Получи документы

Конспект открытого занятия по расширению представлений детей средней группы о насекомых «Шестиногие малыши»

Евгения Коняхина
Конспект открытого занятия по расширению представлений детей средней группы о насекомых «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе детского сада.

Тема: «Шестиногие малыши».

Цель. Уточнить и расширить представления детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные. Уточнить и расширить представления детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.

Учить детей отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать диалог.

Публикация «Конспект открытого занятия по расширению представлений детей средней группы о насекомых „Шестиногие малыши“» размещена в разделах

Развивающие. Упражнять детей в употреблении в речи слов во множественном числе в родительном падеже.

Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Организационный момент:

Дети встают в круг вместе с воспитателем.

Произносят традиционную песню.

Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.

Восп. : Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в стороны. Если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3 настроение покажи. Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

Ответ (Весна)

Восп. : Везде мы видим приход весны.

- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.)

А почему птицы от нас улетали? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми кормились птицы. А раз они вернулись, значит, насекомые проснулись. Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть.

- Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте обратимся к старичку - лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья. Представьте, что вы стоите на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться всё меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья… - Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки – как большие валуны и т. д. (присядьте на цветочки).

Посмотрите, кто идёт? Спина красная, на ней чёрные круги, с каждой стороны по три ноги. Это – божья коровка. Подошла к травинке и начала есть небольшие, круглые существа. Это? (тля) - Тля – это очень маленький жучок, который запускает свой хоботок в листочек растения и сосет из него сок. - Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (тля приносит вред, божья коровка – пользу, потому что ест тлю – этим она очень помогает растениям – не дает тле погубить все листики у цветов и кустарников).

- А почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листке, её птица заметит. Оказывается, эта малышка хорошо защищена. В минуту опасности она выделяет жидкость похожую на молоко только жёлтого цвета, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает от врагов.

Коровки бывают разные:

Оранжево-жёлтые, красные,

Как пуговки, в чёрную крапинку,

На травке, как красные капельки.

Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок».

- Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат - не шевелятся. У них даже нет сил, отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу. Муравьи очень трудолюбивые, целыми днями они трудятся: чинят свой муравейник. Вот муравьи несут большую и тяжелую палочку. Они настоящие силачи - ведь палочка весит во много раз больше их самих! Добывают корм для всей семьи. Вот гусеницу тащат. Смотри, какую большую осу они раздобыли! Им её надолго хватит.

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей.

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!

Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов – нектар и цветочную пыльцу, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Физминутка «Насекомые над лугом».

Жу - жу - жу, - жужжит пчела: Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу - зу - зу, - комар пищит. (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед) Укусить скорей спешит.

Уф - уф - уф, - как паровоз. Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

Смотрите, солнце закрыло желтое облачко. Это крыло бабочки. Оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы снова станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

У муравья дом -. (муравейник)

У пчелы -. (улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее - каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель. (держит в руках игрушечную бабочку на палочке) Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летит повсюду:

Налево летит, направо летит.

Бабочка порхает по кругу,

Вверх, вниз…. и назад спешит.

Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это? Это комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным.

Игра «Маскировка» - Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребёнок берёт небольшой квадрат зелёного, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться. - Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Показываю детям изображение кузнечика на зелёной траве, жука – короеда на стволе дерева.)

И бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Для того чтобы гусеницы стать бабочкой, ей нужно подрасти. А чтобы вырасти, ей нужно кушать (как и вам). Гусеница очень любит, есть вкусные листики растений. Посмотри на этот листик! Его прогрызла гусеница! Гусеница очень хочет, скорее вырасти и поэтому она за свою жизнь съедает много листьев. Когда гусеница вырастает, она начинает превращаться в бабочку. Для начала она заворачивается в кокон – тоненький мешочек, который покрывает ее с ног до головы. Пока гусеница сидит в своем коконе, у нее вырастают красивые крылья – она постепенно превращается в бабочку. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг. полетит.

- Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

- Чем они отличаются?

- А что у них общего?

- Что общего у муравья и пчелы?

У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.

-Каких еще насекомых вы знаете? (Кузнечика, стрекозу, осу, муху)

- Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)

- Кто полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)

Давайте поблагодарим лесовичка и попросим снова сделать нас большими (дети закрывают глаза, воспитатель находит конверт от лесовичка, в нём раскраски-насекомые).

Сюрпризный момент. Смотрите ребята, я нашла интересный конверт. Воспитатель раздаёт их детям.

Стихотворение «Божья коровка» в нём говорится о том, что нельзя ловить насекомых, им плохо живётся в неволе.

Гуляла за городом Божья коровка,

По стеблям травинок карабкалась ловко.

Глядела, как в небе плывут облака,

И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку,

Засунула в спичечную коробку.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снилась лужайка, и клевер и кашка,

Неужто в неволе остаться навек?

Коровка решила готовить побег.

О Боже! Взмолилась несчастная крошка,

И вдруг увидала за шторой окошко.

А там за окном, всё от солнца светло,

Но к свету её не пускает стекло.

Однако коровка на редкость упряма,

Нашла, где неплотно захлопнута рама.

И вот вылезает она из окна,

Ура! Наконец на свободе она!

И я ту коровушку Божию

Днём летним, погодой хорошею,

Тихонько возьму на ладошку,

Чтобы взлётную сделать дорожку.

И божья коровка поймёт,

С ладошки моей упорхнёт.

Дополнительные дидактические игры по теме «Шестиногие малыши».

Воспитатель: А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.

1. Игра «Посади божью коровку на листок, где столько же пятнышек,

сколько точек на спинке божьей коровке».

На ковре раскладывают листочки с нарисованными точками. Играющим

раздают «божьих коровок» и они находят листочки с таким же количеством

точек как и у божьих коровок.

2. Дидактическая игра «Один – пять».

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть насекомое со словом один, а вы должны назвать его со словом пять.

Воспитатель: Дети:

Один комар - пять комаров.

Одна оса - пять ос.

Один жук - пять жуков.

Одна пчела - пять пчел.

Один муравей - пять муравьев.

Одна муха - пять мух.

Одна бабочка - пять бабочек.

Использованная литература:

• Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.

«Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации» : Баласс 2010г.

• Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.

• Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

• Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию, 2008.

Публикации по теме:

«В мире музыкальных инструментов». Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада Цель занятия: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности детей старшего дошкольного.

Конспект занятия по окружающему миру «Животные Севера» для детей старшей группы детского сада Ход занятия. Воспитатель спрашивает у детей: - Какое время года наступило? (Дети отвечают зима) - Зима какая? (Дети дают ответ холодная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по расширению представлений детей средней группы о насекомых «Шестиногие малыши»
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 17:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по расширению представлений детей средней группы о насекомых «Шестиногие малыши»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Коняхина (УИ 189571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД