Наталья Тюнеева
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованно образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей народной куклы»
Пояснительная записка: занятие проводится в соответствии с инновационной технологией «Музейная педагогика» в рамках проекта «Создание мини-музея народной тряпичной куклы в группе дошкольного образовательного учреждения «Куколки из сундучка».
Цель: Обобщить знания детей о народной кукле через организацию экскурсии для воспитанников старшей группы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные куклы. Конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Экскурсии в музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Задачи:
1. Формировать понятие о музее и его роли в жизни людей. Расширять словарь новыми понятиями: экспонат, музей, экскурсовод, экскурсия.
2. Закрепить знания детей о народной кукле и ее назначении.
3. Расширять представление детей о том, как жили наши предки.
4. Познакомить с профессией экскурсовода. Дать возможность детям побыть в роли экскурсовода. Формировать навык публичного выступления.
5. Воспитывать интерес к культуре своего народа через практическую деятельность, направленную на создание мини-музей в группе дошкольного учреждения.
6. Воспитывать радость и гордость за изделия, созданные своими руками.
7. Воспитывать уважение к народным традициям, к труду взрослых.
8. Развивать память, связную речь, пополнять словарный запас.
Материал: иллюстрации, доска для демонстрации иллюстраций, деревянный сундучок, тряпичные куклы - экспонаты музея, коробочка с подручным материалом, куколки - подарки для гостей, палка с разноцветными лентами для хороводной игры.
Ход мероприятия:
Звучит запись народной музыки «Люленьки, прилетели гуленьки». На столе у воспитателя стоит деревянный сундучок.
Дети старшей группы стоят полукругом у стола лицом к воспитателю. Дети подготовительной группы - тоже полукругом справа и слева от воспитателя.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня мы пригласили вас в гости в нашу группу. У нас есть вот такой интересный сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?
Ответы детей.
Воспитатель:
В сундук я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)
Воспитатель открывает сундучок. В сундучке лежат тряпичные куклы.
Воспитатель достаёт тряпичную куклу.
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, весёлая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
Воспитатель: Это совсем не те куклы, в которые вы привыкли играть. Андрей сейчас расскажет вам, что же в этих куклах особенного.
Андрей подходит к доске и показывает иллюстрации
на которых изображены дом богатого купца и изба крестьянина.
Андрей: Это куклы, в которые играли наши прабабушки. В то далёкое время заводов, которые производили игрушки было мало и фарфоровые куклы в красивых платьях были очень дорогими. Их могли позволить себе купить только очень богатые люди. Но детям бедных крестьян тоже хотелось играть. Тогда они придумали делать куколки из подручного материала - из того, что оказалось «под рукой».
Воспитатель: Арина продолжит.
Арина открывает коробочку и показывает:
лоскуты ткани, нитки, солома, палочки, шишки и т. д.
Арина: А под рукой оказывались маленькие лоскутки ткани, нитки, солома, природный материал. У детей и взрослых была такая богатая фантазия и такие умелые ручки, что они могли сделать куклу из чего угодно. В нашей группе мы создали настоящий музей кукол. Назвали мы его «Куколки из сундучка». В те времена у бедных людей почти совсем не было мебели и все самые ценные вещи они хранили в сундуках, вот как этот, только на много больше. Все куклы мы сделали своими руками.
Воспитатель подходит в уголок, где расположен музей кукол,
достает коробочку с куклой и показывает гостям.
Воспитатель: Храним мы кукол вот в таких коробочках. Это не просто игрушки. Это экспонаты музея, а экспонаты хранятся бережно. В коробочках куклы не запылятся и не испачкаются. Кто из вас бывал когда-нибудь в музее?
Кто может рассказать, что такое музей?
Ответы детей.
Воспитатель: Музей - это место, где люди хранят очень старые и ценные вещи. Эти вещи рассказывают нам о том, как жили наши предки много-много лет назад. Что они носили, из чего ели, каким оружием пользовались, чем занимались. Наш город очень маленький и здесь есть только один музей. Поэтому у нас с вами нет возможности часто ходить в музеи. Мы с ребятами решили создать музей у нас в группе. Это было очень интересно. В музее работают экскурсоводы - это люди, которые знают все экспонаты и могут очень много о них рассказать. В нашем маленьком музее экскурсоводами будут наши ребята и сейчас они покажут вам экспонаты нашего музея, расскажут о них и даже дадут посмотреть и подержать в руках, чего в настоящих музеях делать нельзя.
Ребенок:
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём этих кукол в руки –
Оживают истории звуки.
Воспитанники подготовительной группы подходят к воспитателю
и берут по одной кукле и встают в ряд. Затем поочереди рассказывают про куклу, что держат в руках.
Ребенок: Эта кукла называется Пеленашка. По внешнему виду Пеленашка напоминает ребенка которого туго спеленали и уложили спать. B древние времена люди верили, что кукла Пеленашка защищала малыша от болезней. Для создания куклы бралась ткань c одежды матери или отца. Cчитaлocь, что таким oбpaзoм кукла пoлучaла cилу родителей нa зaщиту ребенка.
Ребенок: Эта кукла называется Десятиручка. Она помощница в хозяйстве. Народная кукла имеет 10 ручек, благодаря которым любое дело будет выполнено в срок и качественно. Куколку дарили молодой хозяйке во время свадьбы, чтобы все у неё спорилось и времени хватало на все дела.
Ребенок: Эта кукла называется Крупеничка. Это кукла-мешочек. Может кто-то догадается что у неё в мешочке?
Ответы детей. Потом ребёнок подносит куклу к гостям и
даёт потрогать, а те пытаются отгадать, что у неё внутри.
«Крупеничка» – это тряпичная кукла символ сытости и достатка в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили. Весной куклу разбирали, зерно использовали, а осенью изготавливали новую куклу, заполняя ее зерном нового урожая. Обычно Крупеничку наполняли гречихой, которая символизировала сытость и богатство. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.
Ребенок: Этот экспонат называется Кукла в сарафане. Древние игрушки были не только забавой, но и первыми учителями для детей. С их помощью девочки учились рукоделию: шить, вязать, мастерить. Чем наряднее кукла и чем больше у неё «приданного», тем больше почёта и уважения её хозяйке. Ведь все наряды она сделала своими руками.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Дети старшей и подготовительной группы идут с воспитателем в свободную зону.
Игра-хоровод
«Еле-еле, еле-еле, закружились карусели»
Взрослый держит палку, к которой приделаны разноцветные ленты. Каждый ребёнок берет одну ленту в руку. Дети бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Давайте вернёмся в наш музей и посмотрим, какие ещё куколки есть в нашем маленьком музее.
Ребё нок: Эта кукла называется Мартеничка. Эти куколки из ниток. Белая куколка символизирует зиму, красная – весну. Использовались для привлечения весны и для защиты. Куколок создают 1 марта. Мартенички дарятся родным как пожелание добра и здоровья. Вплетаются в косы и вешаются на одежду для защиты. Таких куколок развешивают нa плодовых деревьях как символ плодородия.
Такие куколки висят на поясе у воспитанников
подготовительной группы.
Ребенок: Эта кукла называется Кувадка. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Люди верили, что эта куколка защищает малыша.
Ребенок: Эта кукла называется Кукла-Бабочка. Куклу-Бабочку подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Наши прабабушки и прадедушки верили, что кукла Бабочка оберегает сон и спокойствие ребенка. Кукла – игровая, её могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Куклу-бабочку можно повесить в оконную нишу, дверной проем. Из нескольких бабочек получится красивый хоровод.
Ребенок: Эта кукла называется Барыня с косой. Эта кукла показывает отношения в семье. Кукла является символом самой «старшей» женщины в семье, которая за все отвечала и распределяла обязанности. «Старшая» она не потому что самая «старая», а потому что самая «главная». «Старшую» женщину слушались и уважали все члены семьи, прислушивались к её советам. Ещё её называли «Барыня-Ладушка», потому что она отвечала за лад в семье.
Физкультминутка
«Кукла»
Кукла в гости собиралась, (Маршируют)
Кукла в платье наряжалась. (Движение рук от груди вниз в стороны)
Туфли новые надела, (Имитируют надевание туфелек)
Долго в зеркальце глядела.
Открытые ладошки перед лицом
Причесалась не спеша, (Имитируют причёсывание)
До чего же хороша! (Хлопают в ладоши)
Бусы новые надела, (Имитируют надевание бус)
Застегнула неумело (Грозят пальчиком)
Разбежались бусы вскачь, (Руки от груди в стороны, одновременно перебирают пальчиками рук)
Тише, куколка, не плачь. (Жест «тихо»)
Воспитатель: Вот такие замечательные куклы сделали наши ребята вместе со своими родителями. Вам ребята сейчас рассказали, что в куклы не только играли, но и считали их своими помощниками. Поэтому наши предки к игрушкам относились очень бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики и сундуки.
Пальчиковая гимнастика
«Тряпичные куклы»
С нами ты уже знакома (руки согнуты в локтях перед собой, ладони вверх; сжимание и разжимание кулачков, растопырив пальцы)
Мы из ярких лоскутков: (хлопки ладонями с усилием)
Людям помогаем (похлопывание ладонями по груди)
И оберегаем. (обнимают себя обеими руками)
Кукла Кувадка, кукла Кубышка,
Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка. (загибают поочерёдно пальцы на левой руке пальцами правой руки)
Кукол в корзинку мы соберём (ладони соединены, раскрыты «корытцем»)
И на полку в музей отнесём. (ладони соединены, раскрыты вверх)
Воспитатель и воспитанники подготовительной группы относят кукол в музей и бережно укладывают их в коробочки.
Воспитатель: Мы очень рады, что вы пришли к нам в музей и решили подарить вам вот такие куколки.
Воспитатель показывает на куколок, которые висят на поясе у детей подготовительной группы. Воспитанники подготовительной группы
снимают свою куколку с пояса и дарят их детям старшей группы.
Воспитатель:
Вам понравился наш маленький музей народных кукол?
Какая куколка вам понравилась больше всего?
Хотели бы вы сами делать таких кукол?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда мы сделаем новых кукол в наш музей, то снова вас пригласим в гости. До свидания, ребята.