теперь немного отдохнем.
Физминутка:
Вместе встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямитесь,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте поскакали.
3 Работа в пособии.
• Задание
Педагог: - Ребята, проходим за столы, открываем тетрадь на закладке. Расскажите, что вы видите на рисунке?
Дети: - Геометрические фигуры.
Педагог: -Давайте с вами придумаем к рисунку вопросы со словом сколько.
Дети: - Сколько здесь кругов?
Педагог: - Один ребенок выходит к доске и выполняет задание. Отсчитывайте круги и на числовой карточке, рядом с изображением круга, ставьте столько же точек или палочек.
- Сверили свою работу с работой на доске.
- Следующий вопрос задаем со словом сколько.
Дети: - Сколько здесь треугольников?.
Педагог: - К доске выходит один ребенок и считает треугольники и на числовой карточке рядом с изображением треугольника, ставит столько же точек или палочек. Теперь также выполняется работа в тетради. Не забудьте сверится с доской.
Дальше повторяется аналогичный алгоритм действий, как и при подсчете кругов.
• Задание
Педагог: - Поднимите правую руку и положите её на правую страницу. Посмотрите на верхний рисунок. Наша задача – найти фигуры одинаковой формы и обвести эту группу сплошной замкнутой линией. (Педагог показывает детям образец работы на магнитной доске, на которой изображение фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией.)
- Возьмите карандаш, например, красного цвета и обведите им только круги. (Один ребенок у доски показывает правильность выполнения задания).
- Какие еще одинаковые фигуры вы видите? (Ответ детей). Берем карандаш синего цвета и обводим другую группу фигур. (Один ребенок работает у доски).
(Таким образом обводятся все группы фигур)
- А теперь работаем в парах. На ваших столах лежат счетные палочки. Вы должны при пересчете выложить столько же палочек, сколько групп мы с вами обвели.
- Какое число у вас получилось? Давайте проверим свои ответы с работай на доске. (Один ребенок выходит к доске, вслух отсчитывает группы фигур и заполняет числовую карточку).
- Теперь сосчитаем сколько фигур в каждой группе и поставим на числовой карточке соответствующее количество точек или палочек. (Таким образом пересчитываем фигуры двух-трех форм)
Педагог: -Посмотрите на нижний рисунок, нам надо обвести фигуры одинакового цвета.
- Какого цвета фигуры вы видите на рисунке? (Ответ детей). Берем карандаш такого же цвета и обводим сплошной замкнутой линией.
- Считаем сколько разноцветных групп у нас получилось. При пересчете выкладываем столько же счетных палочек, о потом столько же точек или палочек ставим на числовой карточке в правом нижнем углу.
- Сосчитайте число красных фигур, поставьте столько же точек или палочек на числовой карточке рядом с изображением фигуры (круга, квадрата, треугольника).
- Какое число получилось? Давайте проверим свой ответ с ответом на доске. (Таким образом пересчитываем фигуры двух-трех цветов.)
4 Самооценка
Педагог: - А сейчас, ребята, мы оценим свою работу. Перед вами на столах лежит лесенки для самооценки. Посмотрите на свою работу и на красную лесенку. Что она означает? (Лесенка- красоты)
- Если вы все задания сделали красиво, аккуратно обводили фигуры, то ставьте «плюсик» на уровне верхней ступеньки.
- Если вы немного выходили за контур, то поставьте «плюсик» на уровне средней ступени.
- Если вы сегодня работали совсем не аккуратно,то ставьте «плюсик» на уровне нижней ступени.
-Что означает зеленая лесенка? (Ленка- правильности)
- Если вы все сделали правильно, то поставьте «плюсик» на уровне верхней ступени.
- Если вы сделали 1-2 ошибки в тетради, то поставьте «плюсик» на уровне средней ступени.
- Если вы сегодня много раз ошибались и исправляли свою работу, то поставьте «плюсик» на уровне нижней ступени.
- Что означает синяя лесенка? (Лесенка- быстроты).
- Если вы работали сегодня очень быстро, быстрее всех отвечали на вопросы, то ставьте «+» на уровне верхней ступени.
- Если вы успевали работать в одном темпе со мной, успевали за мной и не отставали, то ставьте «+» на уровне средней ступени.
- Если работали очень медленно и не успевали за мной, то ставьте «+» на уровне нижней ступени.
5 Итог занятия.
Педагог: - Ребята, наше путешествие и наше занятие подошло к концу.
- Что мы сегодня делали на занятии? (Собирали геометрические фигуры одинаковой формы)
- Вы сегодня хорошо поработали и поэтому Колобок сдержит свое обещание и поиграет с вами в догонялки, вокруг этого чудесного дерева. (Проводится игра «Догонялки» с Колобком).
- А теперь нам пора отправляться назад к себе домой. Прощаемся с Колобком. Спасибо ему большое за гостеприимство. Становимся друг за другом паровозиком и едем домой.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Хотите на следующем занятии еще попутешествовать? (Ответы детей).
- Тогда, до скорой встречи.