ИГРОПУЛО МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Конспект открытого НОД в форме литературного конкурса «Знатоки литературы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД в форме литературного конкурса в подготовительной группе
Программное содержание:
Познавательное развитие:
1. Расширять представление детей о стихотворении и поэзии.
2. Обобщить и закреплять знания детей о биографии и творчестве поэтов:
А. С. Пушкина, С. Есенина, С. В. Михалкова, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета.
3. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения с поэзией - в стихах, песнях, романсах.
4. Развивать у детей внимание, память, восприятие, ассоциативное мышление, воображение.
Речевое развитие:
Публикация «Конспект открытого НОД в форме литературного конкурса „Знатоки литературы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
1. Закреплять умение детей грамматически правильно строить свою речь; развивать выразительность речи.
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений наизусть и умении детей анализировать поэтический текст.
3. Закреплять умение детей соотносить авторское стихотворение с опорной схемой-моделью.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать приветливость, справедливость, доброжелательные чувства к сверстникам и своей команде.
2. Упражнять детей в речевом и поведенческом этикете.
3. Воспитывать у детей чувство прекрасного.
Предварительная работа:
• Знакомство детей с биографией и творчеством великих русских поэтов через: просмотр презентаций – о А. С. Пушкине, С. А. Есенине, С. В. Михалкове, М. Ю. Лермонтове, А. А. Фете.
• Заучивание стихотворений чтение произведений А. С. Пушкина, С. Есенина, С. Михалкова М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета.
• Беседы и рассматривание иллюстраций через внедрение презентаций, слайдов, игр.
• Чтение авторских книг и слушание аудио-стихов.
Оборудование (наглядный материал и атрибуты) :
Мультимедийная презентации: А. С. Пушкин, С. А. Есенин, С. В. Михалков, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, портреты поэтов; карточки - «расшифровка слов», фломастеры, плакат – «азбука-алфавит», схемы-модели к стихотворениям - «Опорные картинки», аудио запись романса – «Уж верба вся пушистая…», аудио-запись «Весенняя песенка»; подарок- медали «Знатоки литературы.
Организация:
звучит сигнал – приглашение на конкурс - дети подходят к воспитателю стоят полукругом, перед детьми телевизор; дети смотрят презентацию и выполняют задания (одно из заданий за столом, одно сидя на стульях).
Ход НОД:
Организационный момент: Звучит сигнал - приглашение на конкурс (аудио-заставка)
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Приветствую вас на литературном конкурсе «Знатоки литературы»!
Дети подходят к педагогу и проходят с ним на ковер. Дети приветствуют гостей.
Презентация:
«Знатоки литературы (в поэзии)»! (заставка) Слайд 1-й:
Вводная часть:
1 ЧАСТЬ:
Педагог читает отрывок их стихотворения:
-Хорошая книга - мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично сейчас проведем
И наш разговор потихоньку начнем…
- Ребята, вы любите стихи? Сегодня я вам предлагаю поговорить о поэзии, почитать и послушать стихи.
• Скажите, что такое стихи? Дети:- Да! -Стихи – это рифмованные строчки.
- Правильно. Стихи – это рифмованные строчки, они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. В стихотворении все слова подходят по смыслу.
-Предлагаю сейчас вместе сочинить стихи. А поможет нам игра: «Рифмы».
Словесная игра «Рифмы» : Слайд 2 -3-й; картинки – лягушка, котенок, ромашка.
-Я буду называть слово, а вы подбирать другие слова, похожие по звучанию. Например, - Шишка – мышка, мишка, пышка… Теперь вы!
• Лягушка – (кукушка, подушка)
• Котенок – (теленок, козленок)
• Ромашка – (рубашка, Наташка)
- Теперь я буду читать стихотворение, а вы продолжите его и подберите слова по смыслу и по рифме. Готовы. ( Показывает картинки: лягушка, котенок, ромашка).
Шел по лесу бурый … (мишка)
На него свалилась … (шишка)
Ква-ква-ква – кричит … (лягушка)
Ку-ку-ку – отвечает ей … (кукушка)
У нашей Наташки
Красивые … (ромашки)
На лугу стоит теленок
Подошел к нему … (козленок).
2 ЧАСТЬ: - Умницы у вас не плохо получилось. И так конкурс – знатоков литературы т. е. поэзии начинается, ребята разделитесь на 2 команды и сядьте напротив друг друга.
- Команда «красных» и команда «Белых» -Готовы?.
Но прежде чем мы начнем, вы должны знать правила конкурса - Нельзя выкрикивать, подсказывать отвечающему, отвечать на вопросы ясно, четко и красиво. Но самое главное не молчать, ведь у нас же литературный конкурс!
- А рассудят нас гости во главе с В. И. - это наше ЖЮРИ: За каждый правильный ответ полагается звездочка их будет В. И. складывать вот сюда, а в конце конкурса подведем итоги, сосчитаем и узнаем победителей.
А сейчас РАЗМИНКА: ( Вопросы: - По очереди к командам)
-Внимание вопрос: к команде «красных» …
• Скажите, как называется человек, который пишет настоящие стихи? Слайд 4-й:
Дети:
-Настоящие стихи пишут поэты.
Педагог: - Предлагаю сейчас вспомнить замечательных русских поэтов.
- Внимание на экран (портрет А. С. Пушкина) Слайд 5-й: Портрет А. С. Пушкина
- вопрос: к команде «белых»
• Вы узнали этого поэта? Дети - Это А. С. Пушкин – Великий русский поэт.
1-й РАУНД: «ИНТЕРВЬЮ» : Слайд -6:
- Команды задают вопросы друг другу:
- Внимание вопрос: от «белых»
• Когда родился, где жил и как звали родителей А. С. Пушкина?
Ответ от «красных» :
-А. С. Пушкин родился 26 мая в столице нашей Родины г. Москва.
Маму А. С. Пушкина звали Надя, а папу Сережа.
- Нет человека, который не знал бы произведение А. С. Пушкина.
- Внимание вопрос: от «красных» :
• Перечислите, какие сказки и стихи А. С. Пушкина вы знаете?
Ответ от «белых» - А. С. Пушкин написал много сказок:
«О рыбаке и рыбке», «О мертвой Царевне», «О золотом петушке», «О папе и его работнике Балде», «О царе Салтане» и поэму «Руслан и Людмила».
- «Уж небо осенью дышало», «У лукоморья дуб зеленый», «Унылая пора, очей очарованье!», «Под голубыми небесами!»
- Внимание на экран (портрет С А. Есенина.) Слайд - 7:
- Внимание вопрос: от «белых»
• Кто это и о чем его стихи и какие стихи вы знаете?
Ответ от «красных»
- Это знаменитый русский поэт С. Есенин. Он писал стихи о любви к матери, о природе, о родине. Я знаю стихотворения «Черемуха», «Береза».
- Внимание вопрос: от «красным»
• Какие стихи С. Есенина стали песнями?
Ответ от «белых»
- «Над окошком вечер», «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая».
-Молодцы. Эти стихи выразительны, в них много напевности, любви к родной природе.
2-РАУНД: БЛИЦ-опрос: Слайд 8-й:
- Стихи бывают не только о природе, и о любви, но человеческих радостях и огорчениях, серьезные и шуточные. Такие стихотворения написал нам следующий поэт.
-Внимание на экран (портрет С. В. Михалкова) Слайд 9-й:
Внимание вопрос: к «белым»
• Расскажите, кто это, где родился, где жил и какую закончил школу?
Ответ от «красных» :
- Это С. Михалков, детский поэт и писатель. Он родился в Москве, а потом переехал с родителями в Пятигорск. Сергей учился в 1 школе, там даже есть сейчас маленький музей о нем.
Внимание вопрос: к «красным» :
• Кого любил С. Михалков, кому часто читал свои стихи и какие? Назовите их?
Ответ от «белых» :
-Он очень любил детей, часто встречался с ними и читал им свои стихи. С. Михалков написал много стихов для детей «Дядю Степу», «А что у вас?», «Фому», «Бараны», «Прививка», «Зайка-Зазнайка», «Упрямый козлёнок», «Жил - был Король», «Лесная академия», «Жадный Вартан».
-Вы наверно заметили, что все его стихи объединены одной темой: - дружба, товарищество, взаимопомощь.
-Внимание на экран (портрет М. Ю. Лермонтова) Слайд 10 -й:
- Внимание вопрос: к «белым»
• Расскажете, где и с кем жил маленький Лермонтов, кто его воспитывал?
Ответ от «красных»
- Он жил в селе Тарханы в имении его бабушки. Бабушка занималась его воспитанием и обучением. Он рано потерял мать, и он вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для внука, не жалея денег на учителей. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно говорил на французском и немецком языках, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Внимание вопрос: к «красным»
• Когда поэт начал сочинять свои стихи и какие стихи написал?
Ответ от «белых» :
М. Лермонтов с детства часто говорил в рифму – и в 4 года, когда ему подарили заводную птичку он придумал – «Эта птичка хороша, у нее поет душа!» - Он написал много стихов о природе, родине, о свободе. Это стихотворения- «Парус», «Родина», «Надежда», «Листок», «Гроза», «Кавказ», «Бородино», «Метель», «Колыбельная песня».
Внимание вопрос: к «белым»
• Как называлась его первая комедия?
Ответ от «красных»
- Первая комедия в стихах называлась «Маскарад».
Внимание вопрос: к «красным»
• Вспомните, где служил и жил в последние годы своей жизни Лермонтов?
Ответ от «белых» :
- В Пятигорске, есть домик –музей М. Ю. Лермонтова, а еще пещера (Грод Лермонтова, в его честь назвали галерею, ворота, улицы и разъезд, есть у подножия горы Машук место дуэли, где погиб поэт, там стоит памятник.
- Я согласна с вами! М. Ю. Лермонтов - великий русский поэт-драматург, он прожил короткую на интересную жизнь, и жители нашего города его понят по Лермонтовским местам, по его свободолюбивым и душевным стихам.
3 - РАУНД: «УГАДАЙКА» Слайд 11 -й:
- Ребята! Предлагаю вам угадать какие слова здесь зашифрованы, а поможет вам наш Алфавит. Командам необходимо угадать слово, вписать пропущенные буквы в клеточки и прочитать слова, которые у вас получились. И так время пошло…
Самостоятельная деятельность детей:
(по ходу деятельности педагог контролирует и направляет детей)
(дети расшифровывают слова - поэт, музыкант, вписывая пропущенные буквы, читают).
Внимание вопрос: к «белым»
• Кого и кто называл поэтом –музыкантом?
Ответ от «красных»
- Композитор П. И. Чайковский назвал так поэта А. А. Фета, за то, что, на его стихи были написаны романсы-песен («Сад весь в цвету», «В дымке-невидимке», «На заре ты меня не буди», «Уж верба вся пушистая», «Снова слышу голос твой».
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА Слайд 12-й:
- Хотите услышать замечательный романс на стихи А. Фета - «Сад весь в цвету».
Внимание вопрос: к «красным»
• Вспомните, как назвал поэт А. А. Фет свои стихи о природе?
Ответ от «белых» :
- Стихи о природе разделил по временам года и назвал: - «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».
4- РАУНД: «ПОДБЕРИ И РАССКАЖИ» Слайд 13-й:
Внимание вопрос: к «белым»
• Угадайте стихотворения А. А. Фета по опорным картинкам?
«белые» : самостоятельно находят те схемы, которые подходят к стихотворениям А. А. Фета, объясняют свой выбор.
Внимание вопрос: к «красным»
• Кто и какое стихотворение А. А. Фета хочет рассказать наизусть?
«красные» читают наизусть стихи:
«Ласточки пропали», «Мама глянька из окошка…».
- Вот и подошел к концу наш конкурс! Осталось узнать победителей! Наше ЖЮРИ готово огласить результаты.
- А пока подсчитываются результаты, предлагаю вам послушать «Весеннюю песенку» на стихи А. А. Фета. Весна заканчивается, и чтобы попрощаться с ней. Мне кажется нам не хватает в нашей копилке еще одного стихотворения А. Фета.
Итог:
- Сегодня мы вспомнили замечательных русских поэтов А. С. Пушкина, С. А. Есенина, С. В. Михалкова, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета слушали песни, читали стихи. В нашей стране есть много талантливых поэтов и вы о них теперь будите узнавать в школе. А сейчас я хочу вас поблагодарить за ваши знания в литературе и наградить медалями «ЗНАТОКИ ЛИТЕРАТУРЫ» ведь вы их по праву заслужили. Я думаю, что наше ЖЮРИ со мной согласно!
НАГРАЖДЕНИЕ
- А сейчас предлагаю навести порядок в группе, выпить сок и отправиться на прогулку.