Гатаулина
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская роспись»
Интегрированные задачи:
образовательные:
- познакомить с историей дымковской игрушки.
-учить выделять элементы узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки)
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти).
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию „Дымковская роспись“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- совершенствовать навыки работы с красками.
развивающие :
- развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора
- развивать точное движения руки и мелкую моторику пальцев рук.
-развивать слуховое и зрительное восприятие.
-способствовать развитию внимание, памяти, речи, детей.
воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству дымковской росписи.
- воспитание уважения к труду народных мастеров.
- воспитывать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Активизация словаря:
Дымковские игрушки, художники дымковской росписи, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, глиняные.
Предварительная работа:
Знакомство с промыслом дымковской росписи, элементами дымковской росписи, рассматривание открыток, альбома, книг, игрушек, просмотр видео фильма об изготовление фигурок дымковской игрушки (барыни).
Материалы и оборудование:
Подбор иллюстраций «Дымковская игрушка», доска, силуэты дымковской барыни, краска акварель, карандаши (черный и красный, баночка с водой, кисти №2, №4 кисти, салфетки, аудиозапись музыки русских народных песен, набор картинок для демонстрации элементов росписи.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте сними поздороваемся.
Здравствуйте!
Основная часть
Сегодня у нас занятие рисование. Тема нашего занятия: «Роспись Дымковской барыни».
Ребята, мы с вами ранее уже познакомились с Дымковскими игрушками, поэтому сегодня я хочу, чтобы вы мне рассказали немного о них. Что вы усвоили на прошлых занятиях? (на доске висят картинки Дымковских игрушек)
Воспитатель: Как называют этот вид росписи? (Дымковская роспись)
А почему их так назвали, ребята? (потому что они сделаны в деревне Дымково)
Кто знает, из какого материала сделаны Дымковские игрушки?
Дети: Из глины, правильно! Давайте с вами повторим?
Воспитатель: Но как же эти глиняные фигурки превращаются в веселые игрушки? Ребят кто знает?
Дети: Сначала фигурки лепят из глины, потом обжигают в печи, потом их белят молоком, смешанным с мелом, а затем расписывают узорами!
Воспитатель: Раз их белят молоком с мелом, каким цветом они бывают? (Только белые)
Воспитатель: Как называют мастеров, которые расписывают эти игрушки? (Художники дымковской росписи) Давайте с вами повторим?
Воспитатель: Кто мне скажет, какими узорами художники дымковской росписи расписывают свои игрушки? (точка, круг, кольцо, клетка, прямая линия, волнистая линия). Давайте с вами повторим?
Воспитатель: Какие цвета используют художники дымковской росписи, украшая свои игрушки? (голубой, красный, желтый, зеленый, синий)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее распространё нные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Всё рассказали! А о том, как появились Дымковские игрушки, нам расскажет Саша. Слушайте внимательно.
Воспитатель: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек как у нас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились Дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки, олени. Яркие, веселые задорные – полюбились они детям. Интересный рассказ?
Физминутка.
Один, два, три, четыре, пять
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись
Друг другу дружно улыбнулись
Две пружинки, три прыжка
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов
И превратились в мастеров
Воспитатель: Ребята, хотите побывать художниками дымковской росписи?
Перед вами силуэты дымковской барыни они у нас белые не расписанные. Давайте их распишем как настоящие художники дымковской росписи! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.
Воспитатель: Но, сначала давайте повторим план работы. Скажите какие цвета использовали мастера для росписи? (голубой, красный, желтый, зеленый, синий)
Какими узорами художники дымковской росписи расписывают свои игрушки? (точка, круг, кольцо, клетка, прямая линия, волнистая линия)
Посмотрите какие у меня получились барыни очень нарядные. Давайте с вами повторим? (нарядные)
Воспитатель: На голове непременно – кокошники. На плечах – пышные рукава. По низу юбки различные узоры, оборки. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Я расписала барынь по своему вкусу. Вы будете изображать барыню по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе. Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов. Старайтесь аккуратно выполнять работу. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще прорисовывать всей кистью, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. Я вам приготовила карандаши черный и красный цвет, вы сами нарисуете глаза, брови, нос, рот и щёчки вашим барыням.
Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барыню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз
Вправо, влево повернем,
Мастерить сейчас начнем.
И прежде чем начнем расписывать барыню, давайте разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно-
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним крепко
И вытягивать начну!
Руки я затем помою,
Пальчик к пальчику сложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу!
Теперь можем приступать к работе! Всё делаем аккуратно, не отвлекаемся
Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Итог занятия:
В конце занятия дети приносят свои работы на выставку. Ребята рассматривают свои работы. А теперь мастера полюбуемся на ваши работы. Посмотрите какие яркие и красочные у вас получились барыня.
Чем мы сегодня с вами занимались? (расписывали барыню)
Как называют мастеров, которые расписывают эти игрушки? (Художники дымковской росписи) Давайте с вами повторим?
Какой росписью расписывали барыню?
Расскажите какие цвета вы использовали в росписи? (голубой, красный, желтый, зеленый, синий)
В каких работах хорошо нарисован узор?
Какими элементами украшали их наряды? (точка, круг, кольцо, клетка, прямая линия, волнистая линия)
Какие у вас получились барыни? (нарядные) Давайте с вами повторим? (нарядные)
Как вы думаете у кого получилась самая аккуратная работа?
А кому надо постараться?
Мне сегодня понравилась как вы работали. Особенно хочется отметить…
Воспитатель: Спасибо, за вашу работу, за старание ваше!
Умеете вы быть трудолюбивыми, настоящими мастерами.
В добрых руках работа спорится.
Умелые руки не знают скуки.
Литература
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Подготовительная группа. Волгоград 2017
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. (Образовательная область «художественное творчество») : учебно-методическое пособие М. : ИД «Цветной мир», 2014.
3. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.
4. Интернет источники:
Maam.ru
doshvozrast.ru
doshkolnik.ru