Ирина Головлева
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе: «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей составлению описательного рассказа о домашних животных.
Задачи:
коррекционно-образовательная:
- обучить детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
коррекционно-развивающие :
- закреплять у детей правильное употребление притяжательных прилагательных;
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе: „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- обобщать знания о домашних животных;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение детей к животным.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, картинки с изображениями домашних животных, их жилища, продуктов их питания и производства, записи голосов животных, схема – таблица описания домашних животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Л. : Здравствуйте, ребята, какой сегодня чудесный день! Я очень рада вас видеть. Давайте дружно улыбнемся, как котик на солнце, а теперь – как хитрая лисица, а теперь – как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!
2. Объявление темы.
Л. : Сегодня мы с вами отправимся в гости к дедушке Ване и к бабушке Тане (на экране появляются фотографии бабушки и дедушки). Они живут в деревне и у них есть много верных друзей. Люди за ними ухаживают, да и друзья не остаются в долгу. Хотите посмотреть кто это? Тогда закройте глаза.
Дети закрывают глаза, а на экране появляются фотографии животных : овца, корова, лошадь, кошка, собака, коза и волк.
Л. : Ребята, какие животные появились на нашем экране? Посмотрите, на картинке все правильно, кажется здесь кто-то лишний? Кого надо убрать?
На экране появляются те же животные, но уже без волка.
Л. : А кто скажет, почему эти животные называются домашними? (потому что живут рядом с человеком, и человек о них заботится). Правильно, люди строят для животных жилища, в которых им тепло и уютно.
3. Игра «Кто, где живет» (закрепление знаний о жилищах домашних животных).
Л. : Давайте вспомним, кто, где живет.
Появляются картинки: коровник, конюшня, овчарня и т. д. с животными. Логопед задает вопрос как называется жилище того или иного животного, дети отвечают полным ответом. Пример: Где живет корова? Корова живет в коровнике.
Л. : Очень хорошо, но в своих жилищах животные живут не одни, у каждого есть своя семья.
4. Игра «Назови семью» (закрепление знаний о детенышах домашних животных).
На экране появляются домашние животные со своими детенышами. Дети должны назвать всех представителей семейства.
Он – кот, она – кошка, детеныш кошки – котенок, детеныши кошки - котята. И т. д.
Л. : Молодцы, ребята. Дедушка Ваня и бабушка Таня так любят своих животных, что кормят каждого только самым любимым лакомством. Посмотрим, что они дают своим любимцам.
5. Игра «Кто, чем питается».
На экране появляются картинка с изображением продукта питания какого-либо животного, задача детей назвать это животное в форме дательного падежа. Пример: Кому мы дадим овес? Овес мы дадим лошади.
Затем надо изменить форму ответа и поставить продукт питания в форму творительного падежа. Пример: Чем питается лошадь? Лошадь питается овсом. И т. д.
Л. : За свои любимые лакомства животные благодарят своих хозяев и говорят «Спасибо!». Но каждый говорит по-своему.
6. Игра «Кто, как голос подает».
Появляются фотографии животных и звучат соответствующие голоса.
Л. : Корова что делает? (мычит);
кошка что делает? (мяукает) и т. д.
Л. : Очень хорошо, дети!
Вдруг раздается волчий вой.
Л. : Кто это, ребята? (волк). Посмотрите, что случилось: волк так жутко выл и напугал всех наших животных. Они все спрятались, остался один волк. Но мы должны найти их и узнать. Давайте попробуем.
7. Игра «Чей хвост, чья голова, чье туловище, чьи лапы» (образование притяжательных прилагательных).
Появляются картинки с частями тела животных, выглядывающих из-за какого-либо предмета.
Л. : Это чей хвост? (это кошачий хвост) и т. д.
Л. : Молодцы, ребята! Нашли всех животных и вернули их бабушке с дедушкой, а уж они-то не дадут своих друзей в обиду. За это животные благодарны людям и тоже помогают. Давайте посмотрим, какую же пользу домашние животные приносят человеку.
8. Помощь людям (закрепление знаний о пользе домашних животных).
На экране появляются картинки с изображением продуктов производства животных.
Л. : Что дает корова? (корова дает молоко и мясо);
Что дает свинья? (свинья дает мясо и сало);
Что делает собака? (собака охраняет дом человека) и т. д.
Физкультминутка:
Пальчиковая гимнастика «Буренушка»
Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, (Показывают, как доят корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на руках,
Творогу немножечко, начиная с мизинцев, на каждое название
Масло, простоквашки, молочного продукта)
Молока для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят»)
Молоко коровье.
9. Рассказ – описание с опорой на таблицу:
Л. : Ребята, мы с вами узнали много о домашних животных. А теперь давайте придумаем рассказ про кого-нибудь из животных, например про корову. А помогут нам в этом опорные картинки-символы.
На экране появляется таблица с опорными символами.
Сначала рассказ – описание составляет логопед, затем кто-то из детей.
«Корова – это домашнее животное. У нее светло-коричнева шкура с белыми пятнышками. У коровы большая овальная голова. На голове есть большие коричневые уши, острые белые рога, черные глаза и розовый нос. У коровы большое туловище, длинный хвост с метелочкой на конце, четыре ноги и на ногах копыта. Тело ее покрыто короткой шерстью. Корова мычит. Летом она питается травой, а зимой сеном. Корова живет в коровнике. Ее детеныш называется теленок. Корова дает человеку молоко и мясо».
Далее по той же схеме составляется рассказ-описание кошки и собаки.
«Кошка – это домашнее животное. У нее круглая голова, на голове треугольные ушки, большие зеленые глаза и длинные усы. У кошки длинный пушистый хвост и четыре лапы с острыми когтями. Тело ее покрыто густой белой шерстью. Кошка мяукает. Она питается мышками и молочными продуктами. Кошка живет в доме, около людей. Ее детеныш называется котенок. Кошка ловит мышей – так она помогает человеку».
«Собака – это домашнее животное. У нее круглая голова, на голове большие уши, большие черные глаза, черный нос и острые зубы. У собаки короткий хвост и четыре лапы. Тело покрыто густой желтой шерстью. Собака лает. Она питается мясом и любит грызть косточки. Собака живет в конуре. Ее детеныш называется щенок. Собака охраняет жилище человека».
10. Итог занятия :
- О ком мы сегодня говорили?
- Почему эти животные называются домашние?
- Как человек заботится о домашних животных?
- Как благодарят животные человека (какую пользу приносят?