Мария Бондарчук
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами ознакомления с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Область «Познавательное развитие» :
• Формировать умение вести счет в прямом и в обратном порядке
(от 1-8)
• Закрепить представление детей об образовании числа 7, и дать новое понятие об образовании числа 8
• развивать внимание, познавательную активность детей и умение устанавливать причинно – следственные связи.
• Учить навыкам счета в пределах 8, развивать умение соотносить цифру 8 с количеством предметов.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами ознакомления с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше, на основе счёта и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому).
Область «Социально-коммуникативное развитие» :
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
• развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Область «Речевое развитие» :
• развивать монологическую и диалогическую речь, умение отвечать на вопросы;
• учить работать с разными видами информации.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию деятельности детей на занятии.
• Развивать умение договариваться в команде, прививать спокойную, выдержанную манеру общения.
Область «Музыкально-эстетическое развитие»
• Учить прислушиваться к музыке, ритмично двигаться в такт музыке.
• Чувствовать смену действия в соответствии со сменой характера музыки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
• интеграция образовательных областей,
• проблемные ситуации,
• информационно-коммуникативные технологии.
•
Материалы и оборудование:
• Демонстрационный материал; (изображение геом. фигур. Цифры от 1-8. Знаки равенства. Музыкальный треугольник, карточки для устного счета.
• Раздаточный материал; (карточка с 2 цветными полосками, конверт с геометрическими фигурами)
• Материал для подвижной игры (маска на голову в виде геом. Фигур)
Ход занятия:
1. Игровые упражнения. (на ковре)
Воспитататель: «Мы скорей в круг соберемся и друг другу улыбнемся»
а) «Мяч бери и отвечай» Дети стоят в кругу, воспитатель передает мяч по кругу, просит: а) назвать очередность дней недели б) времен года, в) времен суток, г)посчитать до 7 и в обратном порядке.
б) «Что лишнее».
Посмотрите на доску (мольберт) внимательно, какая фигура лишняя (круг, овал, квадрат, треугольник, цилиндр, прямоугольник) (Цилиндр)Почему? Она объемная, а остальные плоские.
в) «Какая цифра заблудилась»?
1 2 3 4 5 8 6 7
Воспитатель: Цифра 8 не на месте? Как думаете почему именно цифра 8 не на месте? Потому что сегодня мы узнаем сколько предметов обозначается цифрой 8. и много интересного о числе 8. Проходите на свои места.
2. Работа с демонстрационным материалом.
(На доске врассыпную расставлены 6 грибков и 7 листочков).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Зимой он в белом кафтане,
Весной - он в зеленом сарафане,
Летом – он в платьице цветном,
Осенью – он в плаще золотом? (Лес)
А почему лес осенью в плаще золотом? Листья желтые, становятся такого же цвета как золото. Сейчас какое время года? Осень. А можно сказать что сейчас лес в плаще золотом? (Нет, т. к лес золотой ранней осенью, а сейчас осень поздняя, листья уже утратили цвет золота, облетели, и почернели)
Посмотрите в нашу группу тоже залетели листья, кто догадался с какого дерева? (с клена) (7 кленовых листьев).
Отгадайте еще одну загадку, и узнаете – что в лесу осенью бывает.
Вырос он в березняке
Носит шляпку на ноге
Сверху лист к нему прилип
Вы узнали? Это…. (гриб)
А какие грибы знаете? (боровик, опята, сыроежка) (6 грибов)
У нас теперь как в настоящем лесу ранней осенью, растут грибы и облетают листья. Как узнать чего больше листьев, или грибов? Как это можно проверить? Дети:- Посчитать. Воспитатель:- А можно узнать не считая их? Дети:- Поставить рядом. Воспитатель:- Конечно, это можно узнать путём приложения. Пожалуйста, Света, подойди к доске и расставь грибы и листья в 2 ряда, один к одному. (Помогать ребёнку, объясняя, что грибов не хватило, значит их меньше, а листик один лишний - значит их больше. Сколько грибов? 7 Поставим цифру 7. А листиков? 6. Поставим цифру 6. Дети сравнивают числа 6 и 7, а затем двумя способами уравнивают количество грибочков и листочков (6+1 и 7–1)Сколько теперь грибочков и листочков? Их поровну – по 7. Что нужно сделать, чтобы стало 8 грибочков? Надо добавить еще один. Добавляем один грибочек. Сколько теперь грибочков? 8. (рядом ставлю цифру 8) цифра 8 обозначает число 8. Чего больше грибочков или листьев? Грибов т. к их 8 а грибов 7. Как получили число 8? Прибавили к семи один. (7+1) Какой знак поставим между числом 8 и 7 (ребенок устанавливает неравенство) А как сделать чтобы теперь листьев стало столько же, сколько и грибов? (Добавить один листочек 7+1) Какое число получили? 8 .По сколько грибов и листиков? Поровну по 8. А если сравним 8 и 8, какой знак нужно поставить? (Знак равенства) Молодцы.
3. Физминутка. «Ветер дует нам в лицо»
4. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель обращает внимание детей на столы, у каждого есть карточка с желтой и синей полоской, просит разместить на желтой полоске столько кругов, сколько Гномов в сказке о Белоснежке. А на синей полоске квадратов на один больше чем 6. Воспитатель уточняет сколько кругов отсчитали на желтой полоске?7 А на синей? 7Где больше? Их поровну – по семь. Затем просит детей увеличить количество квадратов, добавляя к семи еще один, и спрашивает: сколько квадратов стало? 8 Какое число получили? 8. Как получили число восемь? Какое число больше: восемь или семь? Какое число меньше: семь или восемь? Как сделать так, чтобы фигур стало поровну? (уравнивание двумя способами) Молодцы.
5. Игра «Молчанка»
У детей карточки в пределах 8, они отвечают молча поднимая нужную цифру
- сколько пальцев на одной руке? (5)
- сколько героев-животных встретились Колобку? (4)
- сколько цыплят (белочек, елочек) на картинке?
- сколько раз услышите звук муз. треугольника – такое число покажите.
- сколько девочек сегодня в группе?
- а сколько мальчиков? А гостей? А сколько тебе лет?
- покажи соседей числа 4?
- какое число идет за числом 6?
- сколько ножек у осьминожки?
- если к числу 7 прибавить один, то что получим?
- Я читаю загадку, а вы карточкой показывайте отгадку: «Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков, чрезмерно рада, что нашла, таких как вы дружочков».(если дети затрудняются, рисую в воздухе цифру 8) Молодцы.
6. Подвижная игра: «Чей кружок быстрее соберется»
Троим детям, на голову надеваю фигуры. (н- р круг, квадрат, треугольник, они водящие, и вокруг них становятся поровну остальные дети, образуя 3 кружка. Звучит музыка, дети двигаются вокруг своей фигуры, затем темп музыки меняется, дети и водящие перемещаются на свое усмотрение по ковру. Музыка меняется – дети присаживаются закрывают глаза, а водящие меняют место. На быструю музыку каждый ребенок должен найти быстро свой кружок, т. е свою фигуру. Воспитатель отмечает вокруг какой фигуры кружок собрался быстрее? Игра повторяется 3-4 раза.
7. Игра «Если знаешь отвечай» (ответы не обсуждаются)
В пустом стакане есть орехи?
Снег идет летом?
Суп едят вилкой?
Кошка боится мышку?
Морковь бывает синяя?
Кто старше мама или бабушка?
А занятие сегодня понравилось? Что запомнилось больше всего? С каким числом познакомились?