Татьяна Бекренева
Конспект по организации и руководству творческой игрой с детьми второй младшей группы «Путешествие на автобусе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и руководство творческой игры с детьми второй младшей группы.
Сюжет: «Путешествие на автобусе».
Роли: шофёр, кондуктор, пассажиры (дети, продавец (воспитатель,
игрушки (дети, покупатели (дети, родители - т. е. мамы, папы (дети, Лис,
Мышонок — мягкие игрушки (воспитатель).
Содержание игры: Дети путешествуют на автобусе с шофёром,
кондуктором, пассажирами (дети). Для иллюзии звучит весёлая музыка и
объявляется «первая» остановка «Магазин игрушек», где каждый участник
Публикация «Конспект по организации и руководству творческой игрой с детьми второй младшей группы „Путешествие на автобусе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт. Автобус
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
игры должен сам придумать, какую игрушку он будет показывать или
изображать, а покупателю нужно назвать игрушку, которую ему показывают.
Кто не отгадает - уходит без покупки. «Вторая» остановка «Парк» - дети
выходят из автобуса и самостоятельно распределяются на роли (родителей,
после чего катают своих кукол в колясках. «Третья» остановка «Театральная»
- здесь дети посещают театр и смотрят сказку «Лис и мышонок», которую
проигрывает воспитатель. После этого играют в игру «Мыши и делают
зарядку». В заключении пассажиры садятся в автобус и возвращаются на
нём домой.
Игровые правила :
По ролям - каждая роль осуществляется индивидуально, т. е. каждый
ребёнок придумывает, выразительно показывает движения и занимается
звукоподражанием.
Общие правила: уважать друг друга, не ссориться, принимать в игру всех кто
хочет, играть дружно, не перебивать друг друга, помогать товарищу.
Использование игровых атрибутов :
Театр игрушек - сказка «Лис и мышонок». Всё пространство сцены (т. е.
площадка, где проходит представление) делится на норку мышонка и место,
где находится Лис (возле норы мышонка). У мышонка в норке - спальня (в
ней стоит кровать, кладовая (стоит миска с зерном, отнорочек (т. е. выход
из норки с другой стороны) в лес (стоят игрушечные деревья).
Сюжетно - ролевая игра «Магазин игрушек» - прилавок имитирует коврик
Сюжетно - ролевая игра «Парк» коляски для катания кукол и мишек.
Оборудование: Стульчики (автобус, фуражка для шофёра, сумочка через
плечо (для кондуктора, билетики для пассажиров, стол - прилавок (коврик,
коляски с куклами, мишками, мягкие игрушки (лис и мышонок, кроватка,
миска с крупой, игрушечный лес, зеркало.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Развивать умения выбирать роль.
2. Учить детей принимать на себя роль игрушки, обыгрывать её с помощью движений и звукоподражания.
3. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами.
4. Развивать внимательное слушание сказки, слежение за сюжетом.
5. Развивать двигательную активность детей.
6. Дать представление о театре игрушек на ковре.
Воспитательные задачи:
7. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в
непродолжительной совместной игре.
8. Поощрять самостоятельность детей.
9. Развивать способность эмоционально откликаться на выраженные
чувства и настроение в игре, сказке.
10. Научить речевым качествам личности (выдержке, тактичности,
вежливости, общительности).
11. Воспитывать желание работать в коллективе.
1. Учить правильно вести себя в транспорте, в парке, магазине, театре.
Словарные задачи:
1. Продолжать обогащать словарный запас детей.
12. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессию,
глаголы, характеризующие трудовую деятельность.
13. Закреплять точное, правильное, отчётливое произношение всех звуков.
14. Закрепить употребление слов: шофёр, кондуктор, пассажиры, радио,
продавец, покупатель, товар, транспорт, остановка, автобус, парк,
театр.
Предварительная работа:
15. Познакомить детей с профессиями (шофёр, кондуктор, актёр).
16. Провести беседу о правилах поведения в лесопарке.
17. Посетить театр.
18. Дать представление о нормах поведения в общественных местах.
19. Провести беседу о правилах поведения в магазине, общественном
транспорте.
20. Познакомить с игровым оборудованием (стульчики, колясочки с
игрушками, театром на ковре).
21. Чтение художественной литературы — сказка «Лис и мышь».
22. Разучить игру «Мыши делают зарядку»*
23. Проработать с детьми, какие игрушки бывают и как их можно
использовать с помощью движения и звукоподражания.
Ход работы:
24.
Этапы Содержание и методы руководства Примечание
1. часть Вводная Приглашаю детей покататься на автобусе. Выстраиваю стульчики в ряд - это автобус. Задаю детям вопросы: - «Что есть у автобуса? Из чего можно построить автобус?» Строим вместе с детьми - дети подают детали, воспитатель встраивает элементы автобуса. Задаю вопрос: - «Кто ведёт автобус? Кто проверяет билеты?» Предлагаю детям определиться со своей ролью: - «Я буду экскурсоводом». Задаю вопросы: - «Кто хочет быть шофёром, кондуктором, пассажирами? Чем отличается шофёр от кондуктора? Чем отличается кондуктор от пассажиров? (формой)». Предлагаю одеть в специальную форму шофёра и кондуктора. Напоминаю, что скоро автобус отправляется. Предлагаю пассажирам занять свои места, а кондуктору проверить билеты.
2. часть Основная Предлагаю: - «Вначале вспомним, как нужно вести себя в автобусе?» Затем рассказываю о том, что у нас будут остановки и одна из них «Магазин игрушек». Предлагаю детям поиграть в магазин игрушек: одни будут игрушками, которые продаются в магазине, другие будут покупателями, а я буду продавцом. Спрашиваю: - «Кто хочет быть игрушкой?» Предлагаю сначала подумать какую игрушку они будут изображать (дети - игрушки подходят ко мне). Задаю вопросы: - «А кто любит покупать игрушки? Кто хочет быть покупателем?» Продолжаю, покупатели будут по очереди приходить в магазин и спрашивать: - «Какие сегодня продаются игрушки? (дети покупатели подходят к няне). Итак: шофёр, кондуктор, пассажиры - займите свои места!» Объявляю «по радио» : - «Внимание! Автобус отправляется в деревню! Пассажирам надо занять свои места!» Проверяю: шофёр садится в кабину, пассажиры
сидят на своих местах, кондуктор раздаёт
билеты, автобус отправляется. Звучит весёлая
музыка.
Объявляю: - «Следующая остановка «Магазин
игрушек». Предлагаю повторить правила
поведения в магазине.
Предлагаю детям на остановке выйти из
автобуса.
Напоминаю детям, кто будет игрушкой, кто
будет покупателем, а кто будет продавцом. Тут
же неподалёку стоит импровизированный
прилавок (т. е. коврик на который усаживаются
в ряд дети — игрушки и изображают товар,
расставленный на полках в магазине).
Подхожу и спрашиваю (продавец -
воспитатель) к каждому ребёнку; «Какой
игрушкой будешь?»
Договариваюсь о том, как её можно изобразить
(зайчик, можно попрыгать, волчок —
покружиться, кукла - поплясать,
лягушка — поквакать и попрыгать и т. д.).
Объявляю, когда всё готово: «Магазин
открыт!»
Стараюсь пробудить у детей интерес к
придумыванию различных привлекательных
игрушек и способов их изображения.
Поддерживаю детскую инициативу.
Поощряю выдумщиков.
Напоминаю, если кто-то из детей не может
ничего придумать нового, какие игрушки
бывают.
Советую дополнить образ звукоподражанием,
если ребёнок не может изобразить игрушку с
помощью движений.
Напоминаю правила игры: Покупатели
подходят к прилавку по очереди, не толкаясь,
здороваются и просят продавца показать
игрушки. Продавец (воспитатель) - берёт «с
полки» игрушку и «заводит» её (т. е. вывожу
ребёнка, двигаю за его спиной, будто «завожу
ключом»). Игрушка (ребёнок) оживает.
Покупатель (ребёнок) должен отгадать, что это
за игрушка. Если он догадывается, то забирает
её с собой (т. е. отводит в салон автобуса).
Когда все игрушки распроданы, дети могут
меняться ролями и всё начинается сначала.
Если игрушек получилось слишком много
(больше, чем покупателей, можно предложить
детям изображать вдвоём или втроём одну и
туже игрушку, но это всё только в том случае,
если не будет больше продолжения игры (т. е.
остановок).
Поощряю сообразительность и догадливость
покупателей. Пытаюсь развивать воображение,
чтобы ребёнок правильно назвал игрушку.
Предлагаю воспользоваться помощью других
детей (покупателей, если ребёнок
затрудняется с ответом.
Действую по обстановке, т. е. не обязательно
дожидаться, пока будут проданы все игрушки,
а меняю роли и чаще вовлекаю в игру уже
отыгравших детей.
Затем объявляю, что автобус отправляется.
Дети (пассажиры) снова занимают свои места.
Последняя остановка «Театральная». Здесь
детей ждёт театр игрушек на ковре.
Вспоминаю правила поведения детей в
общественных местах, в данном случае в
театре. В театре нельзя: разговаривать, пить,
кушать, баловаться, прыгать на стуле и т. д.
Объясняю почему: т. к. мы можем помешать не
только сидящим рядом с нами, но и актёрам,
ведь они так стараются для нас играть в
спектакле.
Рассаживаю детей рядом друг с другом на
коврике и предлагаю посмотреть сказку «Лис и
мышонок», которую недавно читала детям (все
роли в сказке исполняет воспитатель).
Сказка «Лис и мышь» :
(лис) - Я Лис. Я живу в лесу. Я люблю
охотиться на птиц. Я люблю ловить мышей.
Где они? Их нет, видно спрятались в норы. Эй,
мыши?
Песенка Лиса (исполняет воспитатель) :
Как люблю я погулять,
Свежим воздухом дышать,
Скоро у меня обед, а мышей в помине нет.
Видно, придётся пропадать с голоду
(имитирую мышиный писк). Кто это? Где это?
Неужто, это мышь?
(из- за куста появляется мышь) Ах, это ты,
глупый, маленький мышонок! Давай с тобой
играть?
(мышонок) — Нет, Лис, мне играть некогда!
(лис) - Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос
грязный? (мышонок) — А это я землю копал!
(лис) - Я тоже недавно землю копал, да не
испачкался! Мышонок, мышонок, а для чего ты
землю копал?
(мышонок) - Да норку делал.
(лис) - А я тоже норки люблю делать!
Мышонок, мышонок, а для чего ты норку
делал?
(мышонок) — От тебя, Лис, спрятаться!
(лис притворяясь) - Разве я такой страшный?
(смотрится в зеркало) Совсем нет, не
страшный. Очень даже красивый (говорит
вкрадчиво мышонку). Мышонок, мышонок, а я
тебя подстерегу!
(мышонок) — А я убегу! У меня в норке
спаленка (ложится на кроватку).
(лис) - Ничего, я подожду. Поспишь — и
кушать захочешь. А кушать захочется - и
вылезешь. Мышонок, мышонок, что тогда
будешь делать?
(мышонок) - А я голода не боюсь - у меня в
норке кладовочка (идёт в кладовочку).
(лис удивлённо) - Кладовочка! Ах, ты,
запасливый мышонок! Ну, смотри, я что - то
придумаю! (ходит взад - вперёд) Придумал!
Мышонок, мышонок, а ведь твою норку
разорю! Ух, разорю! Эх, разорю! Что тогда
будешь делать? (мышонок) - А я всё равно тебя
не боюсь! Я - раз и в отнорочек! И был таков!
Прощай Лис! (мышонок убегает через
отнорочек в лес и прячется там под кустом в
новой норке).
(лис, мышонку) — Стой мышонок! (зрителям
детям) Ловко он меня обманул! Пойду я других
мышат искать!
3 часть. Заключительная. Провожу беседу с детьми.
Задаю детям вопросы: - «Понравилась им
сказка? Каким был Лис? Каким был
Мышонок?»
Напоминаю детям после беседы по
содержанию сказки, что нам предстоит дальняя
поездка домой.
Предлагаю детям перед ней размяться,
поиграть в игру «Мыши делают зарядку».
Игра «Мыши делают зарядку» :
(воспитатель) Вышли мыши на зарядку
(мышки делают зарядку).
Раз-два, раз-два!
Делать стали по порядку,
Раз-два, раз-два!
Хвостик дружно достали,
(дети будто достают хвостик)
Раз-два, раз-два,
Резко лапками махали,
(машут лапами)
Раз-два, раз-два,
Вдруг летит опасный зверь,
(воспитатель бежит вокруг детей-мышат,
держит в руке игрушку Лиса)
Раз-два, раз-два.
Нас с тобой он съест теперь,
(дети-мыши садятся на корточки)
Раз-два, раз-два,
Мышки испугались, Чуть не разбежались.
(прижимают ушки к голове)
Лис прошёлся по тропинке,
(Лис важно ходит)
Раз-два, раз-два,
В чистых новеньких ботинках,
Раз-два, раз-два,
И ушёл к себе он в норку,
Раз-два, раз-два,
Пугать не стану детвору!
(машет рукой)
Раз-два, раз-два,
То-то мышки рассмеялись,
(мышки пляшут)
Разрезвились, расплясались!
Предлагаю зрителям (дети) после игры занять
свои места в автобусе.
Напоминаю детям, что они едут домой. Провожу беседу по содержанию всей творческой игры.
Задаю вопросы: Понравилось вам путешествие на автобусе? Расскажите, какой у нас был автобус? Кто был шофёр? Кто был кондуктор? Кто был пассажиром? Как вёл автобус шофёр? Что раздавал кондуктор пассажирам, когда они сели на свои места? Я для чего? Как нужно вести себя пассажирам в автобусе? Почему? Как нужно вести себя в магазине? Почему? А в лесу? Почему? А в театре? Почему? Понравилась вам сказка «Лис и мышь»? Какой Лис? Какой Мышонок? Кто вам больше понравился? Почему? Понравилась вам игра, которую мы с вами разучили? Напоминаю, что автобус возвратился с прогулки в детский сад. Предлагаю детям после беседы разложить игрушки на свои места, чтобы они могли отдохнуть. Предлагаю, вымыть руки и пойти обедать.
Анализ проведения творческой игры во второй младшей группе.
В группе имеются все условия для проведения творческих игр
Я, заранее приготовила материалы и оборудования для творческой игры «Путешествие на автобусе». Стульчики (автобус, фуражка для шофёра, сумочка через плечо (для кондуктора, билетики для пассажиров, стол - прилавок (коврик,
коляски с куклами, мишками, мягкие игрушки (лис и мышонок, кроватка,
миска с крупой, игрушечный лес, зеркало.
Предложила детям отправиться в путешествие. Обсудила, на чем мы можем отправиться. Из чего можно построить автобус. Вместе с детьми распределили роли. Обсудили их игровые действия, правила поведения в общественном транспорте, в магазине. Во время игры направляла действия детей, контролировала соблюдение последовательности сюжета, организовывала благоприятную обстановку для совместной дружной игры.
В игре были использованы: игра со строительным материалом, сюжетно ролевая игра «Водитель автобуса» и «Магазин игрушек», театрализованная игра «Лис и мышонок».
Игра проводилась с целью развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, развивать способность эмоционально откликаться на выраженные чувства и настроение в игре, сказке. Научить речевым качествам личности (выдержке, тактичности, вежливости, общительности). Воспитывать желание работать в коллективе. Учить правильно вести себя в транспорте, магазине, театре.
Для привлечения детей к игре я использовала словесные методы. Игра проводилась со всей группой. Во время игры «Водитель автобуса» я распределила роли, учитывала интересы и пожелания детей, напомнила правила поведения в общественном транспорте, спорные вопросы разрешались мирным путем.
В игре «Магазин игрушек» дети распределяли роли сами. Были использованы имитация, вопросы, напоминания, оказывала помощь, давала положительную оценку. Дети активно включились в процесс игры. Играли дружно, соблюдая предложенные условия.
Для развития у детей внимания, воображения, актерских способностей была проведена театрализованная игра «Лис и мышонок»
Для привлечения внимания детей я использовала музыкальные моменты, имитацию. Дети были очень заинтересованы, внимательно слушали, сопереживали героям. После сказки дети с удовольствием приняли приглашение поиграть в подвижную игру «Мышки делают зарядку»
Дети проявляли искренний интерес к подготовке к игре, некоторые дети показали не плохие знания о «Профессиях». Во время игры осуществлялась прямое руководство через напоминания, объяснения, помощь распределение ролей. Была организована благоприятная и дружелюбная обстановка. Давала положительную оценку.
Для подведения итогов игры привлекала детей, провела беседу с положительной оценкой. В играх дети показали умения играть дружно, помогать друг другу. Уровень развития игровой деятельности соответствует требованиям программы.