Татьяна Яшкина
Конспект занятия «Изготовление русской народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление русской народной куклы
Кружок «Василинка» Руководитель Яшкина Татьяна Николаевна
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности. Курс содержит 26 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия. Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел II. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Тема 1. Кувадка.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла – закрутка.
Тема 4. Ангел.
Тема 5. Кубышка-травница.
Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
- уважать традиции русского народа;
- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Тема 1. Зернушка (крупеничка).
Тема 2. Отдарок- на- подарок.
Тема 3. Неразлучники.
Тема 4. Кукла-десятиручка.
Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Раздел IV. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Тема 1. Кукла-кормилка.
Тема 2. Кукла-капустка.
Тема 3. Зольная кукла.
Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу
Занятия по кружковой работе проводила с детьми своей группы, как с девочками, так и с мальчиками. Прежде чем начать кружковую работу, непосредственно изготовление тряпичных кукол своими руками, я постепенно готовила детей к созданию этих кукол. Провела большую предварительную работу: беседы по ознакомлению с окружающим «Что мы знаем о куклах?», «История тряпичной куклы», «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба». Индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя», чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций и образов кукол, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр. Мною была проделана работа, в которой знакомила детей с историей русской народной куклы и ее назначением, материалами из которых ее изготавливают (лоскуты разных тканей, нитки, ножницы). Таким образом мы с детьми в октябре приступили к изготовлению тряпичных кукол. Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. Сначала у детей не все получалось как хотелось бы, были слезы, разочарования, неудачи, но постепенно дети учились делать «скрутку» из полоски ткани, перегибать пополам, перевязывать ее нитками и завязывать узлы. Самое главное – это «тулово» нашей куклы. Учимся делать голову и руки. Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки! Итогом первого полугодия было открытое занятие на тему «Семейные обычаи и традиции на Руси», где дети в русской избе узнали, как проходил первый день рождения ребенка, и самостоятельно делали подарок для Егорушки – настоящий оберег – куколку из ткани и ниток. Во втором полугодии продолжалась работа по знакомству с народными традициями, с понятием «оберег», жизненными обычаями на Руси по средствам куклы. Продолжали развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемами. Дети научились самостоятельно создавать выразительный образ куклы в народных традициях из подручного текстильного материала. На протяжении всей совместной деятельности, дети расширяют опыт социального взаимодействия, учатся делиться своими знаниями, а родители проникаются уважением к ребёнку за его умения и получают удовольствие от совместного творчества. Занятие способствует сближению детей и взрослых, развитию интереса к народно-прикладному творчеству и уважения к русским обычаям и традициям.
Итогом деятельности кружка является выставка русских народных кукол, сделанных руками воспитанников, как на занятиях, так и в семье.
Результатом моей проделанной работы является иллюстрационный материал в виде фотоснимков