Ирина Викторовна Валл
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Средние века: время рыцарей и замков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Средние века : время рыцарей и замков»
Задачи урока
• сформировать представление у детей о средневековье;
• познакомить с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом;
• продолжить формирование умения извлечения необходимой информации из текста, определения основной и второстепенной информации (анализ);
• совершенствовать умения слушать и вступать в диалог, обсуждать проблемы в группе;
• развивать кругозор, творческое мышление, устную речь учащихся.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основные понятия: многобожие, единобожие, христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок, турнир, Иоганн Гутенберг
Современные образовательные технологии.
Методы и приёмы. Здоровьесберегающая технология
Электронный образовательный ресурс
Технология сотрудничества
Технология уровневой дифференциации обучения
Игровые технологии
Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.
Приё мы: беседа, тексты, работа с интерактивной доской, физминутка.
Организация пространства Работа групповая, индивидуальная, по парам.
Ресурсы Интерактивная доска, компьютер.
Презентация к уроку «Средние века : время рыцарей и замков».
Предметы для игры «Угадай» : вилка, чашка (фарфоровая посуда, очки, мыло, пуговицы, механические часы.
Филворд – венгерский кроссворд.
Названия религий и богов.
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
I.Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности Хочу пригласить вас сегодня
В средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
Эпоха средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня. Но сначала вспомним о государствах древнего мира, с которыми познакомились на прошлом уроке. Настраивается на активную работу на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
Презентация, слайд 2-3
Регулятивные:
формирование способности к ор-ганизации своей деятельности
Приложение 1 – презентация:
слайд 2, I вариант. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
слайд 3, II вариант. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания. Учащиеся выполняют задания по вариантам.
III. Изучение новой темы.
Открытие нового знания Презентация, слайды 4-5
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипо-тезы, поиск реше-ния проблемы, коммуникативные:
постановка вопро-сов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с V в. до конца XV в. Называется она средние века, или средневековье.
Презентация, слайд 4
Средние века охватывают 12 сто-летий между древним миром и но-вым временем. Одна эпоха плавно переходила в другую. Но началом средневековья принято считать 476 г., когда был свергнут с пре-стола последний римский импера-тор и произошла гибель крупней-шего великого государства древ-ности – Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни лю-дей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и со-бирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, кото-рые раньше и не видели:
Презентация, слайд 5 Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
IV. Первичное применение знаний.
Презентация, слайды 6-8 Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. Появились предметы, которые находятся в этом мешочке:
Игра «Угадай»
(в мешочке – вилка, чашка (фарфо-ровая посуда, очки, мыло, пуговицы, механические часы).
Презентация, слайд 6
- Какие ещё события произошли в средние века?
Средневековые мореплаватели от-крыли Америку и Австралию.
В средние века был изобретён по-рох и огнестрельное оружие.
В средние века образовались мно-гие государства, существующие и поныне Англия, Франция, Ита-лия, Россия (выделенные слова появляются на слайдах 6-8).
- Вот какое интересное время мы называем средними веками. Учащиеся по одному выходят к ведущему с мешком и, опуская ру-ку в мешок, наощупь, угадывают предмет.
Дома дети, используя разные источники ин-формации, искали от-вет на этот вопрос.
Демонстрируют умение самостоятельно добы-вать информацию и применять полученные знания.
V. Работа в группах с учебником А. А. Плешаков Окружающий мир, с. 16-17
Приложение 2 Познавательные: построение само-стоятельного про-цесса поиска; выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. В средние века многобожие усту-пило место единобожию. Как вы понимаете смысл этих слов?
Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.
Учитель дополняет ответы детей показом слайдов
Христианство слайд 11
Ислам слайд 12
Буддизм слайд 13 Дети объясняют пони-мание слов «многобо-жие», «единобожие»
Дети делятся на три группы (каждая группа получает карточку с заданием, где нужно изучить информацию в учебнике, составить краткое сообщение и представить его к ответу - отвечающего выбирают сами дети в группе) :
1 группа - христианство
2 группа - буддизм
3 группа - ислам
V. Физкультми-нутка ком-плекс упраж-нений гимна-стики для глаз Личностные:
умение приме-нять правила ох-раны своего здо-ровья Владеют умениями применять правила охраны своего здоровья.
VI. Работа в парах Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, до-казательство, вы-движение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Ещё из средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь». На столах у вас лежат чистые листы. Напишите свои ассоциации к слову рыцарь.
- Читаем, что получилось.
- Чем занимались рыцари? Где жили? Каким вы представляете замок?
Дети работают в парах.
Высказывания обучаю-щихся.
Отвечают на вопросы учителя. Грамматически верно строят предложения.
VII. Закрепле-ние изученно-го.
Приложение 4
Работа с учебником А. А. Плешаков Окружающий мир, с. 19
Познавательные: построение само-стоятельного про-цесса поиска; мо-делирование логи-ческой цепи рас-суждений, доказа-тельство, выдви-жение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. Рассказ учителя о рыцарях и замках.
Презентация, слайды 19 – 26
Прочитайте 2 абзац на с. 19 учебника и ответьте на вопросы:
Удобным ли жилищем были замки?
Чем занимались обитатели замка?
– А как учёные узнали о средневеко-вье?
– Главным изобретением в средние века было книгопечатание. Способ как быстрее и лучше создать книги открыл немец Иоганн Гуттенберг.
Презентация, слайды 27 – 30
1 задание. В средние века появилось очень много разных вещей. Решите филворд. В филворде слова читаются по горизонтали, вправо, влево. Слова не пересекаются.
2 задание. Как называются здания для молитв? Соедините линиями религии с названиями богов.
Задание 3 «Благородный рыцарь». Сегодня мы выполним ещё одно интересное задание – синквейн – японское стихотворение. В нём вы проявите свои творческие способ-ности.
Алгоритм выполнения задания:
2 прилагательных – синонима
3 глагола – синонима
фраза из 4 слов
слово ассоциация Внимательно слушают учителя и смотрят пре-зентацию, не отвлекаясь на посторонние предме-ты.
Дети грамматически верно строят предложе-ния при ответе на вопросы.
Учащиеся решают филворд – находят слова пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.
Учащиеся соединяют линиями религии с названиями богов:
Христианство Будда
Буддизм Иисус Христос
Ислам Аллах
Дети в течении 2 – 3 минут выполняют зада-ние на листочках.
Слушаем получившиеся стихи.
VIII. Подведе-ние итогов урока. Рефлексия. Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учи-телем и одноклас-сниками давать оценку своей дея-тельности на уроке
Коммуникативные:
строить моноло-гическое выска-зывание. Вот на такой поэтической ноте мы заканчиваем наш урок.
Презентация, слайд 32
Какие моменты урока вам больше всего понравились? О чём бы вы хотели узнать ещё более подробно?
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о том, как появилось книгопечатание, исполь-зуя учебник и другие источники информации.
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют и оцени-вают свою деятель-ность на уроке.
Получают домашнее задание