Александра Парфенова
Конспект открытого занятия для дошкольников «Куклы-обереги, их значение в жизни людей». Изготовление тряпичной куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта совместной деятельности с дошкольниками : Воспитатель, МКДОУ - детский сад № 459 комбинированного вида
Парфенова Александра Эльчиновна
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.
Публикация «Конспект открытого занятия для дошкольников „Куклы-обереги, их значение в жизни людей“, Изготовление тряпичной куклы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда: занятие проходит в группе, столы с материалом для изготовления тряпичных кукол на каждого ребенка, демонстрационный материал: стенд с тряпичными куклами.
Планируемый результат: ребенок овладевает умением изготовления тряпичной куклы, развито творческого мышления, памяти, наблюдательности, интереса к памяти предков, своей истории.
Вводная часть (теоретическая часть)
Задачи Содержание Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации
Создать эмоционально-положительный настрой.
Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в
жизни людей;
Рассказ воспитателя: Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Рассказ-беседа.
Показ тряпичных кукол.
Стенд с различными тряпичными куклами,
аудиозапись рн музыки.
Практическая часть (деятельностный этап)
Задачи Содержание Образовательная область, вид деятельности
Формы реализации Средства реализации
Познакомить с особенностями изготовления куклы-оберега
Обучить изготовлению тряпичной народной куклы-оберега
Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы
пальцев рук.
Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать
эстетический вкус.
Изготовление каркаса куклы В центр белого квадрата выкладывается кусочек поролона, обкручивается ниткой, завязывается на несколько узлов, нитка обрезается (такой техникой обрабатывается все затяжки на кукле). Получилась голова.
Разложить заготовку так, чтобы получился треугольник с головой в центре широкой стороны. Потянуть за будущие ручки – за два противоположных от головы кончика. В каждом из будущих рукавов тщательно разровнять внутри подгибку. Край угла (будущую ладонь) подогнуть внутрь 2-1,5. С лицeвой стороны обкрутить ниткой будущую ладонь, отступив на 0,7-0,5 см от крaя. Повторить с другой рукой.
Изготовление сарафана куклы. По принципу головы делается грудь, она же – передняя часть сарафана. Берется 2 квадрата из цветной ткани, в них заворачивается в центре по кусочку поролона. Кусочки берутся одинаковые, меньшего, чем голова, размера.
Обе груди приматываются к талии так, чтобы спереди была имитация двух параллельных бретелей сарафана, идущих по плечам.
Третий квадрат из цветной ткани складывается сначала треугольником, потом снова квадратом так, чтобы все срезы оказались на двух сторонах маленького квадратика.
Квадрат обрезными краями вниз, углом со сложениями наверх приматывается к талии так, чтобы край поднимался над талией нa1,0-1,5cм
К талии спереди накладывается фартук лицевой стороной вниз. Нижний край прямоугольника на 1 см заходит ниже талии, обкручивается ниткой. Затем фартук пускается, разворачиваясь лицевой стороной.
Оформление головы куклы 1. На голову повязывается лента, на затылке скрепляется 2-3-мя узлами, кончики обрезаются.
Широкий край платка подгибается внутрь, повязывается вокруг шеи «по-старушечьи». На затылке завязываются два узла, кончики платка расправляются.
Художественно-эстетическое, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Рассказ воспитателя.
Показ воспитателя.
Непосредственно изготовление куклы (параллельно с детьми)
1 Три квадрата из красивой натуральной ткани размером 25х25 см.
2 Один квадрат белой х. б. ткани 25х25 см. для головы и туловища.
3 Красивый кусок ткани для фартука (я приготовила его заранее).
4 Ткань для косынки 15х15 см.
5 Полоска красного цвета для красоты (повойник). У меня готовая тесьма.
6 Красные х. б. нити. У меня "ирис"
7 Наполнитель вата или синтепон.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи Содержание Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации
Побуждать детей к общению со взрослым, формировать умение высказывать свои умозаключения. Дети переходят в игровую зону, садятся с воспитателем на ковер.
Воспитатель: Любой ребенок, независимо от возраста, верит в чудеса. И не только верит, но и создает их своими руками.
Возьмите куколку. Вот теперь счастье в ваших руках и вы его создатели.
Послушайте, что она вам говорит:
Я – кукла. Берите. И в дом свой несите
И пусть на столе, на стене, на диване
Я вам улыбнусь, когда захотите
Теплее и радостней жизнь ваша станет.
Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда общайтесь со своей куколкой, и тогда Счастье и Радость непременно будет с Вами. При общении с куклой происходит высказывание своих желаний или горестей, мечтаний и тайн, и все произнесенное вслух способно сбываться или уходить навсегда, главное — точно сформулировать свои желания.
Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят
Вы кукол не бросайте
Вы их не обижайте
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!
Познавательное развитие
Речевое развитие, социально-коммуникативное; Игровая, коммуникативная деятельность
Беседа (обсуждение получившихся кукол).
Художественное слово
Тряпичные куклы