Светлана Федосеева
Конспект занятия по художественной деятельности «Осенняя березовая роща» (подготовительная к школе группа)
Тема: «Осенняя березовая роща».
Цель: учить давать описание внешнего вида березы и изображать березу на рисунке, по этапное рисование (4 этапа создания березовой рощи – пейзаж).
Задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый, тонкий ствол с черными пятнами; тонкие, гибкие ветви; легкая, зеленая листва);
Публикация «Конспект занятия по художественной деятельности „Осенняя березовая роща“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
обучить способом рисования акварелью с использованием большого количества воды (рисование водой, соединяя цвета, создавая переход из одного цвета в другой цвет.
развивать умения детей рисовать всей кистью (ствол дерева, белая краска - гуашь) не прерывно снизу-вверх;
закреплять умения рисовать всей кистью для изображения листвы, способом прикладывания всей кисти на фоновый листок (используя гуашь желтого и зеленого цвета);
привлечь детей к прорисовыванию мелких деталей в рисунке (прорисовывание черным карандашом веток, точек на стволе, контура ствола);
формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках, и представления детей через загадки и иллюстрации о белоствольной русской березе.
Материалы: иллюстрации и слайды с изображением березы и березовой рощи; листочки сухие или из картона; элементы березы (ствол, ветки, крона); для детей на столах – кисти: тонкая мягкая, жесткая щетинистая; бумага белая формат А4; акварель; гуашь; баночки с водой.
Формы организации детей: индивидуальная (самостоятельная).
Методы и приемы образовательной деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, загадки, изобразительная деятельность, предварительное наблюдение на территории детского сада и исследование в природе.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, читаю загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
- Ребята, что это такое?
Дети: отгадывают загадку, при затруднении помогаю детям наводящими вопросами.
Воспитатель: (вывешивает иллюстрацию или показ слайдов на экране березы).
- Как называют березу в этой загадке?
Дети: русская красавица.
Воспитатель: почему?
Дети: березы растут только на территории России.
Воспитатель: ребята, вы гордитесь тем, что белоствольная красавица растет только у нас?
Ответы детей.
Воспитатель: что в загадке называют белым сарафаном?
Дети: белый ствол.
Воспитатель: (вывешивает на доске элемент березы – белый тонкий ствол с черными пятнами).
- Какими изобразил художник веточки березы?
Дети: тонкие, гибкие, изогнутые, спускающиеся в низ.
Воспитатель: (вывешивает на доске элемент березы – тонкие гибкие ветки).
-Что в загадке у березы называют зеленой кофточкой?
Дети: крона дерева.
Воспитатель: какая березка бывает осенью?
Дети: желтая.
Воспитатель: (вывешивает на доске элемент березы – крона из листьев).
На доске получается из элементов изображение березы.
Воспитатель: читает еще загадку.
Стоит Алена- платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
- О чем идет речь в этой загадке?
Дети: о березе.
Воспитатель: по каким признакам вы догадались, что речь идет о березе?
Дети: платок зеленый – крона, листва; тонкий стан, белый сарафан – тонкий, высокий ствол.
Воспитатель: какое имя дано березе в этой загадке?
Дети: Алена.
Воспитатель: почему березу часто сравнивают с красивой, стройной девушкой?
Дети: она стройная, чистая – белоствольная, зеленая- нарядная, гибкие веточки, опущенные вниз напоминают девичьи косички.
Воспитатель: а почему осенью березку называют золотой?
Дети: она желтого цвета, цвет золота.
Воспитатель: (вывешивает иллюстрацию с изображением березовой рощи, летом и осенью).
- Ребята, посмотрите, как много деревьев на картине. Как называются эти деревья?
Дети: березы.
Воспитатель: а вы знаете, как называется лес, который состоит из берез?
Дети: ответы на вопрос, при затруднении воспитатель помогает.
Воспитатель: лес, состоящий из берез называют – березовая роща.
-Ребята, у меня есть вот такие листочки, возьмите каждый по два листочка. Теперь мы похожи на березки, на березовую рощу.
Воспитатель: Ребята, предлагаю намного поиграть (приглашаю пройти на ковер).
Физкультминутка на ковре:
Вот полянка, а вокруг
Березки выстроились в круг.
(Широким жестом развести руки в стороны.)
Березы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.)
Чок – чок, каблучок!
(Потопать ногами.)
В танце кружится сверчок.
(Покружиться.)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
(Движения руками, как при игре на скрипке.)
Крылья бабочки мелькают –
(Движения руками, как крыльями.)
С муравьем она порхает.
(Покружиться парами.)
Воспитатель: Мы славно отдохнули.
-Ребята, мы должны заботиться о нашей родной природе, о наших березках. Что для это нужно делать?
Дети: отвечают.
Воспитатель: мы можем нарисовать березовую рощу? Как мы это можем сделать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: рисовать мы будем с вами не обычным способом, несколько дней, так как наш пейзаж будет создаваться из 4 этапов.
1. Создание фона – акварелью (ждем пока высохнет);
2. Прорисовывание стволов деревьев гуашью (ждем пока высохнет);
3. Всей кистью, способом прикладывания кисти рисуем листочки (крону дерева, зеленым и желтым цветом;
4. Черным карандашом прорисовываем ветки, контур ствола и пятна на стволе.
Воспитатель: что нам потребуется для работы?
Дети: белые листы бумаги, гуашь, акварель, банка с водой, кисточки, салфетки.
Воспитатель: какой мы будем рисовать русскую березку? Вспомните, из каких элементов состоит береза?
Дети: (обращаются к схеме) высокий белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветви, полупрозрачная крона из зеленых и желтых листьев.
Воспитатель: лист располагаем вертикально или горизонталь, как вы думаете? Почему?
Дети: (ответы детей).
Первый этап:
Воспитатель: определяем цвета, которые понадобится для рисования.
Воспитатель: сегодня начнем с фона (показ приёмов рисования).
Самостоятельную изобразительную деятельность дети выполняют по образцу за воспитателем, который выполняет работу на доске.
(После выполненной работы ждем полного высыхания фона).
Второй этап:
Воспитатель: сегодня начинаем с изображения ствола – высокий, тонкий - рисуем концом мягкой кисточки, белой гуашью (показ рисования ствола березы).
Напоминаю: Рисуем с низу вверх, не отрывая кисть от листка фоновой бумаги. (ждем высыхания стволов).
Третий этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня нам понадобится жёлтой и зеленая краска, для рисования листьев (показ приемов рисования, напоминаю детям, что рисуем всей кистью – приложили кисть и не размазывая убрали…
Воспитатель: -Ребята, что будем изображать следующим по очереди?
Дети: ветви березы.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Но для того, чтобы прорисовывать ветки и пятна ждем высыхания листочков.
Четвертый этап:
Воспитатель: изображаем тонкие гибкие ветви, они от ствола растут вверх, потом плавно закругляются и опускаются вниз. Работаем черным карандашом.
Воспитатель: так же с помощью черного карандаша мы нарисуем черные пятна на стволе березы, располагаем горизонтально.
Воспитатель на протяжении всех этапов работы проходит между столами, осуществляет контроль за выполнением самостоятельной, изобразительной деятельности детей, одобряет за внесение дополнений.
(По окончании работы дети вывешивают свои работы на стенд).
Выставка рисунков детей.
Воспитатель: ребята, как вы считаете, у нас получилась березовая роща?
Дети: да, на каждом рисунке берез много, а не одна.
Воспитатель: вам нравится наши березовые рощи?
Дети: отвечают.
Воспитатель: ребята, какая березка подходит к этой загадке? Почему?
В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы.
Дети: отвечают.
Воспитатель: что было самым трудным при изображении русской березки?
Дети: отвечают
Воспитатель благодарит детей за совместную благотворную работу.