Мария Дудоладова
Конспект осенней прогулки «Деревья осени» в старшей группе
Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым можно выделить среди других деревьев.
Задачи:
- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период;
- Закрепить знания детей о деревьях и листьях;
- Обогащать словарный запас детей;
- Упражнять детей в беге, прыжках;
Публикация «Конспект осенней прогулки „Деревья осени“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Темочки
- Формировать у детей поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада.
Оборудование: Конверт с письмом, срезы деревьев для игры «С кочки на кочку», детские грабли, ведерки, рисунок «Лесовичка», разрезные пазлы.
Предварительная работа с детьми: разучивание стихов, просмотр альбома «Гербарий» (листья деревьев, просмотрели книги с иллюстрациями о временах года, сезонных изменениях.
На прогулке использованы методические приемы: показ, объяснение, игровые приемы, сюрпризный момент.
Структура прогулки содержит :
Вводная часть: Эмоциональный настрой, мотивация предстоящей деятельности при помощи сюрпризного момента
Основная часть:
1. Наблюдение деревьев осенью
2. Загадки.
3. Дидактическая игра «С какого дерева листок?».
4. Дидактическая игра «Найти лишнее».
5. Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги».
6. Индивидуальная работа.
7. Трудовая деятельность «Уборка листьев с скамеек, столов»
8. Самостоятельная игровая деятельность.
9. Заключительная часть.
Ход прогулки.
1. Вводная часть:
Выходим с ребятами на прогулку. На столе лежит письмо.
Воспитатель: Ребята, что это такое? Похоже, что это письмо нам. Давайте его откроем и посмотрим от кого оно? (открываем конверт, в конверте письмо и картинка «Лесовичка», показываю картинку детям)
Воспитатель: Ребята как вы думаете кто это?
Дети: Лесовичок.
Воспитатель: Интересно, что же он нам пишет? Вам интересно?
Дети: Да!
Воспитатель читает письмо: «Дорогие мои ребята, большой вам привет из осеннего леса. В моем лесу становится все краше и краше, потому что осень разукрасила все в золотой цвет. Мне так хотелось показать как здесь красиво и послал для вас фото, но сильный ветер все кусочки фото разнес по воздуху и они приземлились на вашем участке. Соберите все кусочки – пазлы и вы получите замечательное фото на память о моем лесе. Всего доброго до скорых встреч!»
«Лесовичок»
Воспитатель: Ребята, соберем все кусочки фото?
Дети: Да, соберем!
Воспитатель: А соберем мы все кусочки картинки с помощью знакомой игры 12 записок. (собираем пазлы по принципу игры «12 записок», фото состоит из пяти частей)
Воспитатель: Вот мы и собрали все кусочки картины (дети складывают картинку, получается дерево). Ребята, что у нас получилось?
Дети: У нас получилось осеннее дерево?
Воспитатель: Почему вы думаете, что оно осеннее дерево?
Дети: Потому что на улице время года осени, а осенью все деревья желтеют.
Воспитатель: Вот сегодня ребята мы с вами и поговорим как вы уже наверное догадались о деревьях.
Основная часть:
1. Наблюдение деревьев осенью.
Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут на нашем участке?
Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?
Каких цветов бывают осенние листья? Почему они меняют свой цвет?
Ответы детей.
Воспитатель: Все ли деревья изменились (обращаю внимание на ель, у ели нет листьев – значит ель хвойное дерево). Ребята, какие вы еще знаете хвойные деревья?
Дети: Сосна. У сосны иголки длинее чем у ели.
Воспитатель: А остальные деревья как будут называться, если у них листочки?
Дети: Лиственные.
(подводим итог, что деревья могут быть лиственными и хвойными)
Воспитатель: А теперь я хочу загадать вам загадки про деревья.
2. Загадываю загадки про деревья :
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Берёза)
Хоть колюча, а не елка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица …
(Сосна)
Кто на даче у веранды
Носит носиков гирлянды?
В алых листьях ярок он.
Отгадали? Это…
(Клён)
Белые овечки бегают по свечке.
(Верба)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем (Дуб)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета.
В долгожданный летний день
Расцвела в саду …
(Сирень)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем.
(Тополь)
Оно высоко и ветвисто,
Весною зеленеет быстро,
Красивым зацветает цветом,
Украшено плодами летом,
Зимой же голое стоит
И неприглядное на вид.
(Яблоня)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
3. Дидактическая игра на развитие речи «С какого дерева листок?»
С дуба – … дубовый,
С липы - … липовый,
С рябины - … рябиновый,
С тополя - … тополевый,
С осины - … осиновый,
С клена - … кленовый,
С березы - … березовый,
4. Дидактическая игра на логическое мышление «Найти лишнее».
- ель, рябина, тюльпан, клен;
- тополь, береза, шиповник, дуб;
- рябина, яблоня, черемуха, смородина;
- дуб, осина, ель, липа.
Выслушиваю ответы детей, прошу объяснить свой выбор.
5. Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги».
Ребята очень любят эту игру. Играя в неё, дети закрепляют названия деревьев, учатся находить их по внешнему виду на участке, развивают двигательную активность, скорость бега, зрительное внимание и память.
6. Индивидуальная работа. Двое детей выполняют прыжки «С кочки на кочку».
«кочки» - срезы деревьев; развивать ловкость, выносливость, закреплять навыки прыжков в длину, развивать координацию движений.
7. Труд на участке «Уборка листьев с скамеек, столов»
Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:
«Без труда нет добра»,
«Игра игрою, а дело делом».
«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»
По ходу работы поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.
8. Самостоятельная игровая деятельность.
Предлагаю девочкам игру в беседке. Мальчикам предлагаю поиграть в мяч.
9. Заключительная часть.
«зазывалочкой» привлекаю внимание детей:
Эй, девчонки и мальчишки,
Молчуны и шалунишки,
Подбегайте все скорей
Вместе будет веселей!
Воспитатель: Ребята, что сегодня вам из нашей прогулки запомнилось? Какая игра ва понравилась? Что нового вы сегодня узнали для себя?
И хочу ребята, вам небольшое пожелание - когда сегодня пойдете домой понаблюдайте с родителями за деревьями в вечернее время и завтра мне расскажите, что интнресного вы заметили.
(Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду в группу).