Юлия Путря
Конспект открытого показа СОД в средней группе «В избе у Василисы-красы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательность, уважение и интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Образовательные задачи: расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях и элементах культуры; обагащать словарный запас: изба, самовар, колыбель, сундук, рушник, кокошник, рубаха.
Публикация «Конспект открытого показа СОД в средней группе „В избе у Василисы-красы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Развивающие задачи: развивать интерес к русским старинным обычаям; внимание, память, мышление, коммуникативные и творческие способности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Материалы и оборудование: декорации- русская изба (печь, самовар, колыбель с ребенком, сундук с вещами, лавки, заготовки рушников из бумаги, краски, печатки, кисти, ватные палочки.
Предварительная работа: чтение, обсуждение русских народных сказок, разучивание колыбельной, рассматривание изображений с убранством русской избы.
Содержание деятельности:
1. Мотивация деятельности. Встреча с Василисой Красой.
В музыкальном зале детей и воспитателя встречает Василиса Краса (воспитатель).
Василиса (кланяясь) : Здравствуйте дорогие гости! Я Василиса Краса! А вы кто такие? Откуда будете? (ответы детей)
Воспитатель: Василиса! Как ты красиво и необычно одета! Что за наряд у тебя? Ребята, может быть вы знаете, как называется платье Василисы (ответы детей).
Василиса : Это – сарафан. Старинная русская женская одежда.
Воспитатель: Ребята, какими узорами украшен сарафан? (ответы детей).
2. В гостях у Василисы. Рассматривание убранства русской избы.
Василиса : Мои ненаглядные! Хотите узнать, как давным – давно жили наши прабабушки и прадедушки? (ответы детей). Приглашаю вас в избу!
Воспитатель: В избу? Ребята, вы знаете, что такое изба? (ответы детей).
Василиса : Да, в старину русские люди дом в деревне называли избой.
Открывается занавес.
Василиса : Заходите, гости дорогие! Сядем рядком, да поговорим ладком!
Дети и воспитатели проходят «в избу» Василисы, рассаживаются.
Воспитатель: Василиса, сколько в избе всего интересного и необычного, правда, ребята? Ребята, а вы знаете, что это такое? (показывает самовар, ответы детей). Для чего он нужен? (ответы детей)
Василиса : А про самовар на Руси так говорят: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем чай пить велит.»
А это русская печь – сердце избы. В Старину печь не только обогревала дом, но и кормила семью – в ней готовили еду, а ещё на тёплой печи спали младшие детки, сушили одежду и запасы на зиму.
3. Знакомство с Алёнушкой.
Раздаётся плач ребёнка. Василиса достаёт с колыбели маленькую девочку.
Василиса : Это моя доченька Алёна! Я ласково её называю Алёнушкой. А как вас родители ласково называют! (ответы детей)
Имя Алёнушка означает алая, красивая. Родители, когда называли таким именем, желали, чтобы Алёнушка выросла красивой, доброй, трудолюбивой и счастливой.
Воспитатель: Василиса! А для чего нужны предметы, которые лежат возле колыбельки (уголёк, зернышко, монета? Ребята, может быть, кто-то из вас знает? (ответы детей)
Василиса : На Руси, давным – давно, эти вещи клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали.
Когда клали уголёк, говорили – привыкай к домашнему теплу;
Когда зёрнышко – будь всегда сыт;
Когда клали монету – будь всегда богат.
Василиса : Алёнушка спать хочет, я её сейчас убаюкаю!
Поё т колыбельную:
Спи, дитятко, почивай,
Свои глазки закрывай.
Стану петь я распевать,
Колыбель твою качать.
Воспитатель: Василиса, мы с ребятами тоже знаем русскую народную колыбельную, можно и нам убаюкать Алёнушку
Василиса : Конечно!
Баю – баю – баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли – люли – люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стала детка засыпать.
Василиса укладывает Алёнушку в колыбельку.
4. Русская народная игра «ручеёк».
Воспитатель: Василиса! А мы с ребятами знаем русскую народную игру «ручеёк». Поиграешь с нами?
Василиса : Конечно!
Игра «ручеёк» : каждый ребёнок берёт себе пару со словами «А я Дашеньку люблю и с собой её возьму» и образуют ворота. Последняя пара проходит через все ворота и т. д. При этом дети говорят слова:
В ворота ручей бежит
И тихонечко журчит
Ручей, ручей, ручеёк!
Спасибо миленький дружок!
Хорошо мы поиграли
Всех друзей своих назвали.
И ты дружок остановись
И друг другу поклонись!
Василиса : Ай да молодцы! Спасибо! Повеселили, потешили!
Дети проходят обратно в избу.
5. Рассматривание убранства русской избы.
Воспитатель: А что это за ящик такой, красивый, расписной? Ребята, вы знаете, что это? (ответы детей).
Василиса : Это сундук, в нём хранятся разные вещи. (Показывает вещи из сундука). Сарафаны, рубахи, рушники – так называли полотенца (рассматривание узоров на одежде, белье)
Василиса : Ребята, а вы хотите украсить русскими народными узорами рушники? (ответы детей). Пройдёмте с вами за стол.
6. Творческая мастерская.
Украшение рушников элементами русских народных узоров.
Изобразительная деятельность (рисование). Украшение рушников (рисование элементов русских народных узоров – растительных мотивов, геометрических форм)
7. Прощание с Василисой.
Василиса : Ай да красны девицы и добры молодцы! Хорошо постарались!
Воспитатель: Какие молодцы! Очень красивые узоры! Ребята, понравилось вам в гостях у Василисы? (ответы детей). А что запомнилось? (ответы детей).
А у нас и для гостей есть пожелания:
Дети:
Будьте здоровы, живите богато!
Веселья вам, да радости!
Будьте в дому, как оладушек в меду!
Житья вам, бытья и здоровья!
Василиса : Ребята, возьмите рушники да порадуйте своих мам!
Результат совместной деятельности: в интеграции видов детской деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, восприятии русского народного фольклора) воспитанники актуализировали и расширили представления о предметах русского быта и их использовании, старинных семейных обычаях и элементах культуры, обогатили словарный запас, проявили коммуникативные и творческие способности.