Татьяна Охрименко
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Витамины в жизни человека».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Цель:
образовательная: сформировать представление о витаминах, их роли в жизни человека, определить рацион питания; учить самостоятельно находить необходимую информацию;
развивающая: способствовать развитию речи, мышления, наблюдательности, умению работать в группе;
воспитательная: способствовать воспитанию привычки к правильному питанию, чувства товарищества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Витамины в жизни человека“,» размещена в разделах
- Витамины. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование и материалы:
для учителя: мультимедийный проектор, планшет, компьютер, колонки (подключённый к Internet);
для учащихся: учебник, информационная карта, карточки-справочники, словарь, энциклопедии (справочники, карточки –«роли» для групповой работы, иллюстрации продуктов питания.
Ход урока:
Организационный момент:
Дети заходят в класс, берут карточки с латинской буквой (название витамина) и рассаживаются в группы в зависимости от буквы.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Я буду рада провести у вас урок окружающего мира.
Сегодня мы будем настоящими исследователями. Ваши столы – научная лаборатория, а вы учёные. Чтобы добиться высоких результатов, решить поставленные задачи, необходимо помнить правила групповой работы.
- Какие правила групповой работы вам известны? (доска сообщать о выполненном задании поднятием рук)
- На ваших словах лежит конверт, откройте его. На карточках роли, которые каждый из вас будет выполнять в группе. Прежде чем вы приступите к распределению ролей, давайте определим функции каждого из них.
Оратор – представляет результаты исследования перед аудиторией.
Секретарь – заполняет информационную карту, письменно оформляет собранную информацию.
Секретарь должен помнить о том, что зафиксированную им информацию будут читать другие люди, поэтому все записи необходимо производить аккуратно и чётко.
Исследователь – собирает необходимую информацию.
Постановка проблемы, определение темы, задач исследования:
- Итак, роли распределены. Мы готовы к работе. Давайте определим тему исследования.
- Рассмотрите буквы на ваших столах и карточках, предметы и материалы. Как вы думаете, какой будет тема исследования? (Витамины. (слайд 2)
- Какие задачи перед собой поставим? Что мы хотим узнать о витаминах?
Составьте план работы. (Дети распределяют карточки-задачи на доске)
1. Узнать, что такое витамины.
2. Изучить историю открытия витаминов.
3. Исследовать роль витаминов.
4. Определить, в каких продуктах содержатся витамины.
5. Выяснить, к чему приводит недостаток витамина.
6. Составить рецепт витаминного блюда.
Какую задачу вы считаете самой главной? Какой вопрос основной? (Выяснить, к чему приводит недостаток витаминов.)
Проблема исследования - выяснить, к чему приводит недостаток витамина.
Настоящие учёные не только исследуют и собирают информацию, но и фиксируют, записывают её, чтобы передать последующим поколениям.
У вас на столах тоже есть карта, в которой вы будите фиксировать собранную информацию. Рассмотрите её. Каждая из групп будет собирать информацию о своём витамине, а итоги исследования сообщит аудитории. Чтобы информация была полной, вам необходимо внимательно слушать сообщения своих товарищей и мои.
Сбор информации:
- Первый вопрос, на который нам предстоит найти ответ – «Что такое витамины?».
- Знаете ли вы, что такое витамины?
- Где можно найти точное определение этого слова (В словаре.)
- Группа А поможет найти ответ. Чтец прочитает определение слова в словаре.
(Витамины - (слайд 3)
- Слово «витамины» пришло к нам из латинского языка, поэтому витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. Название каких витаминов вам известно? (A, B, C, D, E, F, K и др.)
- Сегодня мы поговорим об основных группах витаминах A, B, C, D.
- А что вам известно об истории витаминов? Как люди узнали про витамины? (Ответы детей).
Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них определё нных веществ:
- Какие основные вещества содержатся в пище? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). (Слайд4)
- Кроме данных веществ, в пище содержатся ещё одни важные вещества, сегодня вы узнаете какие. (Слайд4)
Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений.
Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на
существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Мореплаватели долгое время страдали от цинги; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений, хотя в трюмах были запасы сала, стояли мешки с зерном, то есть были продукты, содержащие белки, жиры и углеводы. Не было только овощей и фруктов.
Но вот известный вам английский капитан Джеймс Кук стал загружать корабль овощами и фруктами. Результат оказался поразительным. Впервые за всю историю дальних плаваний Кук потерял из команды всего двух человек. Перед учёными встал вопрос, почему растения спасают от цинги.
- Почему растения спасли от цинги? (В растениях содержатся витамины.)
Большой вклад в открытие витаминов внёс русский ученый Николай Иванович Лунин. Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище.
Мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корми, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное питание, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин пришел к заключению, что кроме белков, жиров, углеводов, солей и минеральных веществ в пище содержится ещё что-то.
Это было важное научное открытие. Позже в 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил
эти веществаи дал им название ВИТАМИНЫ (от лат. «вита» - жизнь). Они регулируют процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делают организм устойчивым к разным заболеваниям, повышают жизненный тонус. (Слайды 5, 6,7)
- Какой мы можем сделать вывод, для чего нужны витамины? (Витамины необходимы. Они помогают справиться со многими болезнями, например такими, как цинга.)
Витамины необходимы для здорового функционирования человеческого организма.
- В каких продуктах содержится большая часть витаминов? ( В растительных: овощах, фруктах, зелени.)
- Ваша следующая задача,исследовать роль изучаемого вами витамина. Для этого откройте конверт № 2, рассмотрите иллюстрации, прочитайте информацию о продукте с обратной стороны, отложите те продукты, а которых содержится ваш витамин, остальные карточки уберите в конверт. (Самостоятельная работа детей в группе.)
Зрительная физминутка.
Ещё раз рассмотрите карточки, которые вы отложили. Определите роль вашего витамина, занесите нужную информацию в таблицу. Самостоятельная работа детей в группе.)
Вы изучили продукты, определили роль витамина, а теперь покажите, в каких продуктах содержится ваш витамин. Выберите из коробочки нужные наклейки, наклейте в таблицу. (Самостоятельная работа детей в группе.)
Чтобы быть здоровы недостаточно только правильно питаться, необходимо ещё заниматься спортом, много двигаться.
Двигательная физминутка.
Давайте попробуем сварить компот из тех фруктов и ягод, которые вы нашли. Повторяйте за мной слова и движения.
Будем мы варить компот (марш)
Фруктов нужно много, вот! (разводят руки в стороны)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот (поворачиваются в стороны)
Угостим честной народ (кланяются, разводя руки в стороны)
- Прежде чем мы приступим к решению следующей задачи, я хотела бы познакомить вас ещё одним интересным словом. Авитаминоз. (Слайд 7)
Кто из вас знает, что это такое?
Уточните значение слова в словаре.
Авитаминоз – недостаток витамина в организме.
-Определите, к каким болезням приводит недостаток вашего витамина. Заполните третью колонку таблицы.
(Группа А работает с иллюстрациям, группа В – со статьёй, группа С – со справочниками, энциклопедиями, группа D – с учебниками)
Подведение итогов работы:
-Посмотрите на свои карточки, все ли колонки вы сумели заполнить? Подготовьте рассказ о вашем витамине.
Представитель от каждой группы выступает с рассказом.
- Удалось ли нам достичь поставленной цели, решить обозначенные задачи?
Закрепление:
(Осталась последняя задача-сюрприз)
- Сегодня мы узнали, что такое витамины, для чего они нужны. А теперь попробуйте составить «витаминное» блюдо, которое поможет справиться с выявленными вами заболеваниями.
На подносе продукты, подумайте, какие из них необходимы для вашего блюда. Составьте и запишите рецепт, дайте ему название. Это может быть первое, второе блюдо, десерт или напиток, а может, вам удастся «приготовить» сразу несколько лакомств.
Учащиеся составляют рецепт, выступают перед аудиторией.
Итог, рефлексия:
Дайте оценку работе вашей группы? Пожмите друг другу руки, если вы довольны работой.
Дайте оценку уроку. Если занятие вам понравилось, поднимите сладкое яблоко, если нет – кислый лимон.
Мне было интересно с вами работать, я осталась довольна занятием и поэтому хочу угостить вас сладким витаминным блюдом – яблочком!