Лучший педагог года

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Витамины в жизни человека».

Татьяна Охрименко
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Витамины в жизни человека».
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

«Витамины в жизни человека».

Цель:

образовательная: сформировать представление о витаминах, их роли в жизни человека, определить рацион питания; учить самостоятельно находить необходимую информацию;

развивающая: способствовать развитию речи, мышления, наблюдательности, умению работать в группе;

воспитательная: способствовать воспитанию привычки к правильному питанию, чувства товарищества, взаимопомощи.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Витамины в жизни человека“,» размещена в разделах

Оборудование и материалы:

для учителя: мультимедийный проектор, планшет, компьютер, колонки (подключённый к Internet);

для учащихся: учебник, информационная карта, карточки-справочники, словарь, энциклопедии (справочники, карточки –«роли» для групповой работы, иллюстрации продуктов питания.

Ход урока:

Организационный момент:

Дети заходят в класс, берут карточки с латинской буквой (название витамина) и рассаживаются в группы в зависимости от буквы.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Я буду рада провести у вас урок окружающего мира.

Сегодня мы будем настоящими исследователями. Ваши столы – научная лаборатория, а вы учёные. Чтобы добиться высоких результатов, решить поставленные задачи, необходимо помнить правила групповой работы.

- Какие правила групповой работы вам известны? (доска сообщать о выполненном задании поднятием рук)

- На ваших словах лежит конверт, откройте его. На карточках роли, которые каждый из вас будет выполнять в группе. Прежде чем вы приступите к распределению ролей, давайте определим функции каждого из них.

Оратор – представляет результаты исследования перед аудиторией.

Секретарь – заполняет информационную карту, письменно оформляет собранную информацию.

Секретарь должен помнить о том, что зафиксированную им информацию будут читать другие люди, поэтому все записи необходимо производить аккуратно и чётко.

Исследователь – собирает необходимую информацию.

Постановка проблемы, определение темы, задач исследования:

- Итак, роли распределены. Мы готовы к работе. Давайте определим тему исследования.

- Рассмотрите буквы на ваших столах и карточках, предметы и материалы. Как вы думаете, какой будет тема исследования? (Витамины. (слайд 2)

- Какие задачи перед собой поставим? Что мы хотим узнать о витаминах?

Составьте план работы. (Дети распределяют карточки-задачи на доске)

1. Узнать, что такое витамины.

2. Изучить историю открытия витаминов.

3. Исследовать роль витаминов.

4. Определить, в каких продуктах содержатся витамины.

5. Выяснить, к чему приводит недостаток витамина.

6. Составить рецепт витаминного блюда.

Какую задачу вы считаете самой главной? Какой вопрос основной? (Выяснить, к чему приводит недостаток витаминов.)

Проблема исследования - выяснить, к чему приводит недостаток витамина.

Настоящие учёные не только исследуют и собирают информацию, но и фиксируют, записывают её, чтобы передать последующим поколениям.

У вас на столах тоже есть карта, в которой вы будите фиксировать собранную информацию. Рассмотрите её. Каждая из групп будет собирать информацию о своём витамине, а итоги исследования сообщит аудитории. Чтобы информация была полной, вам необходимо внимательно слушать сообщения своих товарищей и мои.

Сбор информации:

- Первый вопрос, на который нам предстоит найти ответ – «Что такое витамины.

- Знаете ли вы, что такое витамины?

- Где можно найти точное определение этого слова (В словаре.)

- Группа А поможет найти ответ. Чтец прочитает определение слова в словаре.

(Витамины - (слайд 3)

- Слово «витамины» пришло к нам из латинского языка, поэтому витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. Название каких витаминов вам известно? (A, B, C, D, E, F, K и др.)

- Сегодня мы поговорим об основных группах витаминах A, B, C, D.

- А что вам известно об истории витаминов? Как люди узнали про витамины? (Ответы детей).

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них определё нных веществ:

- Какие основные вещества содержатся в пище? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). (Слайд4)

- Кроме данных веществ, в пище содержатся ещё одни важные вещества, сегодня вы узнаете какие. (Слайд4)

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений.

Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на

существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Мореплаватели долгое время страдали от цинги; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений, хотя в трюмах были запасы сала, стояли мешки с зерном, то есть были продукты, содержащие белки, жиры и углеводы. Не было только овощей и фруктов.

Но вот известный вам английский капитан Джеймс Кук стал загружать корабль овощами и фруктами. Результат оказался поразительным. Впервые за всю историю дальних плаваний Кук потерял из команды всего двух человек. Перед учёными встал вопрос, почему растения спасают от цинги.

- Почему растения спасли от цинги? (В растениях содержатся витамины.)

Большой вклад в открытие витаминов внёс русский ученый Николай Иванович Лунин. Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище.

Мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корми, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное питание, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин пришел к заключению, что кроме белков, жиров, углеводов, солей и минеральных веществ в пище содержится ещё что-то.

Это было важное научное открытие. Позже в 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил

эти веществаи дал им название ВИТАМИНЫ (от лат. «вита» - жизнь). Они регулируют процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делают организм устойчивым к разным заболеваниям, повышают жизненный тонус. (Слайды 5, 6,7)

- Какой мы можем сделать вывод, для чего нужны витамины? (Витамины необходимы. Они помогают справиться со многими болезнями, например такими, как цинга.)

Витамины необходимы для здорового функционирования человеческого организма.

- В каких продуктах содержится большая часть витаминов? ( В растительных: овощах, фруктах, зелени.)

- Ваша следующая задача,исследовать роль изучаемого вами витамина. Для этого откройте конверт № 2, рассмотрите иллюстрации, прочитайте информацию о продукте с обратной стороны, отложите те продукты, а которых содержится ваш витамин, остальные карточки уберите в конверт. (Самостоятельная работа детей в группе.)

Зрительная физминутка.

Ещё раз рассмотрите карточки, которые вы отложили. Определите роль вашего витамина, занесите нужную информацию в таблицу. Самостоятельная работа детей в группе.)

Вы изучили продукты, определили роль витамина, а теперь покажите, в каких продуктах содержится ваш витамин. Выберите из коробочки нужные наклейки, наклейте в таблицу. (Самостоятельная работа детей в группе.)

Чтобы быть здоровы недостаточно только правильно питаться, необходимо ещё заниматься спортом, много двигаться.

Двигательная физминутка.

Давайте попробуем сварить компот из тех фруктов и ягод, которые вы нашли. Повторяйте за мной слова и движения.

Будем мы варить компот (марш)

Фруктов нужно много, вот! (разводят руки в стороны)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок. (имитируют движения)

Варим, варим мы компот (поворачиваются в стороны)

Угостим честной народ (кланяются, разводя руки в стороны)

- Прежде чем мы приступим к решению следующей задачи, я хотела бы познакомить вас ещё одним интересным словом. Авитаминоз. (Слайд 7)

Кто из вас знает, что это такое?

Уточните значение слова в словаре.

Авитаминоз – недостаток витамина в организме.

-Определите, к каким болезням приводит недостаток вашего витамина. Заполните третью колонку таблицы.

(Группа А работает с иллюстрациям, группа В – со статьёй, группа С – со справочниками, энциклопедиями, группа D – с учебниками)

Подведение итогов работы:

-Посмотрите на свои карточки, все ли колонки вы сумели заполнить? Подготовьте рассказ о вашем витамине.

Представитель от каждой группы выступает с рассказом.

- Удалось ли нам достичь поставленной цели, решить обозначенные задачи?

Закрепление:

(Осталась последняя задача-сюрприз)

- Сегодня мы узнали, что такое витамины, для чего они нужны. А теперь попробуйте составить «витаминное» блюдо, которое поможет справиться с выявленными вами заболеваниями.

На подносе продукты, подумайте, какие из них необходимы для вашего блюда. Составьте и запишите рецепт, дайте ему название. Это может быть первое, второе блюдо, десерт или напиток, а может, вам удастся «приготовить» сразу несколько лакомств.

Учащиеся составляют рецепт, выступают перед аудиторией.

Итог, рефлексия:

Дайте оценку работе вашей группы? Пожмите друг другу руки, если вы довольны работой.

Дайте оценку уроку. Если занятие вам понравилось, поднимите сладкое яблоко, если нет – кислый лимон.

Мне было интересно с вами работать, я осталась довольна занятием и поэтому хочу угостить вас сладким витаминным блюдом – яблочком!

Публикации по теме:

Перспективный план проекта «Здоровое питание» Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Проектная деятельность в средней группе «Витамины всем нужны, витамины всем важны» Проект «Витамины всем нужны, витамины всем важны» Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный работник. Причина:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Витамины в жизни человека».
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 13:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Витамины в жизни человека».» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Охрименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД