Наталья Хателишвили
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о хвойных деревьях.
Задачи:
1. Образовательная : расширять понятие о хвойных деревьях — ели и сосне, их сходстве и различии. Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны. Обогащать активный словарь.
2. Развивающая: развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с природой» размещена в разделах
3. Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе, стремление сохранить окружающий мир, умение видеть красоту природы. Учить бережно, относиться к лесу, растущим деревьям.
4. Коррекционная: Формирование лексико-грамматических категорий по теме. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
Словарь:
Существительные (предметы) : сосна, ель, кедр, пихта, хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор.
Слова-признаки: хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…
Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная.
Материал и оборудование: иллюстрации, шишки (ель, сосна, еловая и сосновая ветка.
Ход организованной образовательной деятельности :
1. Мотивация к деятельности
Не у всех деревьев есть листья. Есть такие деревья, которым трепет листьев незнаком, и они не шепчутся тайком. Это удивительные деревья с необыкновенными листьями, в которых спрятано много тайн. У некоторых листья имеют форму игл. Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Угадайте названия этих деревьев.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
2. Планирование действий
-Кто из вас догадался, почему я ель и сосну назвала удивительными деревьями?
-Можно ли назвать их лиственными древесными растениями?
- Почему ель, сосну называют хвойными деревьями? Что такое хвоя?»
-Как вы думаете, дети, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья (сосна, ель) стоят зелеными?
Выслушав ответы детей, педагог обращает их внимание на приспособление древесных растений к среде обитания: хвоя ели и сосны живет на дереве несколько лет, и лишь постепенно заменяется новыми хвоинками.
-Кто догадался, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными? (Хвоя меняется постепенно).
3. Осуществление действий
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.
Физминутка «Наша ёлка»
Наша ёлка высока, (сжимают и разжимают пальцы)
Достаёт до потолка. (Поднимают руки вверх и тянутся)
А на ней висят игрушки (подтягивают руки вперёд, ладонями вверх)
От подставки до макушки. (Руки поднимают кверху, делают повороты кистями рук.)
Логопед: Ребята, давайте с вами рассмотрим картинки и сравнить сосну и ель.
Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные. У ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две. Шишки у ели вытянутые, узкие, длинные, сосновые – округлые.
Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый; у сосны медно-красный, более светлый. По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые; у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
4. Рефлексия
-Какие виды деревьев вы знаете? Почему деревья называются лиственными и хвойными?
-Назовите хвойные деревья. Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете?
-Какую пользу они приносят? Какие вещи люди научились делать из древесины?
-Почему нужно относиться к деревьям бережно?
-Назови свое любимое хвойное дерево.