МААМ-картинки

Конспект организованной образовательной деятельности «Башкирская юрта» в средней группе

Танзиля Шакирова
Конспект организованной образовательной деятельности «Башкирская юрта» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 «Радуга» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе

«Башкирская юрта»

Воспитатель: Шакирова Танзиля Рафаэльевна

Белебей, 2025г.

Цель: формирование представления детей о юрте - жилище башкир.

Задачи:

Образовательные:

Темочки:

Познакомить детей с особенностями быта башкир, с юртой (ее устройством, особенностями интерьера, со спецификой оформления); Закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления юрты.

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях республики Башкортостан;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к традициям башкирского народа, к башкирскому народному творчеству, уважение к традициям других народов; Воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, как называется наша республика? (Ответ детей)

-Ребята, послушайте стихотворение.

Башкирия, родимый край.

Здесь слышно, как поёт курай.

Леса и степи и поля

Богата недрами земля.

Гордимся родиной своей —

Она для нас всего родней!

(Бедыс Ульяна)

-А мы, ребята, счастливые люди, мы живем в этом чудесном краю, в республике Башкортостан.

- Коренные жители республики Башкортостан – башкиры. Издавна башкиры занимались скотоводством (разведением скота).

- За животными нужно ухаживать, кормить их свежей и сочной травой, поить чистой водой. Чтобы найти луга и поля с такой травой, башкирам всей семьей приходилось переезжать с места на место, поэтому башкирский народ вел кочевой образ жизни. Чтобы постоянно не строить новые дома на новом месте, у людей были легкие, прочные, переносные и очень удобные дома. Скажите, как назывался этот дом? (Ответы детей)

Эти дома назывались – тирмэ, что в переводе с башкирского языка означает юрта.

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».

Игра «Юрта»

Воспитатель: А вот теперь мы пройдем в юрту и послушаем о ее устройстве и внутреннем убранстве.

Юрта согревала людей в морозные зимние дни и ночи, укрывала от ливневых дождей, спасала от летнего зноя и пронизывающих ветров.

Юрта имела три уровня: пол (олицетворял Землю, куполообразную крышу

(олицетворение неба, внутреннюю часть (воздух)

Юрты башкиры сооружали из шерсти, дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. В центре жилища был очаг, над ним — дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, чепраки.

Все предметы внутри юрты расположены по определенным правилам. Занавес (шаршау) разделяла юрту на две части: мужскую и женскую.

- Ребята, а как вы думаете, что находилось в женской половине?

- Молодцы! Правильно.

Правая, меньшая часть, была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, кухонная утварь, «турсуки» с крупами и припасами Ближе к центру подвешивалась люлька для младенца. Кухонные принадлежности: деревянные половинки, ковши, тоже развешивались на стенах.

- Напротив входа в юрту или чуть левее центра стоял сундук. На нем аккуратно сложена постель и подушки, поверху украшенная накидкой – сэлтэр.

- Левая часть была для мужчин — гостевая. Мужская половина была украшена более ярко и богато: начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой высились аккуратно сложенные одеяла,

подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей. Напротив выхода развешивалось оружие: сабли, лук и стрелы, кинжалы.

В гостевой половине юрты всегда стоял накрытый скатертью бочонок с кумысом. Вокруг бочонка расставлялись чаши для питья кумыса.

Все предметы быта башкир – сундуки, подставки, колыбели, посудные полки выполнены из дерева.

Сон в юрте был здоровым и целебным. Куполообразная ее

форма, а также войлочное окружение способствовали этому. Основными цветами, преобладающими в интерьере башкирской юрты (тирмэ) были красный, зеленый, желтый и черный.

А теперь давайте вспомним:

1) Как назывались переносные дома у башкир?

2) Какой формы была юрта?

3) Как в переводе на башкирский язык будет «юрта»?

4) На какие части делилась юрта?

5) Чем покрывалась юрта?

6) Как располагались предметы внутри юрты?

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы «Большое путешествие» Задачи: Образовательные: Продолжать формировать связную речь детей. Используя технологии развития речи, учить детей рассказывать, описывать.

Конспект организованной образовательной деятельности «Осеннее деревце для мамочки» из природного материала в средней группеКонспект организованной образовательной деятельности «Осеннее деревце для мамочки» из природного материала в средней группе Цель: Формирование изобразительных умений и навыков, укрепление здоровья детей. Задачи: Формировать навык работы с природным.

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Фруктовый компот для кота Леопольда»Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Фруктовый компот для кота Леопольда» Тема: «Фруктовый компот» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Программное содержание: Продолжать знакомить детей.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Башкирская юрта» в средней группе
Опубликовано: 20 января 2025 в 22:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности «Башкирская юрта» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Танзиля Шакирова (УИ 289393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД