Ким Галина
Конспект открытого тематического музыкального занятия «Путешествие по русским народным музыкальным традициям Задонска»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого тематического музыкального занятия для детей старшей группы.
Тема занятия : «Путешествие по русским народным музыкальным традициям»
Цель: Через музыкальный материал, современные образовательные технологии, прививать детям любовь к Родине, родному городу.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого тематического музыкального занятия „Путешествие по русским народным музыкальным традициям Задонска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
закрепить знания детей о нашем городе;
продолжить формировать представления, о том, что наш край богат традициями, природой;
побуждать детей отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
Развивающие:
развивать музыкальные способности дошкольников через различные виды музыкальной деятельности;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления;
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, воспитывать коммуникативно – личностные качества. Использование современных образовательных технологий:
Игровые технологии
Творческая танцевальная импровизация
Личностно – ориентированная технология
Словарная работа: Родина, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция.
Предшествующая работа:
Разучивание песен, потешек, народных игр, хороводов;
рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, проведение беседы;
слушание народных песен, музыки.
Ход занятия:
(звучит песня «Что может быть лучше России», в музыкальный зал входят дети.
Музыкальное приветствие
Психогимнастика:
Утром Солнышко встает, всех на улицу зовет
Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю Солнцу я Отвечаю Травам я
Отвечаю Ветру я Здравствуй, Родина моя!
Руки поднять вверх. Сгибать руки в локтях к груди.
Показать рукой на себя. Выпрямить руки в стороны.
Поднять руки над головой. Опустить руки.
Поднять руки над головой и покачать ими.
Взять друг друга за руки.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы обратили внимание какая музыка звучала?
Музыкальный руководитель : Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, музыкальный руководитель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина - это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина - это наш край, город, поселок.
— Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, наш дом.
— Это место, где стоит наш детский сад.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Музыкальный руководитель : Наш город – это наша малая Родина. Ребята, а вы любите свой город? (ответы детей). Мы сегодня отправимся с вами в путешествие по русским народным традициям.
Сюрпризный момент: ребята, посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла. Как вы думаете, что там? (ответы детей)
- Узнаете, если отгадаете загадку:
1. Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (ложки) 2. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем. С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен) 3. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять. И подуть в нее слегка – будет музыка слышна. Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка) 4. Птица-свиристелка, звонкая поделка! (Свистулька)
Распевка
Музыкальный руководитель : В Задонском районе есть много сел, но мы поговорим о селе Юрьево. Село было центром гончарного промысла Задонского уезда. Сегодня я хочу познакомить вас с Юрьевской игрушкой-свистулькой. Особое внимание привлекает конь-игрушка. Перед нами образ игривого, озорного коня со вскинутой головой. Фигурка изящная, с длинной "лебединой шеей". В этом образе прослеживается необычайная динамика, кажется, что он вот-вот оживёт и пустится вскачь. Внимательно посмотрите на эту игрушку. Это не просто свист, это настоящая мелодия.
И сейчас мы с вами будем составлять свою авторскую мелодию. А теперь поиграем (кто выберет красный круг. У меня их три, а времени мало, поэтому сейчас будет играть на свистульке тот у кого красный кружочек).
Наш народ прекрасен во всем, мы с вами сегодня об этом поговорим, и о том какие веселые и задорные пляски в нашем крае есть.
Наша страна огромна и прекрасна. Богаты её леса и недра, полноводны реки и озёра, талантлив народ. Только узнав свою малую родину, полюбив её, в будущем мы можем стать рачительными хозяевами своей родины.
Многое пережил мой народ на протяжении всей её истории. В разные времена народу помогала выжить песня. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями.
Особое внимание населения во все времена привлекала песня – частушка. Частушки — это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ. Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский. И наши ребята тоже могут петь частушки, а мы их послушаем.
1. Мы весёлые ребята и в Задонске мы живём.
И весёлые частушки Мы для вас сейчас поём
2. Мы в Задонске родилися, и в Задонске мы живём,
Мы ребята боевые Мы нигде не пропадём!
3. Между елок, между сосен Бежит быстрая река!
Наша родина - Россия, И как сталь она крепка!
4. «Где родился, там сгодился,»- Говорит пословица.
Всем хватило бы работы, Неча беспокоиться.
5. Я по Парковой пройду, По новейшей улице.
Как домишки хороши, Все на них любуются!
6. Эх, сторонушка родная, Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает Сосновый бор и тишина!
7. Приезжайте в гости к нам. Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим, С нами в пляску пригласим!
А теперь мы все вместе попробуем разучить и спеть частушку.
8. Хорошо частушки пели, Хорошо и охали,
Мы бы очень все хотели. Чтобы нам похлопали!
Вам понравилось петь частушки? Теперь мы с вами будем использовать на утренниках задорные частушки.
Физкультминутка «Пяточка носочек»
А вы знаете что такое Хоровод (от др. -греч. — «групповой танец» — древний народный круговой массовый танец. древнейший вид народного танцевального искусства.
Танец «Хоровод»
Игра «Ручеек», русская народная игра
Музыкальный руководитель : Богат и красив наш Задонский край, богат своими традициями, обрядами, своими песнями. Ребята, а какую русскую народную песню вы знаете? (ответы детей)
Да мы начали с вами учить песню «Было у матушки 12 дочерей», и теперь мы повторим и исполним несколько куплетов.
Выучив вы споете ее к примеру на празднике для наших мам.
Музыкальный руководитель : Вот и подходит к завершению наше музыкальное путешествие по родному краю.
Ребята, понравилось вам занятие? (ответы детей)
А что больше всего понравилось? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (индивидуальный опрос)
Были ли трудности, какие? (ответы детей)
Спасибо большое за ваше активное участие. Вы много знаете о родном крае, на все вопросы отвечали правильно, с удовольствием. Пели, танцевали, играли выразительно и эмоционально (индивидуально отметить более активных детей).
Перспективы: Мы договорились использовать частушки и хороводы на наших праздниках. А на следующем занятии мы продолжим знакомиться с русскими народными инструментами.
Музыкальный руководитель : Ребята, старайтесь больше узнать о людях и истории своей родины и своей малой родины, берегите ее природу, сохраняйте ее обычаи и традиции.
Песенка: «До свидания»
Под песню: дети проходят в группу