Борискина Марина Сергеевна
Конспект открытого показа ООД «Обитатели водоёмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированной организованной образовательной деятельности
Тема: «Обитатели водоемов»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: уточнить и расширить знания детей об обитателях водоемов, о необходимости охраны водных животных и среды их обитания.
Задачи.
Образовательные:
-формировать у детей представления об обитателях водоемов Подмосковья;
Публикация «Конспект открытого показа ООД „Обитатели водоёмов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
-пополнить знания детей об особенностях внешнего вида и образе жизни рыб, раков, лягушек, водоплавающих птиц.
-разъяснить необходимость охраны водных животных и среды их обитания.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
-развивать связную речь, мышление, обогащать словарный запас, -закрепить умение решать арифметические задачи; состав числа девять из двух меньших.
Воспитательные:
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к обитателям водоемов и к природе в целом;
-умение видеть красоту и многообразие природы родного края; -творческое отношение к изобразительной деятельности*
-воспитывать активность и самостоятельность.
Предварительная работа с детьми:
Беседы об обитателях водоемов (пресноводные рыбы, хищные рыбы, раки, лягушки, водоплавающие птицы : утки, гуси, лебеди.
Чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов.
Продуктивная деятельность «Создадим свой водоем» (изготовление рыбок разными техниками, наклеивание их на панно с изображением водоема)
Наглядный дидактический материал:
Демонстрационный: презентация «Обитатели водоемов»; панно «Наш водоем»; природоохранные знаки; материалы для опыта; игрушки- лягушка, паук.
Раздаточный - заготовки природоохранительных знаков, цветные карандаши, силуэты рыбок, треугольники двух цветов, клей, рыбки для самооценки детей на занятии.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Садятся на стульчики.
Слайд №1-(водоем)
Воспитатель: Ребята, в нашем Ногинском районе есть реки, такие как Клязьма, Шерна, Черноголовка и другие. Есть озера — Луково озеро, Бисеровское, Боровое и другие.
Сегодня мы с вами совершим путешествие и окажемся на берегу одного из водоемов. К нам присоединиться необычный гость. Ну-ка, давайте попробуем его узнать.
(звучит песня из мультфильма «Я Водяной, я Водяной.» ходит Водяной, здоровается с детьми)
Водяной здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята. Привык я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Решил я послушать, что вы знаете о жителях подводного царства наших водоемов.
Воспитатель: сейчас мы это узнаем. Послушайте и отгадайте загадки:
Вперевалочку хожу,
Травку пощипать люблю.
В воду залезаю -
Плаваю, ныряю. (Утка) Слайд № 2 (Обитатели водоема)
Что за диво, что за птица?
На воде она царица.
И окрас ей так подстать,
Просто глаз не оторвать. (Лебедь)
Дети, а чем эти птицы похожи? - Правильно, все они водоплавающие, и питаются мелкой речной рыбкой, гнездятся на берегу водоема. Ребята, а кто живет в водоеме? (В водоеме живет МНОГО рыбы.) (Звучит музыка и идет слайд №2 обитателей водоемов).
Водяной. Вы живете на суше, и вам кажется, что суша—это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не представляют, как можно жить, когда вокруг нет воды. Река является для нас домом. Я вам тоже загадаю загадки и проверю, как вы знаете жителей подводного царства.
Послушайте мои загадки:
От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь.
Как его зовут? Правильно, это карась. Слайд №3-(карась)
Он всеядный и большой,
Скрытый желтой чешуёй.
Ил его любимый скарб.
Как зовут все рыбку?
Правильно, карп. Слайд №4-(карп)
Он предок карпа, очень крупный,
Камыш он любит изумрудный.
Очень жирный, как кабан.
Как зовут его?
Это, ребята, сазан. Слайд №5-(сазан)
Она похожа на плотву,
В иле копается на дну.
Глаз кровавый, дальнозорка.
Как зовётся? Правильно, красноперка. Слайд №6-(красноперка). Совсем не крупный, но усатый,
Зеленовато-буроватый.
Он в речке мудрый секретарь.
Как все зовут его? Это, ребята, пескарь. Слайд №7-(пескарь)
В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну, конечно, это.
Правильно, это сом. Слайд №8 (сом)
Есть в речке демон из шипов,
С защитой от щучьих клыков.
Он весь в колючках, не тревожь.
Как зовут ту рыбку?
Правильно, ерш. Ёрш - чем-то напоминает ежа -такой же колючий; бросишь на лед -замёрзнет, а в тепле оттает. Слайд № 9- (ерш)
Воспитатель: Послушайте стихотворение про ершей Ю. Могутина (читает ребенок)
Над речушкою в тиши
Шелестят камыши
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.
- Воспитатель: дети, встаньте, поиграем ладошками.
Пальчиковая игра жил да был один налим
Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников
Два ерша дружили с ним
Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь
Прилетали к ним три утки
По 4 раза в сутки
Руки сложены накрест. взмахи ладонями
И учили их считать:
Разжимать и сжимать кулачки
1,2, 3,4, 5
Загибать пальчики, начиная с большого.
Водяной: Дети, подойдите ко мне поближе,
Послушайте еще мою загадку. Слайд №10 -(щука)
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Кто же это? Правильно, это щука.
Я сейчас расскажу вам про щуку. У нее длинное тело. Во рту много острых зубов. Охотясь, щуки неподвижно замирают в зарослях и внезапно бросаются на добычу. Щуку - прозвали речным волком, нападает на мелких рыбёшек. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром.
Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. Щука необходима в любом водоеме.
Ребята, а вы знаете, что - ни будь о рыбах?
Воспитатель: Водяной, конечно, наши дети много могут тебе рассказать о рыбах. Задавай вопросы:
Что есть у рыбы? (туловище, голова, хвост, плавники)
Чем покрыто туловище рыб? (чешуей)
Для чего рыбам чешуя? (для защиты туловища)
Для чего служат плавники? (помогают хорошо плавать)
Как рыбы дышат? (при помощи жабр) Как рыбы размножаются (и икринок)
Воспитатель: Дети даже могут решить задачи про рыбок, внимание на экран. Слайд №13 - (по содержанию задачи) :
Бородатый дядя Петя Ловит рыбу на рассвете.
Он поймал трех карасей,
Двух лещей и двух гусей.
И до вечера считал- Сколько рыбок он поймал?
(5 рыбок, гусей не считаем, потому что это водоплавающие птицы).
Воспитатель: Водяной, а хочешь ли ты посмотреть, как умеют играть наши ребята?
Водяной: конечно, мне это интересно.
Физкультминутка «Где СПИТ рыбка?» (Дети проговаривают слова и выполняют движения)
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий -к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде, нет следов твоих ни где.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: - Ребята, а кто еще помимо рыб живет в пресной воде? Послушайте загадку:
Все движутся вперёд,
А он, наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад. (Рак.) Слайд №11-(рак)
Правильно, это рак. Рак - ползает по дну и пятится назад, шевелит клешнями, ест, что попадёт, прячется в норах под корягами. Хвост у рака напоминает мотор.
Послушайте стихотворение Марка Львовского про рака (читает ребенок) Рак клешнями шевелит,
Он на самом дне сидит,
Ловко пятится назад,
Он добыче очень рад!
Воспитатель- А кто же еще живет в речке? Спросим у Водяного.
Водяной: ребята, я пришел к вам с подружкой. Моя подружка - зеленая - … показывает игрушку.
Трудно лягушке стать самой собою,
Была она сначала обычною икрою.
Потом головастиком неуклюжим.
Плыла и по речке, плыла и по лужам.
Теперь же красавица-прыгает ловко,
Красивые глазки, язык и головка. Слайд№12- (лягушка)
Воспитатель: Послушайте стихотворение Евгения Корюкина про лягушат (читает ребенок)
У нас на даче
Есть заросший пруд.
Много головастиков
Летом в нем живут.
Как наступит время,
Крошек-лягушат
Выпрыгнет на берег
Боевой отряд.
Их замаскирует Сочная трава.
Клич раздастся звонкий:
Ква-ква-ква-ква-ква!
Водяной Ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Но сначала представьте, что вы маленькие икринки, которые лежат в мелкой луже. Икринки превращаются в смешных головастиков, которые плавают в озере. И наконец вы становитесь красивыми зелеными лягушками, почти такими же, как я! Мы сначала поплаваем в озере, а потом попрыгаем на его берегу.
Игра “Мы - водные животные”
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.
Раньше были мы икрою, ква-ква (присели)
А теперь мы все герои, ква-ква (встали)
Головастиками были, ква-ква (руки на голову)
Дружно хвостиками били, ква-ква (руки соединить за спиной)
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста,
Жить на свете красота! (дети прыгают как лягушата)
Воспитатель: Водяной, сейчас дети расскажут тебе о лягушках.
Ребята, почему лягушки относятся к группе земноводных?
Дети: лягушки относятся к группе земноводных потому, что они могут жить как в воде, так и на суше.
Воспитатель: чем питаются лягушки?
Дети: они уничтожают множество комаров и мошек, слепней и оводов.
Воспитатель: а кто питается лягушками? Дети: это сомы, судаки, щуки.
Едят лягушек пушные звери - норка, выдра, барсук. Любят их многие птицы - аисты, чайки, вороны, совы и особенно цапли.
Воспитатель: таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться.
Для человека лягушки - верные друзья, ведь они поедают множество комаров, и воду в реках тоже они очищают, поэтому человек должен быть для них тоже другом, значит, лягушек надо охранять?
Воспитатель: Жаль, что не все люди знают, что лягушкам, как и всей природе нельзя причинять вред, а, наоборот, надо защищать их. Как же так сделать, чтобы все узнали, что лягушек нельзя обижать? Ребята, давайте
придумаем и нарисуем знак, который напомнит людям о том, что лягушек тоже надо охранять, защищать.
. Давайте разделимся на две группы. Одна группа нарисует природоохранные знаки, чтобы нарисовать этот знаки, вы разукрасьте карандашами рисунок, потом проведите красную черту, которая показывает, что этого делать нельзя.
Другая группа выложит из треугольников силуэты рыбок для водоема; каждая рыбка состоит из 9 треугольников двух цветов нужно украсить рыбку и определить из каких двух чисел состоит число 9.
Дети садятся за столы и выполняют задания. Затем нарисованные знаки дети отдают Водяному, а силуэты рыбок прикрепляют к макету водоема.
Водяной: - Ребята, спасибо вам за знаки. Я обещаю поместить их над каждой речкой, прудом и озером, чтобы все люди знали, как нужно бережно относиться к водоемам. Я очень доволен тем, как много вы знаете и за это я расскажу вам удивительную историю из жизни в воде. Например, о «ловцах» воздуха.
Слайд № 14-(жук-плавунец, паук-подводник)
- Чем дышат животные? (воздухом). Но в воде воздух особый, им умеют дышать только рыбы. Поэтому лягушки и насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух.
- Например, жук-плавунец прикрепляет пузырек воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду.
Но есть еще более хитрое подводное животное - паук-подводник. Он сумел построить себе дом на дне. Он питается маленькими детенышами насекомых и рыб, заманивая их в свой дом. Как же он научился дышать под водой?
Водяной показывает фокус. Он кладет игрушечного паука в стакан, переворачивает его, придерживая игрушку, и резко опускает в прозрачную миску с водой. Стакан остается частично наполненным воздухом.
Водяной: -Так делает и паук. Он плетет паутинный дом, похожий на стакан, одевает его на спину и стремительно ныряет под воду. При этом его домик оказывается полон воздуха, достаточного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых.
Воспитатель: - Что будет, если люди начнут бросать в озеро мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (Например, жук-плавунец, утка могут улететь, а вот рыбам, улиткам и другим водным животным придется несладко, многие из них могут погибнуть.)
Вывод: это результат неправильного поведения человека в природе.
Поделитесь мнением, как мы можем помочь обитателям водоемов?
Работа с экологическими знаками - дети вспоминают правила поведения в природе. Слайды - (природоохранные знаки.)
1. Не рвать цветы, травы водоемов
2. Не кричать, не включать громко музыку.
3. Не ловить насекомых.
4. Не ловить мальков и лягушек.
5. Не убивать животных.
6. Не приносить животных домой
7. Не оставлять на берегу не затушенных костров, мусор.
8. Не мыть машины в водоемах
С этого маленького дела начнется наш вклад в спасение наших водоемов.
Воспитатель: дети, наше путешествие подошло к концу. У меня в руках рыбки. Желтых зовут «хорошо»; оранжевых - «очень хорошо»; красных- «отлично». Возьмите по одной рыбке, оцените свое участие в этом занятии.
Сюрпризный момент
Водяной: А чтобы вы не забывали о нашей встрече, о том, что надо знать и беречь животных, которые обитают в наших реках и озерах, я дарю вам книгу, в которой вы подробно узнаете об особенностях жизни обитателей водоемов.
Прощается с детьми и уходит.
Воспитатель читает стихотворение И. Мазина «Другу природы») :
Ты, дружок, смотри не подкачай,
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни птахи, ни сверчка
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей-
Все что зовется Родиной твоей!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.