Лиза Хафизова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень»
возрастная группа: средняя группа
Воспитатель Хафизова Лиза Ирековна
Цель: формировать умение полным предложением отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии картин.
Задачи:
Образовательные :
Способствовать умению устанавливать связь между признаками в природе, формировать умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
активизировать в речи прилагательные и глаголы;
формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Развивающие :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
развивать умение детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий (мнемотаблицы, сюжетных картинок)
закрепить произношение звуков (с) -(ш, развивать длительный плавный выдох.
уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Воспитательные:
продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.
Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.
Материал и оборудование: мнемотаблица «Осень», листья, вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, осиновый, березовый). Сюжетные картины про «Осень», листочки на каждого ребнека.
Методические приё мы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ, личный пример, физкультминутка, оценка.
Словарная работа: листопад, разноцветные деревья, кленовый, осиновый, берёзовый. ,перелетные
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия. Организационный момент.
Круг радости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (ответы детей)
Воспитатель: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас!
Все вместе: Доброе утро!
2часть. Ребята отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь я елочек и сосен,
Потому что я называюсь… (осень)
— Молодцы, конечно, это осень.
Развитие мелкой моторики.
Если листья пожелтели, (Сжимать-разжимать кисти рук.)
Дождь холодный моросит, (Совершать легкие движения пальцами.)
Птицы к югу полетели, (Пальцы выпрямить и переплести «птичка».)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед.)
(дети садятся на стульчики)
Какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Давайте, расскажем про осень.
Работа с мнемотаблицей «Осень»
Вывешивается картинно-графический план
солнце
небо
деревья
птицы,
насекомые
одежда
овощи
Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (Листопад.)
С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)
Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)
Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
Как мы одеваемся осенью? (одеваемся тепло)
Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму. В лесу собирают грибы)
Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.
• Когда идет дождь погода, какая? - дождливая.
• Когда дует ветер погода, какая? - ветреная
• Когда холодно погода, какая? – холодная
• Когда пасмурно погода, какая? - пасмурная
• Когда сыро погода, какая? – сырая
• Когда хмуро погода, какая? - хмурая
• Когда ясно погода, какая? - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, а поздней осенью ещё и морозная бывает погода, правда, ребята?
Посмотрите, какой волшебный сундучок. А хотите узнать, что у меня в сундучке? Нужно отгадать загадку, тогда сундучок откроется.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные. (Листья)
Загадку правильно отгадали и сундучок открылся. Посмотрите сколько листьев. Осенний ветер принёс нам листья с деревьев. Назовите, какой это листок.
Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.
Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.
Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
Этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.
Молодцы. Каждому листику нашли свое дерево.
Посмотрите сколько осенних кленовых листьев. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки) Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Давайте поиграем с листочками.
Физкультминутка.
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточке сидели.
Дети стоят по кругу, держась за руки, медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают
Ветер дунул - мы цепочкой
Друг за другом полетели.
На носках быстро движутся друг за другом.
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Приседают.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Встают, поднимают руки вверх.
Повертел их, покружил
Кружатся на месте.
И на землю опустил
Садятся на корточки.
Воспитатель. Дует осенний ветер. Длительно произнесите звук [с] .
Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.
Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);
Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);
Ребята, пройдитесь и послушайте шорох листьев. Как шуршат листья? (Дети протяжно шшш- шшш-шшш)
А теперь давайте проверим, как вы знаете приметы осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Зверьки норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Часто-часто льют дожди?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с этим заданием. Давайте теперь придумаем красивые предложения про осень. Я вам предлагаю придумать предложение, об осени глядя на картину. Каждое предложение должно начинаться со слова «Осенью». Что же бывает только осенью, давайте расскажем? Игровое упражнение «Составь предложение»
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Осенью деревья надевают разноцветные наряды.
Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди.
Осенью мы собираем опавшие листья.
Осенью люди собирают грибы.
Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.
Осенью животные готовятся к зиме.
Подведение итогов занятия.
- Про какое время года мы сегодня мы говорили?
- Вы любите осень? Почему?
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы