Елена Маратканова
Конспект открытого занятия в театральном объединении «Мизансцена, виды мизансцен»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Камбарский Дом детства и юношества»
Открытое занятие объединения «Театральные фантазии»
Тема: «Мизансцена, виды мизансцен»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Маратканова Елена Михайловна
г. Камбарка, 2019г.
Публикация «Конспект открытого занятия в театральном объединении „Мизансцена, виды мизансцен“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
объединения «Театральные фантазии»
«Мизансцена, виды мизансцен».
Дата: 05.02.2019 г.
Время проведения: 14 ч. 00 мин.
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Продолжительность занятия : 45 минут
Раздел программы: Актерская грамота
Вид занятия : комбинированное занятие.
Форма организации: коллективная деятельность.
Методы и приё мы обучения:
Словесный: беседа, диалог.
Практический: тренинг, упражнения, импровизация.
Метод усложнения заданий.
Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.
Форма проведения занятия : занятие – игра, импровизация, выстраивание мизансцен.
Цель занятия : Совершенствование знаний, умений и навыков, обучающихся по созданию верной оправданной мизансцены.
Задачи:
Научить обучающихся создавать собственные мизансцены, исходя из внутреннего действия и взаимодействия персонажей.
Развивать пространственные мышления обучающихся, умения определять свое место в пространстве.
Воспитывать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы над упражнением и этюдом в процессе создания верной, отражающей главную мысль мизансцены.
Материалы:
театральные костюмы, реквизит;
форма одежды обучающихся: футболка, джинсы, брюки, сменная обувь.
Техническое оснащение занятия :
музыкальный центр;
usb – электронный накопитель (ауди);
ноутбук.
Наглядно-дидактические материалы:
карточки-задания.
Музыкальное сопровождение занятия :
подборка музыкальных фрагментов к упражнениям.
План занятия.
I. Организационный момент
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
II. Основная часть
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Актерский тренинг.
3. Беседа по теме занятия.
4. Практическая часть по освоению темы «Творческие задания: упражнения, импровизация, выстраивание мизансцен».
III. Подведение итогов занятия
Рефлексия.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
Педагог: Здравствуйте, дорогие дети. Я очень рада нашей встрече и хочу пригласить вас продолжить наше путешествие в удивительный мир театра. Вы все прекрасно знаете, что 2019 год объявлен в России Годом Театра, и поэтому нам нужно постараться, и подготовить интересное театрализованное представление, которое и будет вашим итогом обучения.
С самых первых встреч мы часто говорили о том, кто такой актер. АКТЕР! Давайте ещё раз обобщим ваше понимание – кто такой актер?
обучающиеся отвечают на вопросы
(актер – это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения, Это человек, который с легкостью может принять образ другой личности, полностью поглотив её характер и качества)
- Что он делает на сцене? (исполняет роли как в комедийных, так и в драматических спектаклях)
- Какие его основные задачи? (привлечь внимание к себе и понравиться)
- Что для актера является его произведением искусства? (искусство создания сценических образов)
- Чем являются для актера место действия, время, эпоха, погодные условия, условия жизни и другое (предлагаемые обстоятельства).
II. Основная часть.
Педагог: Правильно! Предлагаемые обстоятельства – это то, что или побуждает сиюминутное действие, или определяет его характер, эмоционально его насыщает и придает ему соответственную окраску. Так вот сегодня мы углубимся в понятие, которое и является тем органичным и настоящим сиюминутным действием, необходимым в творчестве актера – «импровизация» и «мизансцена».
Прежде чем назовем тему нашего занятия, я попрошу отгадать простую детскую загадку.
Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену –
Размечает… (мизансцену)
Итак, тема нашего занятия «Мизансцена, виды мизансцен».
На протяжении учебного процесса мы сталкивались с понятием «Импровизация», так что же такое импровизация. Что мы понимаем под этим словом?
обучающиеся дают ответы
Педагог: Импровизация (от латинского - Без подготовки, неожиданно) это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи.
И целью нашего занятия будет правильное применение импровизации при выстраивании верной оправданной мизансцены. Но начнем мы наше занятие с разминки.
2. Актерский тренинг.
Педагог: Первый элемент театрального искусства – это снятие напряжения и зажимов мышц тела. Упражнение на расслабление мышц «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно полу, руки свободно опущены вдоль корпуса.
• вдох – руки и голову поднять вверх, напрячь все мышцы;
• выдох – наклон и резкий сброс напряжения. (повторить 2-3 раза)
Ещё одним важным элементом театрального искусства является сценическая речь. Каждый актер, работая над ролью, добивается чёткого произношения с помощью различных упражнений.
Упражнения по сценической речи.
Выполнение задания.
И ещё очень важное упражнение, которое нам сегодня понадобится при выстраивании верной оправданной мизансцены – это выполнение
импровизации. Но выполнять импровизацию вы будете сегодня особенным образом, под музыку. У меня на столе находятся карточки с заданием,
берете карточку, берете себе помощника, если это вам необходимо, я включаю музыку, и вы начинаете выполнять задание.
Выполнение задания.
3. Беседа по теме занятия.
Педагог: Мы переходим к теме нашего занятия. Что же такое мизансцена? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы обучающихся)
- Мизансцена (в переводе с французского означает размещение на сцене) расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Это один из важнейших элементов в работе над постановкой спектакля.
А ваше расположение в зале можно назвать мизансценой? (Ответы обучающихся). Конечно! Вся наша жизнь состоит из различных мизансцен.
В школе – одна, когда вы заходите в магазин – другая.
4. Практическая часть.
Для того чтобы вы поняли, что такое мизансцена, что этот театральный термин является частью нашей жизни, я предлагаю вам поиграть, основной целью этой игры является ваше общее расположение на воображаемой сцене, т. е. мизансцена.
Обучающимся нужно точно выполнить указания педагога, без уточнения, кому что делать. Им нужно самим организоваться.
Цель: умение обучающихся видеть общую обстановку, ставить приоритетную общую цель, а не своё желание выполнить то или иное действие.
Игра «Построй мизансцену»
Первая мизансцена – одиночная, расположились на сцене, замерли и запомнили место своего расположения на «сцене» и позу.
Вторая – одиночная, поменяли место, позу. Не забываем показать на лице мимику, и жест, подходящий для вашей мизансцены.
Третья мизансцена – парная. Выполняем точно также как предыдущие.
Четвертая – не должны видеть друг друга.
Пятая – общая мизансцена.
Выполнение задания.
Аплодисменты друг другу.
Педагог: Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму и находит определённое пространственное решение спектакля, создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.
Мизансцена – понятие широкое. Это не только переходы действующих
лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения, это так же все – мизансцена.
Существует несколько видов мизансцен :
- круговые мизансцены, используются в основном в танцах, играх, хороводах;
- композиционная мизансцена, выстаивается на различного рода станках, лестницах, мебели и др. ;
- полукруг (объединение, единство) – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга;
- фронтальная мизансцена необходима для укрупнения плана. Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой в этом случае. Исполнители находятся на первом плане, и здесь даже самое маленькое движение считается, как смена мизансцены;
- горизонтальная мизансцена позволяет показать зрителю крупным планом большое число действующих лиц, делая такую мизансцену эмоционально насыщенной;
- шахматная мизансцена – зрительное увеличение количества актеров. При этом построении актеры, находящиеся позади партнеров, всегда располагаются в промежутках между ними;
- мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
4. Практическая часть.
Я предлагаю вам выполнить несколько мизансцен из выше перечисленных. Прошу выстаивать мизансцены быстро, оправданно и красиво.
У нас имеются реквизиты и костюмы, можете воспользоваться ими, если посчитаете нужным.
Нужно выстроить внятную и четкую картину (мизансцену, для этого всегда помните о зрителе, СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство «сцены», не скучивайтесь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.
Я приглашаю трёх участников. Ваша задача показать нам фронтальную мизансцену «Три подружки»
Спасибо, аплодисменты. На следующую мизансцену приглашаю всех участников. Выстройте, пожалуйста, горизонтальную мизансцену «Ожидание на вокзале»
Молодцы. И для последней мизансцены мне также нужны все. Мизансцена винт – (штопор).
Педагог: Молодцы, спасибо. Всё, что мы сегодня выполняли на занятии, вам пригодится для подготовки итогового спектакля. Прошу вас занять места в творческом полукруге.
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог: Напомните, какое понятие мы рассмотрели на сегодняшнем занятии. Назовите пожалуйста слова – ассоциации к термину «Мизансцена» (импровизация, сюжет, этюд, игра). Обучающиеся дают ответы.
Насколько вы запомнили виды мизансцен, сейчас узнаем. На столе находятся картинки с видами мизансцен и их название, ваша задача взять картинку с мизансценой и карточку с названием той или иной мизансцены, и прикрепить к зеркалу. Остальные проверяем правильность. К одной мизансцене имеется несколько картинок.
По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия, мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили.
Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты). Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).
Педагог: На зеркале находится таблица, на которой изображены цвета, и ассоциация к каждому цвету. Попрошу вас выбрать карточку того цвета, который отображает ваше настроение и состояние после занятия.
Таблица цветов и соответствующего настроения
Цвета, соответствующие настроению
восторженное
радостное, тёплое
светлое, приятное
спокойное
неудовлетворительное
грустное, тревожное
упадок, уныние
Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом и хочу пожелать вам, чтобы ваш интерес к театру не угасал. Встретимся на следующем занятии.