Донченко Елена Анатольевна
Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию «Музыкальное путешествие»
▼ Скачать
Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию «Музыкальное путешествие» для детей 5–6 лет
Образовательная область :«Художественно – эстетическое развитие»
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию „Музыкальное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Интеграция с ОО: эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации, через восприятие музыки развивать изобразительные и музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи :
Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание музыкально-эстетического вкуса;
2. Учить детей уважать старших, уважать историю своих предков.
Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи :
1. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;
2. Развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма и метра.
3. Формировать представления о звуке, линии, форме, как к игровому материалу;
4. Развитие координации тела (музыкальной, ладового чувства и чувства формы).
Интеграционные области:
Эстетическое развитие : Развивать творческие умения, фантазию в придумывании образных движений и статичных поз, развивать способность восприятия музыки
Познавательное развитие : Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства
Социально-нравственное развитие : Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения, воспитывать уважение к старшим, памяти предков.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие :
- стимулировать речевое творчество детей;
- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств;
Социально-коммуникативное развитие :
-способствовать развитию творческих способностей детей;
-активизировать навыки общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками;
-развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание к результату работы;
Познавательное развитие :
-формировать умение замечать изменения в звучании мелодии.
Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Методы и приё мы: игра, создание проблемной ситуации, слушание музыки, пение, беседа, художественное слово, показ.
Предварительная работа: прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, беседы и наблюдения.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : запись музыкальных произхведений :40 симфония Моцарта, К Элизе Л. Бетховен, «Музыка, здравствуй»
Фонозаписи:
- симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», тема Пети
-40 симфония Моцарта
- К Элизе Л. Бетховен
-«Детская симфония» Й. Гайдн 2 часть
-этюд Шопена.
Шумовые инструменты:
Треугольник, барабаны, деревянные палочки, металлофон
Планируемые результаты:
-активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
-активно действует, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний;
- проявляет интерес к информации, которую получает во время общения;
- интересуется музыкальной деятельностью;
- умеет видеть результат своей деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Вход под музыку «Петя и волк» С. Прокофьева, тема Пети.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы вошли в музыкальный зал, и музыка приветствовала вас! Давайте и мы скажем музыке – здравствуй!
1. Приветствие
– Кто то придумал просто и мудро,
При встречи здороваться, доброе утро
Здравствуйте и добрый день,
И пропеть нам всем не лень
Пою Добрый день мальчики. (Добрый день)
Добрый день девочки….(Добрый день)
2. Беседа
Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную историю, садитесь удобнее, итак… Жил-был один мальчик – Пит. Каждые каникулы он уезжал погостить к своей бабушке. (слайд 1) Вы думаете, его бабушка жила в маленьком домике в деревне? А вот и не угадали! Бабушка владела большим красивым замком. (слайд 2) В этом замке хранилось много старых вещей, а в главной зале были старинные часы, которые важно звонили каждый час. Маленькие стрелочки деловито тикали, а большой маятник мерно покачивался из стороны в сторону. Давайте попробуем при помощи шумовых инструментов изобразить часы бабушки.
3. Игра на шумовых инструментах
Дети проходят к шумовым инструментам и встают полукругом. Исполняют 2 часть «Детской симфонии» Й. Гайдна – «Часы». Затем вновь садятся в зону для слушания музыки.
Еще в замке было много старинных портретов в огромных рамах. Это были предки Пита – прабабушки и прадедушки (показываю портреты на мольберте).
Пит очень любил долгими вечерами ходить по галерее и рассматривать старинные портреты. Порой ему бывало скучновато, ведь он был единственным ребенком в большом замке. Тогда Пит начинал играть с портретами. Он очень смешно разговаривал с ними и передразнивал их. Он хохотал и гримасничал, строя рожицы солидным джентльменам в мундирах и дамам в кружевных платьях. И делал он это без страха, ведь нарисованные портреты не могли ответить ему.
И передразнивал он их примерно так…
Дети делают артикуляционную гимнастику по методу В. Емельянова.
4. Артикуляционная гимнастика
1. Покусать кончик языка.
2. Покусать язык, высовывая его вперед и убирая назад, покусывать всю поверхность.
3. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
4. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
5. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
6. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
7. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевые мышцы, как гантели
8. Поставив указательный палец на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
5. Распевка «Бабушка, бабушка моя»
А потом спел песню, про бабушку, вы ее знаете, давайте споем.
6. Песня «Это наши бабушки».
Но вот что случилось дальше…
Когда Пит в очередной раз, смеясь, передразнивал портреты, с ним стало происходить что-то странное, пугающее… Портреты потускнели, потеряли краски и исчезли (показываю тусклые портреты). Пит удивился и испугался.
Ребята, что случилось с портретами?
- они обиделись и потеряли краски.
А бабушка хитро улыбнулась и сказала Питу:
- а ты попробуй вернуть краски.
- но как?
- найди музыку, придумай музыкальные портреты. Сделай им подарок. Может, тогда они вернутся. И Пит нашел музыку…
Давайте попробуем представить портрет, как бы собрать его в своем воображении, разгадать характер.
7. Творческое воображение
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано-40 симфонию Моцарта. Задает вопросы: кто это – мужчина или женщина? Почему вы так решили? Какой у нее характер.
Педагог играет «К Элизе» Бетховена. Дети разгадывают.
Ребята, послушаем еще раз эти музыкальные портреты, и может быть, мы сможем из кусочков силуэтов, из этих красивых линий воссоздать портреты вновь.
Вы молодцы, вы умницы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем превратиться в них.
Дети проходят в зону для музыкально-ритмических движений.
Звучит 40 симфония Моцарта. Дети создают скульптуры, передающие музыкальный образ. Далее скульптуры оживают и танцуют, импровизируя движения.
Звучит «К Элизе» Бетховена Выполняют задание.
Вы были хорошими скульпторами, и ваши скульптуры мне понравились! помогли Питу, и его предки вернулись на свои места, в портретные рамы (возвращаю яркие портреты).
Знаете, что приключилось с Питом дальше? Пит так обрадовался, стал веселиться и выбежал во двор. Во дворе он услышал звуки веселой музыки, смех и решил узнать, в чем дело. А это веселые крестьяне танцевали свой любимый танец со шляпами. Хотите, станцуем? Тогда вставайте в круг и передавайте шляпу друг другу по кругу под неторопливую музыку. А когда музык прекратится, тот, у кого шляпа окажется, станцует для нас в центре круга!
8. Коммуникативная игра – танец «Шляпа».
Наш танец достоин аплодисментам. Я предлагаю вам присесть и сыграть музыкальную игру Пиццикато на музыку Делиба из оперы Сильва.
9. Пиццикато
Вот так весело закончились приключения Пита. И нам с вами пора прощаться. Но прежде давайте вы вспомните, что больше всего запомнилось и понравилось вам на сегодняшнем занятии.
10. Релаксация
Дети передают друг другу «волшебный скрипичный ключ» - фигурку и делятся своими впечатлениями.
Педагог прощается с ними, звучит вальс Шопена.