Надежда Панова
Конспект организованной образовательной деятельности «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие» на тему «Осень» с использованием мнемотехники.
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.
Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
Расширение и активизация словаря по теме «Осень».
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях.
Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Воспитательные:
Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Развивающие:
Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.
Развитие координации речи с движением.
Предварительная работа. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
Словарная работа: дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).
Оборудование: мяч; осенний листочек; листы-основы для рисования; презентация; конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, послушайте сказку.
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»
Дети: Осень!
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).
Воспитатель: Давайте сначала поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
цветы - осенние цветы,
листва - осенняя листва,
дерево - осеннее дерево
день - осенний день.
Воспитатель: Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие. Осенью листья: что делают?
Дети: Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.
Воспитатель: Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая? (Дети называют слова: золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).
Воспитатель: Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая. Как вы думаете, что оно обозначает? Давайте скажем его все вместе.
Давайте поиграем с этим словом.
Осень какая?- хмурая.
День - хмурый.
Небо - хмурое.
Погода - хмурая.
Вы хорошо справились с заданием. (У каждого ребёнка на столе по листочку. Задание - найти свою пару и сесть за стол с таким же листочком).
Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью:
1. В погоде
Воспитатель: Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?
Дети: Осенью солнце светит, но греет слабо.
Воспитатель: Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите перед собой.
Воспитатель: Что можно сказать про осеннее небо?
Дети: Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.
Воспитатель: Тучи на небе обозначим вот таким значком. Найдите его и положите рядом со значком солнце. А какое предложение можно составить со словом «дождь»?
Дети: Осенью часто идут дожди.
Воспитатель: Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей. Какой ветер дует осенью?
Дети: Осенью дует сильный, холодный ветер.
Воспитатель: Ветер давайте обозначим вот таким символом. Картинку положите рядом с картинкой ветер.
2. В растительном мире.
Воспитатель: Какими становятся листья на деревьях осенью? Как называется явление, когда опадают листья?
Дети: Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми. Осенью начинается листопад.
Воспитатель: Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите с листьями.
3. В животном мире.
Воспитатель: Куда деваются птицы? Почему?
Дети: Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
Воспитатель: Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями. Что происходит с животными?
Дети: Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.
Воспитатель: Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.
4. В мире людей.
Воспитатель: Как одеваются люди осенью?
Дети: Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.
Воспитатель: Одежду мы обозначим таким значком, а зонт - вот таким. Свои картинки положите рядом с животными. Что собирают люди осенью?
Дети: Осенью люди собирают урожай. Осенью люди ходят в лес собирать грибы.
Воспитатель: Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.
Физминутка "Осень".
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.
Составление рассказа об осени по мнемотаблице.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю перемешать картинки и выложить их вот в такой последовательности: в первую строчку положите те значки, которые относятся к погодным изменениям, во второй те, что относятся к людям, в третий в животном мире, а в четвертый к изменениям в растительном мире. У каждого из вас получился свой рассказ об осени по таблице (1-2 ребенка рассказывают по своей схеме).
Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень» по мнемотаблице.
Итог занятия.
Воспитатель: Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?