Людмила Макарова
Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) «Измерение объема»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные: формировать у детей правильные навыки измерения жидких тел. Подвести к пониманию обратной зависимости результат измерения от избранной меры. Решать логические задачи.
Развивающие: развивать наблюдательность, самостоятельность, мыслительную активность, интеллектуальное развитие, слуховое и зрительное внимание. Формировать мотивацию познания, познавательно-исследовательских умений, слушать и слышать, смотреть и видеть, доводить начатое дело до конца. Продолжить формирование мыслительных операций: анализ (разложить, синтез (соединить, сравнение, обобщение, классификация, оперативной памяти (быстрой).
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) „Измерение объема“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление оказывать помощь другим.
Интеграция областей:
Физическое развитие. Здоровье: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, повышение их самооценки через исследовательскую деятельность.
Художественно-эстетическое развитие ТРИЗ: заинтересовать детей в творческом решении проблем, возникающих в данной ситуации, развивать изобретательную смекалку, умение системно мыслить с пониманием происходящих процессов.
Социально-коммуникативное развитие: закреплять навыки безопасного поведения в помещении. Продолжать самостоятельно готовить рабочее место и убирать его после занятия. Предложить игру «молекулы».
Речевое развитие: развитие речи. Закрепить умение детей излагать свои мысли последовательно, проговаривать свои действия, отвечать на вопросы полным ответом. Познакомить со словом «Лаборатория». Загадать загадку о воде.
Демонстрационный материал: емкости для измерения объёма: ваза, кувшин, стаканы, баночки, карточки для моделирования маленькими человечками, сантиметровая лента.
Раздаточный материал: баночки с красной и синий полоской, мерные ложки, мерные стаканчики, карточки для моделирования маленькими человечками, камешки для счета, салфетки, тазики с водой.
Воспитатель: дети я вам предлагаю послушать загадку, о чем она, догадайтесь.
Что бы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтоб варились кисели
Чтобы плыли корабли
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без …. (Воды)
Дети: эта загадка о воде.
Воспитатель: ребята, помните мы с вами говорили, что все предметы, которые нас окружают, и мы с вами состоим из маленьких молекул, которые можно увидеть только в микроскоп. Этих молекул так много что, соединяясь между собой, они превращаются в разные предметы. Молекулы очень разные, они по-разному дружат между собой. Эти молекулы, чтобы было понятно, мы называем маленькими человечками.
Показываю карточку, в который живут жидкие человечки. Где они живут? (в воде) Эти человечки не убегают далеко друг от друга, они не такие дружные, стоят только рядом и прикасаются локтями.
Изобразите жидких человечков.
Воспитатель: давайте вспомним, какие состояния воды вы еще знаете (агрегатное состояние воды).
Дети: лед… (ответы детей).
Воспитатель: показываю карточку, на которой изображены твердые человечки. Посмотрите, какие они дружные, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их не разъединить, как и мы с вами, когда играем «железо ковано».
Изобразите твердых человечков.
Назовите состояние воды, которое соответствует этой карточке.
Дети: водяной пар.
Воспитатель: Эти человечки двигаются, как хотят, хаотично, свободно, такие не послушные, совсем не держатся за руки. Они могут находится на далеком расстоянии друг от друга, заполняя большое пространство. Сквозь этих человечков пройти легко.
Изобразите бегущих человечков.
Вода уникальное вещество на земле. Только она может находится в трех агрегатных состояниях.
Дети я вас приглашаю лабораторию, какое оборудование вы видите на ваших столах.
Дети: баночки с красной и синей полоской, мерные ложки, мерные стаканчики, тазики с водой, камешки для счета.
Воспитатель: я хочу поговорить с вами об объёме. Посмотрите перед вами 2 сосуда. Как вы думаете, где больше воды в вазе или в кувшине? как узнать?
Дети: предлагают разные варианты. Делают вывод: надо проверить, чтобы узнать объём воды в вазе и кувшине, результат измерения сравнить.
Воспитатель: можно измерить объём воды, мерками, которые необходимы для линейных измерений, например, сантиметровой лентой или линейкой.
Дети: нельзя, нужно взять стакан, банку или чашку.
Воспитатель: Я вам предлагаю измерить стаканами. Посмотрите, я переливаю из вазы воду в стакан, сколько воды было в вазе? Затем я переливаю из кувшина воду в стакан, сколько воды было в кувшине? Что вы можете сказать, одинаковое количество воды или разное?
Дети: в вазе и кувшине количество воды одинаковое. Какую форму принимает вода. Вода принимает ту форму, в которой она находится.
Воспитатель: я вам предлагаю самостоятельно проверить, сколько мерных ложек вмещается в баночку с синей и красной полоской. Чтобы не забыть, сколько мерных ложек отмерено будем откладывать камешки-метки. Напоминаю, чтобы измерение было правильным, мерная ложка должна быть полной.
Воспитатель: Сколько мерных ложек вошло в баночку с красной полоской?
Воспитатель: Сколько мерных ложек вошло в баночку с синей полоской?
В какой баночке объём воды больше (меньше?
Дети: воды больше в банке с красной полоской, потому что вошло десять мерных ложек.
Воды меньше в банке с синей полоской, потому что вошло шесть мерных ложек.
10>6, 6<10
Воспитатель: Как сделать поровну?
Дети: можно воду добавить или убавить.
Воспитатель: хотите проверить, сколько мерных стаканов входит в наши баночки.
Дети: наливают воду в баночки из мерного стаканчика.
Воспитатель: сколько мерных стаканов вошло в баночку?
Дети: в баночку вошло два мерных стаканчика.
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
Дети: чем больше мерка, тем меньше результат.
Дети: чем меньше мерка, тем больше результат.
Воспитатель: результат измерения жидкости зависит от размера условной мерки.
Можно ли сравнивать количество воды, если мерки у нас были разными.
Дети: нельзя, мерка должна быть одного вида.
Воспитатель: как вы думаете, где можно использовать мерные стаканчики.
Дети в аптеке, когда делают лекарства, в лаборатории, когда проводят опыты, когда мама готовит еду, когда смешивают краску, делают мыльные пузыри.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем — (Руки перед грудью, рывки руками.)
Вот и кончилась игра.
За учёбу нам пора. (Дети садятся за парты.)
Логические задачи:
Воспитатель: если нам нужно заполнить бочку водой, что может быть меркой.
Дети: банка, ведро
Воспитатель: одинаковый ли объём воды, несли бабушка, внучка, курочка, мышка из сказки «У страха глаза велики». У кого самый большой объём воды? у кого самый маленький объём воды?
Дети: объём воды у всех разный потому что, у бабушки ведро большое, у внучки ведро поменьше, у курочки с огурчик, у мышки с наперсток.
Воспитатель: на отдыхе вы захотели пить, во что можно налить воду, если нет никакой посуды?
Дети: лист лопуха, ладошки…
Воспитатель: я предлагаю вам игру – гипотезу: «Что случится, если на земле исчезнет вода?»
Дети: засохнут растения, погибнут животные, нельзя будет постирать, убраться, помыться, приготовить еду.
Воспитатель: вода наше богатство ее необходимо беречь.
Чем сегодня занимались?
Что больше понравилось на занятии, какой смайлик вы возьмете, что бы оценить свои знания. Ответы детей.
На следующим занятии мы будем измерять объём сыпучих тел: песок, горох, гречка, пшено, рис.