Татьяна Вельц
Конспект открытого мероприятия «Русская изба» II младшая
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская изба»
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно – эстетическое развитие.
Цель: формирование эмоционально положительного отношения к предметам быта русской традиционной культуры.
Задачи:
1. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим (Социально-коммуникативное развитие)
Публикация «Конспект открытого мероприятия „Русская изба“ II младшая» размещена в разделах
2. Воспитывать внимательное отношение к близким людям (Социально-коммуникативное развитие)
3. Формировать доброжелательное отношение друг к другу (Социально-коммуникативное развитие)
4. Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные) (Социально-коммуникативное развитие)
4. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства (Речевое развитие)
5. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей (Речевое развитие)
6. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций (Речевое развитие)
7. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. (Познавательное развитие)
8. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств) (Познавательное развитие)
9. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением (Познавательное развитие)
10. Конкретизировать первоначальные представления о предметах быта (печь, лавка, колыбель, стол, познакомить с их назначением (Познавательное развитие)
10. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства: книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). (Художественно- эстетическое развитие)
11. Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные); способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности (Художественно- эстетическое развитие)
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок : «Теремок», «Заюшкина избушка». Просмотр мультфильмов «Соломинка, лапоть и пузырь» «Теремок». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рисование карандашами, красками, аппликация из бумаги.
Материал и оборудование: Макет русской печки, лавки, посуда из разных материалов (глиняная, металлическая, керамическая, деревянная, аудиозапись, колыбель, кукла (Ванечка, шапочка репки
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись песни «Варись, варись кашка»
Место проведения: Групповое помещение
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, как называется деревянный дом в котором жили раньше люди?
Дети: Изба.
Дети подходят к деревянному домику (модели).
Воспитатель:
Наши деточки в дому, что оладушки в меду,
Что оладушки в меду, сладки яблочки.
Проходите, дети, садитесь, пожалуйста, на лавки. Всем места хватило, удобно вам?
Дети: Да.
Воспитатель: Раньше в избах большие лавки стояли, чтобы вся семья помещалась. В старину, бывало, и спали на лавках, только их пошире делали. Хорошо, удобно сидим, а теперь поиграем, приготовили пальчики.
Пальчиковая игра «Десять внучат»
У нашей бабушки десять внучат. Дети сжимают кулаки.
Две Акульки в колыбельке качаются. Разжимают мизинцы.
Две Аринки у печки играются. Разжимают безымянные пальцы.
Две Аленки на печке спят. Разжимают безымянные пальцы.
Два Ивана на лавках сидят. Разжимают указательные пальцы
Два Степана за столом едят. Разжимают большие пальцы.
Десять внуков, а бабушка одна. Дети сжимают кулаки.
Воспитатель: Вот как поиграли дети, спасибо вам.
Раздается детский плач. Воспитатель открывает полог и берет куклу - младенца.
Воспитатель: Это Ванечка в колыбельке проснулся!
Воспитатель: Детушки, мои милые, помогите мне, пожалуйста, Ванечку успокоить, спойте ему колыбельную.
Дети вместе с воспитателем поют колыбельную.
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать,
Стали Ванечку качать, убаюкивать.
Лю-ли, лю-ли, баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Ване спать велят.
Уснул, спасибо вам, ребята, помогли Ваню убаюкать. Где Ванечка уснул?
Дети. В колыбельке.
Воспитатель: Оглянитесь вокруг да скажите, что в избе больше всего места занимает?
Дети: Печка.
Воспитатель: Верно, печка. Это русская печь. А для чего она нужна?
Дети: Чтобы в доме было тепло, готовить еду, а еще на ней можно полежать и погреться.
Воспитатель: Русская печь и греет, и лечит, вот мы и положим Ванечку на печку теплую. В печке и жарили, и парили, и варили. И молока топленого, и пирогов, и блинов, и оладушек пекли. А какие щи и каши можно приготовить!
Пальчиковая игра:
У девчушки Зиночки Дети делают ладошки «корзинкой».
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.
…овощи разные, овощи прекрасные! А вот я проверю сначала, знаете ли вы, как называют овощи.
Игра: «Угадай на ощупь»
- Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и овощи доставайте.
Дети на ощупь угадывают овощи. Ребенок вынимает угаданный овощ из корзины, (РЕБЁНОК ДОЛЖЕН РАССКАЗАТЬ ОБ ОВОЩЕ) воспитатель приговаривает: «Вот морковка — оранжевый носик, зеленый хвостик. А это барыня репка: желтая, круглая да крепкая! Вот зеленый огурец! Малый — смелый удалец! Спелый и хрустящий! Ну а это — помидор: краснощекий, как Егор! Мягкий, сочный и большой, наш красавец удалой! Малиновая свекла! Так толста, как Фекла! Вот картошечка — душа! Для угощения хороша! А вот сочная капуста! Для щей хороша, для борщей хороша! Пироги капустные очень даже вкусные!»
Игра: «Угадай на вкус»
Заранее нарезанные кусочки овощей разложены на блюде. Детям предлагается с закрытыми глазами определить по вкусу, какой овощ он пробует.
Русская народная игра «Огородник»
Дети становятся в круг. Один ребенок — «репа» — выходит в середину круга (на голове — шапочка в виде репы, другой — «огородник» — выходит за круг и стучит.
— Кто там?
— Огородник.
— Зачем пришел?
— За репой!
После этого все ведут хоровод, приговаривая.
Сверху репа зелена
По средине толста
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней подойдет,
Всяк за вихорь возьмет.
«Репа» убегает от «огородника», он бежит за ней и ловит ее.
Воспитатель: У меня здесь овощи и для супа, и для щей. Ребята, а что можно приготовить из овощей? Где они выросли? В чем же готовят еду?
Дети отвечают на вопросы. При ответе ищут нужную посуду и демонстрируют ее.
Воспитатель: Раньше люди ели очень простую еду. Готовили в печке в чугунках, горшках, чтобы не обжигать руки, пользовались ухватом. Ели люди деревянными ложками из мисок, пили из ковша.
Воспитатель:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее,
Варись повкуснее,
Кашка мягонькая,
Кашка сладенькая.
Танец с ложками «Варись, варись кашка».
Воспитатель: Ребята, раньше в семьях было много детей, каждый занимался своим делом, старшие помогали взрослым, готовили еду, помогали смотреть за младшими, я предлагаю вам поиграть (дети находят себе занятие по интересам в импровизированной избе)