Людмила Баринова
Конспект открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению «Осеннее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать художественно-эстетический вкус и коммуникативные способности у детей через разные виды искусств.
Программное содержание:
- Формировать у детей представление о настроении и способах его выражения в разных видах искусства.
- Уметь различать средства художественной выразительности, используемые авторами для передачи настроения и находить близкие средства выразительности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии.
- Уметь сравнивать контрастные произведения музыкального и изобразительного искусства, близкие по тематике и содержанию.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению „Осеннее настроение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- Формировать умение высказывать об эмоционально-образном содержании музыки, картин, стихотворений.
- Развивать творческие способности с помощью разных видов деятельности.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Материалы к занятию.
Музыкальный: А. Александров "Осень" (1 часть, С. Юдина "осень, ты пришла с букетом", польская народная песня в обработке В. Сибирского "Веселый хоровод"; традиционные и нетрадиционные народные и детские музыкальные инструменты; цветовые карточки "Цвет-настроение".
Изобразительный: картины "Проселок" (А. К. Саврасов, "Тишина" (Ю. С. Подляский, "Золотая осень" (И. С. Остроухов); акварельные краски, гуашь; кисточки, стаканчики для воды; бумага.
Речевой: стихи Ф. Тютчева, А. Жемчужникова.
Ход и методические приемы:
Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на стульчики.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее.
- Всегда ли у вас одинаковое настроение?
Дети. Нет.
- Настроение бывает веселое и грустное. Нас с вами окружает природа. Может ли природа вызвать у человека какое-нибудь состояние, давать ему какие-нибудь ощущения, чувства?
Дети. Да
- Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства - восхищение, радость, легкую грусть, печать, тоску. А какое настроение вызывает у вас осенний день сегодня?
Дети отвечают.
- Осень бывает разная. Какая она бывает в начале?
Дети. Красивая, теплая.
- Да, ранняя осень вызывает у нас радостные чувства. Деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно красивым. Это золотая осень. Сейчас вы послушаете фрагмент знакомой вам песни "Осень, ты пришла с букетом" композитора С. Юдиной.
- Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Покажите это своей карточкой.
дети показывают.
- Почему вы выбрали такой цвет карточки?
Лети отвечают.
- Правильно. Песня светлая, напевная, спокойная и петь ее нужно с легкой грустью.
Дети встают у фортепиано и исполняют песню, затем садятся на стулья.
- Ребята, а бывает осень веселой, радостной?
Дети. Да.
- Когда она бывает веселой и радостной?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель играет фрагмент польской народной песни "Веселый хоровод".
- А какая очень бывает еще и почему?
Дети отвечают.
- Да, листья темнеют, опадают, оголив деревья. Все чаще льют дожди. Как грустно видеть, что природа увядает. Она как-будто готовится к зимнему сну. Кажется усталой и утомленной. Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: истома, нежность, удивление от любования красотой и грусть от того, что красота осени уходит.
- Послушайте, какое настроение передает А. Александров в песне "Осень".
Музыкальный руководитель исполняет композицию.
Дети отвечают.
- Не хотите ли вы теперь сами с помощью разных звуков отразить это настроение?
Исполнение "Осени" А. Александрова на детских музыкальных инструментах.
- Какие звуки природы вы изображали своими инструментами?
Дети отвечают.
- А чем еще можно выразить настроение?
Дети. Цветом.
- Правильно, художники-живописцы используют в своих работах многоцветие красок. Внимательно посмотрите на картины художников (А. К. Саврасов "Проселок", И. С. Остроухов "Золотая осень").
- Какая из этих картин больше подходит по настроению к песне А. Александрова "Осень". Почему?
Дети отвечают.
- Какими красками написал художник свою картину?
Дети отвечают.
- Правильно, картина печальная, грустная, задумчивая, как и песня А. Александрова.
- Послушайте стихи об осени и скажите, которое из них подходит по настроению "Золотая осень". Почему?
Небо холодное - в тучах,
Хмуры лужайки и чащи;
Слышен в березах плачущих
Ветер, уныло гулящий.
А. Жемчужников
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ф. Тютчев
Дети отвечают.
- Правильно, стихотворение Федора Тютчева пронизано светом, спокойной радостью, волшебством так же, как и эта картина.
- А теперь представим себя в осеннем лесу, но не детьми, а осенними листьями, деревьями, ветром, капельками дождя, улетающими птицами, животными.
Дети импровизируют в движениях.
- Кого вы изображали?
Дети отвечают.
- Мы сегодня с вами говорили о настроении. В каких видах искусства и с помощью чего можно его выразить?
Дети. При помощи музыкальных звуков, красок, слов.
- А сейчас мы попробуем изобразить настроение, которое передает мелодия С. Юдиной "Осень, ты пришла с букетом".
- Подумайте, каике цвета красок вы подберете, чтоб передать настроение музыки. Давайте, сначала закроем глаза и попробуем почувствовать то настроение, которое передает композитор.
Музыкальный руководитель проигрывает первую часть мелодии С. Юдиной "Осень, ты пришла с букетом".
Дети рисуют цветовыми пятнами. По окончании работы вместе с педагогом встают в круг. Работы развешиваются на стенд.
- Какое настроение передает С. Юдина в своей музыке.
Дети отвечают.
- Какими цветами вы выразили это настроение?
Дети отвечают.
- Давайте унесем это настроение с собой, и чтобы его сохранить, сделаем в группе коллективные панно.