Чернышева Юлия
Конспект открытого занятия «Песочная страна — страна чудес». Опыты и эксперименты в «Лаборатории эколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Песочная страна - страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
Публикация «Конспект открытого занятия „Песочная страна — страна чудес“, Опыты и эксперименты в „Лаборатории эколят“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
Предварительная работа.
Беседы о назначении и применении песка, «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, посещение кабинета психолога и игры с кинетическим песком
Материалы и оборудование:
• презентация «Все о песке»,
- мини - лаборатория для экспериментирования с песком;
- ноутбук, проектор
- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.
песочный стол, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей, формы для куличей, подносы для куличей,
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- ИКТ;
- исследовательская;
- здоровьесберегающие.
Ход НОД:
Дети стоят в произвольной форме. Приветствуют гостей.
Воспитатель: Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра
Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Называть я вас буду Уважаемые коллеги, а я буду руководителем. Уважаемые коллеги, вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель: А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Он очень нужен детворе
Он на дорожках, во дворе
Он на стройке и на пляже,
И в стекле расплавлен даже (песок).
Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)
- Где мы с вами можем встретить песок? (на море, на строительстве, на пляже, в пустыне и т д).
А какой бывает песок? (морской, речной, карьерный)
Воспитатель: Молодцы, а теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию. Как настоящие ученные, мы сейчас наденем халаты и займем свои рабочие места.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке.
Просмотр презентации «Откуда взялся песок».
Как образуется песок.
Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была еще совсем новенькая, песка на ней не было. Тогда к небу вздымались огромные скалы. Но постепенно, от того, что солнце сильно нагревало эти скалы, а холодный ветер охлаждал, вода с силой билась об эти скалы, они стали разрушаться. Сначала от скал отламывались крупные куски, потом они распадались на более мелкие, но кроме камней вода выбрасывает на берег и ракушки, вода перекатывает камешки и ракушки измельчает их и превращает в песок. Так на Земле появился песок.
Уважаемые коллеги Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей)
Сначала повторим правила поведения в лаборатории :
• внимательно слушать руководителя,
• выполнять предложенные действия аккуратно
• нельзя ничего брать в рот, тереть глаза,
• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,
Воспитатель: а также вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?
Дети:
- нельзя кидать в лицо,
- обсыпаться,
- брать в рот,
- и всегда мыть руки после работы или игры с песком.
Или втереть руки влажными салфетками.
Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок.
Воспитатель: Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Все, что только захотим (хлопки в ладоши)
Из песка мы смастерим (про отдельности соединять пальчики
Роман лепит колобок (имитация лепки)
А Алиса теремок (сделать крышу из рук)
Олег лепит разных рыб (движения рыб)
Ну, а Аня белый гриб. (Сжать кулак и накрыть ладошкой)
Воспитатель: Ну, вот и сделали пальчиковую гимнастику и
начнем мы с первого опыта, и рассмотрим песок вблизи.
Опыт 1 «Из чего состоит песок»
Воспитатель: Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.
-Легко ли сыпется песок?
Дети: Легко, свободно.
Воспитатель: - А почему, как вы думаете?
Дети: Песок сухой, рассыпается.
Работа с лупой.
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим песок.
Из чего состоит песок
Дети: из маленьких песчинок
Воспитатель: Правильно, песок состоит из маленьких песчинок. А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок, они одинаковые?
Работа с ситом. (Предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств, размера)
Возьмите мерной ложкой песок и высыпьте в сито, немного потрясите сито и посмотрите, что произошло? (мелкий песок просеялся через сито, а крупный остался.)
Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?
Дети: (индивидуальные ответы) : по размеру (большие - маленькие, по форме (круглые, квадратные, овальные и т. д., по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые).
Воспитатель: - Если песок сыпется, то он какой?
Дети: сыпучий, легкий,
Воспитатель: А почему он сыпучий? Сделаем вывод о структуре сухого песка (между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому он сыпучий и их хорошо видно)
Опыт 2 «Сыпучесть песка»
№1. Песчаный конус.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить?
«Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.
Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?
Дети: Песок движется, разный по форме, величине и цвету.
А теперь я попрошу уважаемых коллег выйти ко мне и мы немного разомнемся.
Физминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Воспитатель: занимаем свои места и продолжим наши исследования
Опыт 3. “Свойства мокрого песка”
Воспитатель: перед вами стоит тарелка с сухим песком, возьмите еще одну тарелку и насыпьте в нее песок, смочите водой из ваших леек, что бы наш песок стал влажным, перемешайте песок деревянными палочками. А теперь возьмите в кулак сухой песок и высыпьте его назад в тарелочку, а теперь возьмите сырой песок и проделайте то же самое.
Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму, Сухой песок не может сохранять форму. Какой песок легче, а какой тяжелее?
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Опыт 4. “Рисунки на песке ”
Воспитатель: А еще мы сейчас узнаем, можно ли рисовать на сухом и мокром песке. Разровняем ладошками наш сырой песок и похлопаем его ладошкой, а сухой аккуратно потрясем, что бы он стал ровным. Нарисуйте пальчиком сначала на сыром песке солнышко, а теперь на сухом.
Вывод: Из песка получаются рисунки.
Рефлексия.
Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? А что сегодня мы делали? (проводили опыты с песком)
- Откуда берется песок? (Ветер и вода разрушают камни, и появляется песок)
- Из чего он состоит? (Из маленьких песчинок)
- Что тяжелее сухой или мокрый песок? Почему?
- Что можно сделать из сухого песка, а из мокрого?
Я предлагаю вам оценить самостоятельно нашу работу, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.
Молодцы! За вашу активность, стремление к знаниям я приготовила для вас сюрприз!
Вулкан
Опыт с содой и уксусом : Песок должен быть влажный. Внутрь поставить банку со столовой содой смешанный с пищевым красителем красного цвета. Медленно вливать в баночку с содержимым уксус.
Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из отверстия начинает валить ярко окрашенная пена.
Похвалить детей за работу. А теперь попрощаемся с гостями и пройдем в группу.