Анна Кротова
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Прогулка по Кремлю»
▼ Скачать + Заказать документы
Неподалеку от озера Ильмень
Великий и гордый город стоит
Он символ истории, Родины нашей,
Он в сердце России духовность хранит.
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о Новгородском Кремле, его истории, достопримечательностях.
2. Расширить словарный запас детей:
( названия: Кремль, Детинец, герб, памятник, достопримечательности, церковь, храм, собор, музей, Софийский собор, Часозвоня, Софийская звонница, Краеведческий музей и пр.)
3. Способствовать развитию связной речи.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе „Прогулка по Кремлю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
4. Воспитывать любовь к родному городу, его жителям, желание заботиться о городе, поддерживать чистоту и порядок.
5. Развивать фиксацию взора, упражнять в узнавании контурных и силуэтных изображений.
6. Развивать слуховое восприятие и внимание.
7. Развивать мелкую моторику рук.
8. Закрепить умение ходить по ограниченной плоскости.
Предварительная работа.
1. Целевые прогулки по близлежащим улицам, в Кремль.
2. Беседы о достопримечательностях.
3. Беседы об истории и легендах города.
4. Рассматривание фотографий «Улицы родного города», «Достопримечательности родного города».
5. Изготовление макета Новгородского Кремля.
Использование средств ИКТ: проектор, экран, ноутбук, презентация «Прогулка по Кремлю».
Методические материалы и разработки: фотографии, иллюстрации, открытки с видами Великого Новгорода, достопримечательностями, макет Новгородского Кремля, герб города, карта России, карта Великого Новгорода, кукла мальчик Онфим, сухой бассейн (фасоль, ваза, цветы, карта Кремля с маршрутом, колокольчики, берестяные изделия, изделия из дерева, вышивки, Новгородский традиционный костюм.
Ход ООД:
1.- Ребята, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей). Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Россия - это наша Родина. А как называют жителей нашей страны? (ответы детей).
- Что означают слова Родина и малая Родина? (ответы детей). Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.
- Как называется наш город? (Великий Новгород). А как Вы думаете, почему наш город назван Новгородом? Есть ли у этого слова какое-то значение? Что было до нашего города? (ответы детей).
Новгород – значит «новый город». Исторически предшественником Новгорода было Городище -холм, находящийся неподалёку от истока реки Волхов, чуть выше Новгорода. Слово «Городище» в древнерусском языке означало «заброшенный город». Городище еще называли Рюриковым городищем, так как здесь когда-то жил князь Рюрик. Городище и есть тот самый «старый город», по отношению к которому более поздняя крепость получила название Новгород.
- Если вы родились и живете в городе Великом Новгороде - значит это и есть ваша малая родина. А как же называются жители Великого Новгорода? (новгородцы). Значит, мы с Вами – новгородцы.
- Ребята, а как Вы думаете, почему я сегодня так оделась? Многие ли так одеваются среди Ваших знакомых? (ответы детей).
- Оказывается, в давние времена новгородки не носили джинсы, футболки, короткие юбки, платья, а одевались совсем иначе, одежды были длинные в пол: сарафан, длинная рубашка, платок на голову.
- Хотите узнать, куда мы сегодня с Вами отправимся? Ребята, я предлагаю Вам совершить путешествие, но путешествие это будет не совсем обычное: мы отправимся в самую центральную часть нашего родного города, можно сказать, попадем в сердце Великого Новгорода. Может быть, кто-то уже догадался, куда нам предстоит сегодня отправиться? Верно, сегодня мы с Вами побываем в Кремле, окунемся в историю нашего города, немножко побудем исследователями … А я буду вашим помощником и проводником, надеюсь, Вы будете мне помогать. Итак - в путь!
- Давайте вспомним, как же люди узнали о прошлом города, о том каким он был много лет назад, какие были люди, как одевались, чем занимались? (ответы детей).
- Действительно, ученые-археологи в городе проводят раскопки, в результате которых находят различные предметы, объекты, осколки посуды, обрывки одежды, монеты, постройки, которые помогают нам узнать про далекую жизнь предков.
• «В поисках истории» (раскопки)
- И я Вам предлагаю представить себя археологами, поучаствовать в своего рода раскопках, может быть, и Вам удастся обнаружить что-то необычное. (Находят берестяные грамоты, изделия, глиняные горшочки, украшения, в том числе находят карту).
- Итак, мы продолжаем наше путешествие, но теперь будем следовать по маршруту, указанному на карте.
- Раньше, когда произносили слово «город», все без исключения представляли себе крепость, потому что словом «город» в то время обозначали такое поселение, которое имело ограду, крепкую стену - крепость, окружал которую ров. В такой неприступной крепости жителям легче было отражать вражеские нападения, укрываться от неприятеля. Наш город не исключение, он то же был крепостью, а крепость эта называлась ДЕТИНЕЦ, чтобы туда попасть, нам необходимо преодолеть ров.
• Переходим по дорожкам «через ров» попадаем в Кремль.
Наш город славный и красивый, прежде чем мы пройдем дальше, давайте соберем букет красивых слов для нашего родного города. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу. Подарим Новгороду красивые слова. Итак, какой же наш Новгород? (ответы детей).
• Д/и «Букет красивых слов». (Слайд 2)
(Древний, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, снежный, большой, добрый, любимый, милый, доброжелательный, гостеприимный и др.).
- Как много красивых слов Вы знаете о нашем городе! Вот какой красивый букет у нас получился.
У каждого города есть свой отличительный знак, своя эмблема, на которой изображены предметы, символизирующие город. У нашего города то же есть своя эмблема. Как называется такая эмблема? (ответы детей). Верно, это герб города. Чтобы справиться со следующим испытанием – необходимо разделиться на команды и составить герб нашего города из элементов. (Каждый ребенок берет номерок 1 или 2, встает на стартовую черту в свою команду. В коробке - элементы герба, на доске лист по форме герба, каждый подбегает приклеивает элемент).
• д/и «Собери герб Великого Новгорода».
По памяти дети собирают герб города, далее сверяются работы команд с образцом. (Слайд 3).
- Молодцы, Вы справились с этим заданием, как истинные новгородцы знаете, что представляет из себя герб города. А кто помнит, что обозначают эти символы? (ответы детей).
Символы герба: свечи – святость Новгорода, медведи -сила Новгорода, рыбы – богатство Новгорода, трон – власть.
- Ну что ж проследуем далее, куда указывает карта.
- А впереди у нас еще одно испытание.
• д/и «Угадай силуэт». (Слайды 4, 5, 6)
- Что это за картинки? Что-то напоминают очень знакомое? Где-то я их уже видела? Может, кто-то уже догадался и узнал, что за контуры тут нарисованы? (ответы детей).
- Действительно, это башни Кремля, Святая София, Софийская звонница.
- Следующее задание: к каждому контурному изображению необходимо подобрать подходящее силуэтное изображение.
- Что ж, молодцы, щелкаете задания, как орешки.
Но время идет, и нас ждут новые испытания.
• д/и «Живой Кремль». (Слайд 7)
- А теперь давайте вспомним макет Кремля, который мы с Вами делали, предлагаю каждому взять деревянные формы башен, Софийского Собора, Часозвони, Софийской звонницы, памятника тысячелетия России и собраться в хоровод в виде Кремлевского ансамбля. Каждая башня пронумерована, будьте внимательны, вставайте строго по порядку своего номера, в центре Кремля – располагаются Святая София, Часозвоня, Софийская звонница, памятник Тысячелетия. Итак, время бежит, не ждет… Переворачиваем песочные часы.
- Молодцы, отличная работа! Едва ли отличишь от оригинала, все башни на местах, никаких огрехов в историческом образе.
- Проследуем дальше по намеченному маршруту, что показывает карта?
- Вот мы и у стен Великой Святой Софии, это один из древнейших храмов России. Когда-то в стародавние времена здесь хранилась казна города, располагалась древнейшая библиотека. София – это сердце Кремля, да и всей Новгородской земли.
• д/и Загадка Софии. (Слайд 8)
- А вот, собственно и задание: среди предложенных силуэтов выбрать тот, который имеет непосредственное отношение к Софийскому собору. (Силуэт голубя).
- Верно, на центральном золотом куполе - крест, увенчанный фигурой голубя, символом Святого духа. Возможно, кто-то знает легенду, связанный с этим символом? (ответы детей)
По легенде, птица, севшая на крест в 1570 году во время погрома Новгорода опричниками Ивана Грозного окаменела от ужаса. С тех пор голубь на куполе Святой Софии стал своеобразным хранителем города : пока он не слетит с креста, Великий Новгород будет жить!
- Неподалеку от Софийского собора располагается Софийская звонница, а рядом с ней на постаменте установлены древнейшие колокола. (Слайды 9, 10)
- И следующее испытание будет музыкальным: из предложенных музыкальных отрывков выбрать исключительно те, в которых звучит колокол или колокольчики и ответить ему своим колокольчиком. Если звучит другой музыкальный инструмент, то ребята не отвечают ему, пропускают наигрыш.
• д/и «Музыкальные ловушки». (Слайд 11)
(Дети берут колокольчики и слушают нарезку мелодий).
- Молодцы, слух музыкальный Вас не подвел, все верно отгадали, в ловушку не попали.
• д/и «Что есть в Кремле?» (Слайд 12)
- Предлагаю каждому поучаствовать: вспомнить и повторить достопримечательности Кремля. Педагог бросает мячик, дети называют достопримечательности, памятники.
- А вот мы приблизились и к ключевому месту, где раскрываются секреты и загадки истории, где мы можем познакомиться с древним находками, с теми событиями, которые происходили в былые времена на нашей родной земле. Что же это? Возможно, кто-то уже догадался? (ответы детей) (Слайд 13)
- Конечно же это музей. И тот, кто хочет узнать больше про город, в котором родился и живет, непременно посетит его, ведь там Вас ждут новые еще более интересные открытия.
- А наше путешествие подходит к концу. Но что же это за короб такой? Из чего он, может кто-то знает? (из бересты) А с какого дерева береста? Что же внутри? Заглянем? Что это, ребята? (кусочки бересты и писало). Кто же оставил его здесь? Ой, да это же мальчик Онфим, который жил давно-давно в Великом Новгороде, его послания на бересте были обнаружены во время раскопок. Что за послания? (ответы детей).
• «Послание Онфиму» (Слайды 14,15)
- Кажется, Онфим хочет, чтобы и мы на мгновение прикоснулись к истории и написали свои послания. Что напишем? Думаю, мы могли бы познакомиться, преодолев целые столетия, давайте каждый напишет свое имя на бересте с помощью палочки-писала. (Дети выводят свои имена на бересте, одевают берестяной браслетик с именем на руку).
- Ну вот и все, наше путешествие закончилось, но впереди еще много неизведанного и много новых открытий. Где же мы сегодня с Вами побывали? Что Вам запомнилось? Ребята, как думаете, что можем сделать мы для нашего родного города, чтобы он всегда оставался таким красивым, уютным?
Если есть тайны в истории города,
Мы постараемся их разгадать,
Мы все услышим, увидим, потрогаем
И попытаемся нарисовать.
Башни Детинца, Святую Софию,
Церкви, музеи, монастыри…
Город Великий,
Ты - гордость России,
Мы обещаем тебя сохранить. (Слайды 16, 17)
Ребята, любите и берегите наш город!