Елена Кондракова
Конспект организованной образовательной деятельности «Портфель знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Речевое развитие
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное-эстетическое развитие»
Тип занятия: итоговое, интегрированное занятие
Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: Обобщить знания, умения, навыки детей, полученные в течение года.
Задачи:
Образовательные :
- обобщать представления детей о школе и школьных принадлежностях;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Портфель знаний“» размещена в разделах
- расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности» (школа, школьник, учитель, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, дневник, ручка, карандаш, линейка, краски, кисть, альбом, ранец, парта; учиться, читать, писать, читать, рисовать, прыгать, бегать, дружить; первый, школьный, дружный);
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчиненных предложений, предложений с противопоставлением);
- автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей;
- развивать связную речь;
- развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, логическое мышление, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Материал и оборудование: альбом, тетрадь, ручка, ластик, пенал, карандаш, ранец, букварь, иллюстрации школьных принадлежностей, карточки – противоположности, мольберт, картина «На уроке» из альбома «Мамы всякие нужны», таблица для составления загадки, мультимедийная презентация «Четвертый лишний».
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме «Школа. Школьные принадлежности», разучивания стихотворений с помощью мнемо- таблиц, разучивание текста пальчиковой гимнастики «Портфель», подвижного упражнения «Буратино».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнемся, поприветствуем наших гостей, как мы умеем: губками, глазками, бровками. Мы с вами добрые, веселые и очень красивые, такие же, как наши гости. А самое главное умные, внимательные и сообразительные, ведь совсем скоро вы пойдете в школу.
А что такое школа?
Ребенок: Школа – это место (здание, где учатся дети.
Воспитатель: Ребята, чем отличается жизнь дошкольника от жизни школьника (школа от детского сада?
Дети: В садике дети спят, а в школе нет.
В садике играют, а в школе учатся.
В садике работает воспитатель, а в школе - учитель.
В садике занятия, а в школе – уроки.
В садике детей называют «воспитанниками», а в школе – «учениками».
В детском саду оценки не ставят, а в школе – ставят.
У нас столы, а в школе парты.
У нас групповая комната, а в школе – класс.
(сотрудник детского сада приносит в группу портфель. Сотрудник: Кто оставил портфель? Чей это портфель? Меня попросили его передать в вашу группу.» Отдает портфель воспитателю)
Воспитатель: Ребята, интересно, кто принес к нам в группу этот портфель?
Воспитатель слушает предположения детей.
Воспитатель: Что может быть в портфеле?
Дети: школьные принадлежности.
Воспитатель: что же такое школьные принадлежности?
Дети: Школьные принадлежности – это предметы, которые нужны школьнику для учебы (для выполнения уроков).
Воспитатель: Какие школьные принадлежности вы знаете?
Дети: тетрадь, пенал, линейки, ручки, карандаши, краски, ластики, клей, ножницы, пластилин.
Игра «Для чего нужны?» (Дети берут картинку и отвечают на вопрос)
Дети: Ластик нужен для того, чтобы стирать им ненужное.
Ручка нужна для того, чтобы ей писать.
Портфель (ранец) нужен для того, чтобы носить в нем школьные принадлежности.
Карандаш нужен для того, чтобы рисовать.
Дневник нужен для того, чтобы записывать домашнее задание.
Пенал нужен для того, чтобы в нем носить ручки и карандаши.
Линейка нужна для того, чтобы ей чертить прямые линии.
Краски нужны для того, чтобы ими рисовать.
Альбом нужен для того, чтобы в нем рисовать.
Дневник нужен для того, чтобы записывать домашнее задание.
Воспитатель: Откроем портфель?
Дети : Да.
Открываем портфель.
Воспитатель: Никаких принадлежностей нет. А с пустым портфелем можно ходить в школу?
Дети: Нет.
Воспитатель: А кто может ходить в школу с пустым портфелем?
Дети: Лентяй, двоечник, ребёнок, который не хочет учиться.
Воспитатель: Здесь, какая то записка.
Сообщение: «Здравствуйте, ребята! В этом году, я, как и вы собираюсь идти в школу. Мой папа Карло продал свой пиджак и купил мне новый портфель. Но для обучения в школе одного только портфеля недостаточно. Нужны еще школьные принадлежности. Где же мне их взять? У моего папы Карло совсем нет денег. Значит, меня не возьмут в школу?»
Воспитатель: Вы догадались, чей это портфель?
Дети : Буратино.
Воспитатель: Как догадались?
Дети: В сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»
Воспитатель: Кто автор?
Дети: Алексей Николаевич Толстой.
Воспитатель: Очень жаль Буратино. Как же ему можно помочь?
Ответы детей: Купить школьные принадлежности. Принести из дома.
Воспитатель: Ребята, а я знаю мы будем собирать портфель для Буратино, выполняя задания, которые находятся в портфеле. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать предмет из школьных принадлежностей. Что же мы поместим в порфель?
Воспитатель: для нас есть подсказка, это мнемо-таблица в которой зашифрованы те школьные принадлежности, которые, мы будем класть в портфель Буратино
Заучивание стихотворения по мнемо-таблице.
Семь ночей и дней в неделе
Пять вещей у нас в портфеле.
Ручка есть, чтобы писать,
И зелёная тетрадь
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно.
Есть в пенале
карандаш,
И букварь- приятель наш.
Воспитатель: Чтобы получить ручку, нужно выполнить задание.
Игра «Наоборот» (1 задание) (два стола)
Воспитатель: Чтобы выполнить это задание нужно разделиться на две команды. (Дети делятся на две команды)
У каждой команды на столе лежат картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки. Каждая команда поочередно показывает свои картинки с противоположным значением, а другая команда в ответ находит ей подходящую пару и называет ее.
Уголь черный – мел белый
Перо легкое – гантели тяжелые
У зайца уши длинные – у кошки короткие
Слон большой – мышка маленькая
Книга толстая – тетрадь тонкая
Река широкая – ручей узкий
Куст низкий – дерево высокое
Камень твердый – подушка мягкая
Мороженое холодное – чай горячий
Корзина пустая – ящик полный
Девочка сухая – мальчик мокрый
Волшебница добрая – баба яга злая
Воспитатель: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем получить ручку. (Воспитатель предлагает одному из детей положить ручку в портфель).
Воспитатель: Ребята, какой следующий предмет?
Дети: Тетрадь.
Игра «Опиши предмет»
Я вам предлагаю представить составить небольшой рассказ, используя схему.
Вы достаете любой предмет из мешочка, и рассказываете о нем по схеме.
Давайте ее разберем (объяснение по схеме) : что это за предмет, его друзья, что ему может нравиться, что ему может не нравиться.
Тетрадь
Я - тетрадь. У меня есть друзья: ручка, карандаш, ластик. Я люблю, когда на меня надевают красивую обложку. Когда дети красиво и чисто пишут. И не люблю, когда мнут и рвут мои листочки.
Карандаш
Я - карандаш. Мои друзья: пенал, ластик, линейка. Мне нравится рисовать, чертить разные линии. И не нравиться, когда люди берут точилки, и начинают меня точить, ведь от этого с каждым разом я становлюсь все меньше и меньше.
Пенал
Я - пенал. Мои друзья: ручка, карандаш, линейка, ластик. Мне нравится, когда все мои друзья находятся на своих местах. Мне становится скучно, когда я без друзей и мне это не нравится.
Ластик
Я - ластик. Мои друзья: карандаш, альбом. Мне нравится помогать карандашу. Если карандаш что-то не правильно напишет, то я могу исправить. Если мной часто стирать, то я становлюсь маленький, и мне это не нравится.
Ручка
Я – ручка. Мои друзья: пенал, карандаш, тетрадь. Мне очень нравится писать. И не нравится, когда меня теряют, ломают, и когда заканчиваются чернила я становлюсь не нужной.
Воспитатель: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем купить тетрадь. (Ребенок берет в магазине тетрадь и кладет ее в портфель).
Воспитатель: Какой следующий предмет?
То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка! (резинка-стерка)
Игра «Хорошо - плохо»
(3 задание)
Воспитатель: Тот, кто наденет «черную шляпу» расскажет, какие недостатки есть у школы, а тот, кто наденет «белую шляпу» расскажет, что хорошего они знают о школе.
«Хорошо» «Плохо»
В школе учат писать, читать. В школе есть экзамены.
В школе получаешь знания. В школе можно получить двойку.
В школе много друзей. Нужно делать уроки.
В школе веселые переменки. В школу рано вставать.
В школе не надо спать. Уроков задают много.
В школе получаешь пятерки. Если школа далеко, нужно ездить каждый день на автобусе.
В школе есть каникулы. Учитель ругает, если не выполнил домашнюю работу.
Воспитатель: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем взять резинку. (Ребенок берет резинку и кладет ее в портфель).
Воспитатель: Ребята, в школе после каждого урока есть время для отдыха, которое называется?. (перемена)
А как же ученики узнают, когда начинается и заканчивается перемена? (звенит звонок). Предлагаю немного отдохнуть.
(Звенит звонок)
Физминутка «Буратино» (под музыку)
Буратино
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Какой следующий предмет?
На коробку я похож, ручки ты в меня кладешь.
Ты меня узнал? Ну, конечно, я …. (пенал)
Упражнение «Четвертый лишний»
(4 задание)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами несколько предметов. Найдите лишний и объясните свой выбор.
Кукла, тетради, карандаш, ластик.
Блузка, платье, туфли, юбка.
Учитель, штукатур, каменщик, маляр.
Воспитатель: Внимание! Меняю правило игры. Посмотрите на экран. Вы видите картинки с изображением четырех объектов : помидора, банана, яблока, апельсина. Пусть лишним будет каждый из них по очереди.
Лишний - помидор. Почему?
Дети: Помидор – овощ, а остальные объекты – фрукты.
Воспитатель: Лишний – банан. Почему?
Дети: Банан - продолговатый, а остальные объекты круглой формы.
Воспитатель: Лишний апельсин – почему?
Дети: Его можно разделить на дольки без ножа, а остальные объекты нельзя.
Воспитатель: Лишнее яблоко – почему?
Дети: Яблоко хрустит, когда его откусывают, а остальные объекты мягкие.
Воспитатель: Вы все отлично справились с заданием.
Теперь мы можем купить ручку. (Ребенок берет в магазине пенал и кладет его в портфель).
Воспитатель: Какой следующий предмет?
Если ты его отточишь, нарисуешь все что хочешь. (карандаш)
Воспитатель: Ребята, назовите профессию человека, который учит детей в школе?
Дети: В школе детей учит учитель.
Воспитатель: А какой должен быть учитель?
Дети: Строгий, талантливый, умный, любящий детей, ответственный, культурный, красивый, добрый.
Воспитатель : А для того, чтобы нам получить следующий предмет, нужно составить рассказ о профессии – учитель. Вам поможет вот эта схема. Посмотрите на картину (картина «Учитель»)
«Составь рассказ о профессии – учитель»
(6 задание)
Алгоритм для составления рассказа о профессии:
Кто это? (Это учитель)
Где работает? (Он работает в школе)
Что делает? (Учитель учит детей писать, читать, считать, слушать, отвечать)
Что нужно для работы? (Для работы ей нужны книги, доска, мел, указка, журнал, компьютер)
Ребенок: Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей писать, читать, считать, слушать, отвечать. Для работы ей нужны книги, доска, мел, указка, журнал, компьютер.
Воспитатель: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем положить карандаш. (Ребенок берет карандаш и кладет его в портфель).
Воспитатель: Молодцы! Вы собрали школьные принадлежности для Буратино. Теперь он точно сможет пойти в школу. Предлагаю сделать подарок для Буратино- это будут буквы для азбуки. Мы их сделаем из пластилина.
Дети подходят к рабочим местам, оборудованным для занятия лепкой. Создают любую букву приемом раскатывание - формирование из куска пластилина «колбасок (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями
А как же нам их передать? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я запечатаю посылку, а после работы отнесу ее на почту и отправлю Буратино.
Рефлексия
Ребята, вам удалось помочь Буратино? (Ответы детей)
Вы молодцы. Я хочу вас похвалить. Как вы думаете за что? (Ответы детей)
А с кем вы можете поделиться своими знаниями? (Ответы детей.)