Марина Ломаева
Конспект открытого занятия «Мы в Удмуртии живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Гольянский детский сад структурное подразделение
МБОУ «Гольянская СОШ»
Конспект интегрированного занятия по краеведению
«Мы в Удмуртии живем»
Выполнила:воспитатель
подготовительной группы
Ломаева М. И.
Гольяны-2015.
Цель: приобщение детей к культуре удмуртского народа.
Публикация «Конспект открытого занятия „Мы в Удмуртии живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Задачи: познакомить детей с народными играми, с удмуртской легендой о музыкальном инструменте гусли - «зарни крезь», закрепить знания детей об удмуртском орнаменте, закрепить знания детей о родном крае; воспитывать доброжелательное отношение к народам, живущим в Удмуртии.
Ход НОД:
Звучит фонограмма: «Уважаемые пассажиры, экскурсионный поезд по родниковому краю до деревни Куреггурт отправляется с 1-ой платформы. Просим пассажиров занять свои места!».
Дети садятся на стулья, расставленные как в салоне поезда, на спинках лежат платки.
Дети поют песню «Поезд» (музыка А. Коновалова).
Звучит удмуртская мелодия. Выходит женщина в удмуртском наряде (Ведущая).
Ведущая: Зечбуресь, пиналъес. Тодмады-а ти монэ? Меня зовут Марина апай. Я давно вас жду. Посмотрите ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы с вами представимся, как вас всех зовут на удмуртском языке. Я у вас буду спрашивать, а вы отвечать.
Ведущая: Кино тон?
Дети: Называют по очереди свое имя. Мон Артем и т. д.
Ведущая: Из какого же детского сада вы ко мне приехали?
Дети: Из Гольянского детского сада.
Ведущая: А где ваш детский сад находится?
Дети: В Удмуртии. В Завьяловском районе,село Гольяны
Ведущая: А может вы про свое село стихи прочитаете?
Дети читают стихи про Гольяны
Максим К:
Мне нравится жить в Гольянах
В частичке моей страны
Удмуртские любить просторы
И небо ее, и цветы.
Денис К:
Мне нравится жить в Гольянах
Где много лесов и полей
Где плавно течет река Кама.
Где звонко поет соловей.
Данил С:
Мне нравится жить в Гольянах
На Родине дедов моих
И я восхищаюсь ими,
Хочу быть похожим на них
Артем К:
Люблю свою Родину, Путина
Горд, что Россия-моя.
Прекрасна ты и величава
Такая ты есть одна!
Ведущая: Скажите ребята, столица Удмуртской республики какой город?
Дети: Столица Удмуртии город Ижевск.
Ведущая: Молодцы! А какие города Удмуртии вы еще знаете?
Дети: Воткинск, Глазов, Сарапул, Камбарка, Можга.
Ведущая: Может вы и песню о своем родном крае споете?
Дети поют песню «Яратон шаерын»
Дети читают стихи удмуртских поэтов.
Максим К:Ранней весной, будто желтый алмаз,
Гордый и смелый расцвел италмас,
Маленьким солнышком выйдя на луг,
Светит один — без друзей и подруг.
Все они скоро появятся тут,
Станет теплее — луга зацветут.
Но и зимой я вспомню не раз
Стойкость твою золотой италмас.
(Ашальчи Оки)
Ведущая: Молодцы ребята, хорошо поете и стихи замечательные знаете. Скажите, а какие народы проживают в нашем крае?
Дети: В нашем крае проживают Удмурты, татары, русские, башкиры и т. д.
Ведущая: Я знаю, что наш край называют родниковым. Почему?
Дети: Маленькие родники являются началом больших рек.
Ведущая: А в Удмуртии реки есть?
Дети: В Удмуртии есть река Кама, Позимь, Чепца, Кильмезь, Иж, Вятка и т. д.
Ведущая: Хотите, я научу вас одной интересной игре? Она называется «Шорети потаса», а по-русски - «Ручеек». Давайте поиграем.
(Дети берут на пару один платочек со стула, становятся в ряд парами, изображая ворота. Последняя пара проходит через ворота и становится первой парой).
Игра «Ручеек» под народную музыку.
После игры садятся. Звучит крезь.
Ведущая: Что это за волшебные звуки? Слышите? Что за удивительный инструмент издает такую волшебную мелодию?
Дети: Это гусли.
Ведущая: Правильно, это гусли. У нас удмуртов, есть такая легенда: сама молния выбирала ель, из которой мастерили великие гусли с необыкновенным золотым перезвоном, который доходил до самого высокого поднебесья. Вот почему говорят «зарни крезь».
У нас говорят «В руках гусли — а в сердце песня». Может и вы споете?
Дети поют удмуртскую песню «Гольян,Гольянэ» .
Ведущая: Когда я была маленькой, тоже пела эту песню. А еще мы любили гулять по лесам, по лугам. Здесь мы пели, плясали, водили хороводы. А вы любите плясать? Покажите свое умение!
Дети исполняют удмуртский танец.
Ведущая: Молодцы, очень весело плясали! А теперь давайте поиграем. Вставайте в круг. Игра называется «Растет- не растет, живет — не живет». Я буду называть деревья и животных. Если они растут и обитают в нашем крае, то вы хлопайте, а если нет — топайте.
Проводится игра «Растет-не растет, живет — не живет».
Ведущая: Как много деревьев вы знаете, которые растут у нас в Удмуртии, и животных, которые живут у нас в Удмуртии. Я хочу научить вас еще одной игре. Она называется «Ватскиськон кышетэн»» - «Прятки с платком»
Проводится игра «Прятки с платком»(По считалке на удмуртском языке)
Бакча берти яблок питра,
Кин сое кутоз, со потоз.
Игра «Прятки с платком» :
Мон котыр ветлисько, Я по кругу хожу,
Ныл-пиосыз утчасько. Я ребяток ищу.
Одиг, кык, куинь Один, два, три,
Ньыль, вить, куать. Четыре, пять…
Одигез овэл на кадь. Кто-то спрятался опять.
После игры садятся.
Ведущая: Мы удмурты, очень любим украшать свою одежду, дом. Скажите, а для чего мы это делаем?
Дети: Для красоты, украшения оберегают от бед.
Ведущая: А давайте и мы с вами попробуем украсить удмуртский женский фартук Как он называется?
Дети: Айшет.
Дети подходят к столу, выполняют коллективную аппликацию.
Ведущая: Молодцы пусть этот айшет украшает вашу группу. Вы много знаете о своем крае, читаете замечательные стихи, поете песни, танцуете.
Скажите пожалуйста ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем понравилось? Что больше всего запомнилось?Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Я была рада с вами познакомится. А скажите мне, какой цветок является символом Удмуртии? Что означает восьмиконечная звезда для удмуртов? На прощанье я хочу подарить вам небольшой сувенир. У нас удмуртов, звезда с восемью лучиками считается сильным оберегом. Пусть этот оберег охраняет вас от бед, болезней и от всего плохого.
Вручение увениров каждому ребенку.
Прощаются. Дети садятся в «автобус», поют песню «Поезд», «возвращаются» в детский сад.