Ангелина Сапрыкина
Конспект открытого занятия по ФЦКМ «Хвойные деревья в нашем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЦКМ
Программное содержание:
Задачи:
Коррекционно-обучающая: продолжать знакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны, и кедра, показать их сходные и контрастные признаки; отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям.
Коррекционно-развивающая: развивать у детей логическое мышление, воображение, память.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЦКМ „Хвойные деревья в нашем лесу“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование и материалы: картинки-отгадки к загадке (ёж, дикобраз, кактус, ель, сосна, кедр); веточки хвойных деревьев, музыкальное сопровождение, шишки сосновые, еловые, кедровые, карточки с заданиями.
Предварительная работа: отгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок; чтение произведения Н. Сладкова «Еловая каша».
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.
Ход
Организационный момент (звеню колокольчиком, все дети подходят ко мне)
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждут разные интересные задания,вы готовы? Тогда начинаем!
- Отгадайте загадки. Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка. Слушайте первую: «Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год». (Ёлка)
(Выставляю на доску картинку-отгадку с изображением ёлочки)
- Вторая загадка: Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год! (Дети говорят, что эту загадку я уже загадывала, но я сообщаю им, что загадка та же, но отгадка другая). (Ёжик)
(Выставляю на доску картинку-отгадку с изображением ёжика)
( Дальше загадываю загадки и выставляю следующие картинки: кактуса, дикобраза)
- Скажите, пожалуйста, сколько загадок я вам загадала? (Одну, а отгадок было много)
- Мне понравилось, как вы все вместе и дружно искали отгадки к моей загадке.
- Чем похожи все отгадки? Я ещё знаю отгадки к этой загадке. Хотите, я вас с ними познакомлю? Когда в следующий раз вам загадаю эту загадку, вы будете ещё знать к ней отгадки.
- Вот эти отгадки! (Выставляю на доску картинки с изображениями кедра и сосны) Они друзья ёлочки. Мы оставим этих друзей и уберём остальные отгадки. Они похожи друг на друга? Чем похожи? (Иголками)
- Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют … Какие же они, если у всех есть хвоя? С листьями – лиственные, с хвоей - … (хвойные)
Пальчиковая гимнастика с помощью шишек
(зажать шишку в руках и катать её между ладоней на протяжении всей гимнастики)
Мишка с шишкою играет, между лап её катает
Медвежата все хохочут, шишки лапы им щекочут.
Колются не больно, дети все довольны.
- Сегодня мы с хвойными деревьями познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев, я подобрала их в лесу после сильного ветра. Запомните, ребята, самим ветки ломать нельзя!
- О каком дереве будем говорить?
(Картинку ёлки выдвигаю на передний план)
Какие веточки по размеру растут на самом верху ёлки? А внизу?
(Показываю еловую веточку)
- Это веточка с ёлочки. Как называется веточка, если она с ёлочки? (Еловая)
- Ёлочка хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.
(Дотрагиваюсь до ладошки каждого ребёнка и здороваюсь)
- «Здравствуй, Дима! (Коля, Маша, Саша и т. д.)»,
(«Ёлочка» по кругу здоровается со всеми детьми, дети рассматривают веточку)
Какая хвоя у ёлочки? (Хвоя у ёлочки колючая, зелёная, острая и т. д.)
Хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной.
- Давайте познакомимся со следующим деревом.
(Выставляю вперед картинку с изображением сосны)
- Как оно называется?
- В какой части дерева располагаются ветки сосны?
- Вот веточка с сосны, если с сосны, то какая она?
(показываю сосновую веточку)
- Какие у нее хвоинки? (Они длинные, колючие‚ зелёные, острые и т. д.)
- Сосна тоже хочет с вами познакомиться.
-Дети, а какое из деревьев сильнее колется? (Сосна)
Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две то есть растут по две.
Сколько хвоинок растет вместе у сосны? (По две)
- Осталось еще одно хвойное дерево.
(Ставлю картинку с изображением кедра в ряд с сосной и елью)
- Как оно называется?
- Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относится к… каким деревьям?
- Кедр дал нам свою веточку. Посмотрите на нее, чем она отличается от веточек ели и сосны? (Иголочки у этого дерева более длинные и их больше. Веточка более пушистая)
- Кедр тоже хочет с вами познакомиться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а кедр со всеми поздоровается.
- Почему вы не отдергивали руку, когда веточка кедра с вами здоровалась?
(Иголочки у него мягкие, они не кололись)
-А еще я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У елки растут по. (дети досказывают) у сосны растут по. (дети досказывают, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат (Дети высказывают предположения. Предлагаю посчитать иголочки кедровые в одном пучке)
Игра «Хвоинки»
-Я предлагаю поиграть в игру «Хвоинки». Зазвучит музыка, и мы пойдем по кругу друг за другом, пританцовывая. Как только музыка прекратится, я называю в хвоинки какого дерева я вас превращу ( Например: «Вы сосновые хвоинки, а вы должны показать, как растут на дереве его хвоинки : по одной, по две или по пять. Для этого вам надо или встать по одному, либо парами, либо в круг по пять человек.)
После игры дети присаживаются на свои места. Показываю детям шишки.
- Эти шишки с хвойных деревьев. В шишках находятся семена - орешки. Из них вырастут новые деревья. Самые крупные - кедровые. Рассмотрите кедровые шишки и орехи в них. Кто питается кедровыми орешками? Продолговатые шишки с ели, а округлые, растопыренные - с сосны. Сравните по размеру их. Какие крупнее?
Игра «С чьей ветки детки».
Раздаю детям карточки на которых изображены ветки кедра, ели и сосны, а так же кедровые, еловые и сосновые шишки. Ребятам нужно определить с какого дерева шишка и соотнести стрелочкой ветку и шишку. Все справились с заданием? (Да) Хорошо.
Зрительная гимнастика "Ёлка"
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Раздаётся стук в дверь.
Ой, ребята, кто это там стучит, войдите. Дети, вы узнали кто это? Да это же Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Лесовичок, а почему ты такой грустный?
Лесовичок: У нас в лесу случилась беда, жестокие лесорубы безжалостно вырубают деревья и ломают ветки, ребята, не оставайтесь равнодушными, помогите сохранить лес!
Воспитатель: Очень жалко деревья! Ну что, ребята, поможем Лесовичку? (да) А как мы можем это сделать? (ответы детей)
Давайте нарисуем знаки о бережном отношении к елям и подарим их Лесовичку, чтобы он разместил их у себя в лесу.
Молодцы ребята, отличные знаки у вас вышли! Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья. Дети, вы совершили доброе дело и я желаю чтобы на этом ваши добрые дела не заканчивались, совершайте хорошие поступки, берегите природу.
Лесовичок: Большое спасибо, ребята, вы мне очень помогли и в награду за это я дарю вам вот такие замечательные наклейки "Зелёные спасатели" (наклеивает каждому ребёнку наклейку на футболку и уходит).
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Расскажите чем мы с вами занимались? Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего? Вы были сегодня активные, верно отвечали на вопросы, отлично справлялись с заданиями, молодцы, мне очень приятно было с вами общаться. А сейчас задвигаем стульчики и убираем свои рабочие места.